Российский эксперт о возможности возобновления боевых действий за Карабах
Интервью Day.Az с известным российским независимым журналистом, блоггером Николаем Троицким.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в переговорах по урегулированию карабахского конфликта?

- Позиции сторон принципиально разные. Настолько разные, что ситуацию в переговорах я бы назвал сплошным тупиком. Собственно говоря, кроме Нагорного Карабаха, есть еще семь азербайджанских районов, оккупированных Арменией, по которым вообще не могут вестись никакие переговоры. Это безусловная территория Азербайджана. Эти районы вообще никакие не спорные, но, тем не менее, они по-прежнему оккупированы.

- Что, по-вашему, в сложившейся ситуации могли бы сделать посредники?

- Главное - стараться, чтобы не возобновилась война.

- Но вы и сами признаете, что мирные переговоры ни к чему не приводят, и, скорее всего, не приведут. Получается, единственный выход из ситуации - война.

- К сожалению, мы уже видели все ужасы войны. И на сегодня, я думаю, мировые державы не допустят возобновления войны. А в случае, если она начнется, сильные мира сего не допустят безоговорочной победы одной из сторон. Россия, к примеру, будет помогать Армении. Не стоит забывать о российской военной базе. Так что, союзнические отношения России и Армении не стоит сбрасывать со счетов.

Да, война - это выход, но это плохой выход, ведь он приведет к жертвам, и все равно не будет никакого окончательного результата.

- Возможно, тогда стоит сменить формат переговоров по Карабаху? Проводить их, к примеру, не в рамках МГ ОБСЕ, а в рамках СБ ООН, или каком-то ином формате?

- Формат можно менять сколько угодно. Вы знаете, худой мир лучше доброй ссоры. Это очень худой мир, очень худой, но путем бесконечных, порой бессмысленных переговоров этот худой мир можно продлевать и продлевать, лишь бы не было войны. Боюсь, пока наше поколение и, возможно, ближайшее, будут жить, вопрос не сдвинется с мертвой точки.

- Вы сказали, что Россия вступит в войну на стороне Армении. А на каких основаниях, если военные действия будут идти на оккупированных территориях Азербайджана и нападать на собственно территорию Армении никто не собирается?

- Нет-нет, вступаться Россия не будет.

- Давайте все же допустим, что война началась. Как, по-вашему, будут разворачиваться события?

- Ничего хорошего из этого не выйдет. Россия будет помогать Армении. Штаты, посредством Турции и НАТО, тоже вмешаются. Начнется такая заварушка... Рядом ведь очень много взрывоопасных регионов - Иран, Ближний Восток, Грузия. Не стоит сбрасывать со счетов российско-грузинские взаимоотношения.

Посмотрите на Южный Кавказ. Есть Грузия. Ее конфликт с Россией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Внутри той же Грузии есть проблемы с армянонаселенными районами. Рядом еще Дагестан - пороховая бочка. Иран неподалеку, отношения которого с США и с Западом в целом оставляют желать много лучшего.

Думаю, в ближайшее десятилетие война не начнется. А если и начнется, то быстро закончится.

- То есть, к посреднической миссии МГ ОБСЕ, где сейчас на первый план выходит Франция, вы относитесь скептически?

- Конечно, скептически. Саркози перед выборами надо много светиться. Однако на просторах Нагорного Карабаха он чуда не совершит, вряд ли многого добьется. Выходит, тут много баллов не заработаешь. А значит, особых усилий он предпринимать не будет.

Я вообще с большим трудом представляю, как что-то может измениться в карабахском конфликте. А главное, в первую очередь возникает вопрос: как быть с семью оккупированными Арменией азербайджанскими районами? Как ни крути, это оккупированная территория и это невозможно не признать. Люди, которые там жили, стали беженцами, наличие которых усугубляет конфликт. Они ведь наверняка хотят вернуться.

- В результате оккупации один миллион азербайджанцев оказались беженцами и вынужденными переселенцами...

- Вот, один миллион человек. Они ведь не исчезнут никуда и как с ними быть?! Надо, конечно, решать в первую очередь вопрос семи оккупированных районов.

Да, опасность возобновления войны есть, но, повторю, война принципиально не решит проблемы плохого статус-кво.