Ученые раскрыли тайну раздвоения личности - ФОТО Британские нейрофизиологи из Королевского колледжа Лондона во главе с Симон Рейндерсом поставили точку в спорах о раздвоении личности. Они заявили, что это диссоциативное расстройство идентичности, ДРИ, - реальная болезнь, пишет New Scientist.

Расщепление личности - популярный сюжет в литературе и кино, но учёные сомневались, идёт ли речь о конкретном заболевании, психологических отклонениях или о разыгравшемся воображении экзальтированных людей. Напомним, при ДРИ в сознании человека уживаются два и более комплекса психических состояний индивидуума или личности. Причём личности эти, разные "я", существуют независимо: по очереди контролируют поведение и не знают друг о друге. Такое искажённое восприятие пациенты описывают как "ощущение вне границ тела и возможность наблюдать за своими действиями со стороны", объясняет Симон Рейндерс. Этому сопутствуют провалы в памяти, полное "переключение" между состояниями, "побег" от себя.

Так, в фильме Дэвида Финчера по роману Чака Паланика "Бойцовский клуб" главный герой 30-летний безымянный Рассказчик создаёт "Бойцовский клуб", который под руководством его друга Тайлера организует погромы и взрывы. Но вдруг Рассказчик понимает: Тайлер - это он сам, точнее, сгусток его вытесненных желаний. Как уверяют учёные, при ДРИ личности могут иметь разный возраст, пол, интеллект и даже почерк.

По одной из классификаций ДРИ - не болезнь, а тип психологической амнезии. При таком расщеплении "я" подсознание стирает воспоминания о неприятных периодах жизни. Так, в триллере режиссёра Джоэла Шумахера "Число 23" обыватель Уолтер Спэрроу читает роман о жутком убийстве и вспоминает, что именно так он убил свою возлюбленную 13 лет назад.

Учёные из Королевского колледжа Лондона попытались понять, чем на самом деле является расстройство идентичности. Они просили добровольцев вспомнить что-нибудь страшное из прошлого. У пациентов с ДРИ о событии знала только одна личность, и при воспоминаниях у них "включалось" другое "я". Сканирование мозга показало, что у "фантазёров" и у людей с ДРИ мозговая активность кардинально различна. Значит, "расстройство множественной личности" - не игра воображения, не реакция подсознания, а реальная болезнь, вынес вердикт Симон Рейндерс.

Нажмите на фотографию для увеличения: