Турция хоронит крупный российский проект - АНАЛИТИКА

Турция переживает достаточно тяжелые для нее времена. Сложная внутриполитическая обстановка еще более осложнилась террористическими угрозами. Все это и многое другое нашло свое отражение и на экономических связях страны и развитии новых газовых отношений с Россией, которая намеревается вывести свой газ в Европу через территорию этой страны. Похоже, что ситуация на самом деле серьезная, об этом свидетельствует распространившаяся сегодня информация о том, что Анкара окончательно заморозила российский проект "Турецкий поток", заявление о реализации которого еще в конце прошлого года наделало много шума.
 

Чем дальше, тем интереснее. А интерес в том, что чем же в итоге закончатся все эти разговоры, планы и намерения России относительно строительства трубы в Турцию. Как известно, об отказе России от реализации проекта "Южный поток" и о намерениях строить газопровод в турецком направлении было объявлено во время визита президента РФ Владимира Путина в Турцию в декабре прошлого года. Конечно, шуму было много. Все уже думали, что стороны полностью согласовали все вопросы и ожидали реакции Европейского Союза, который об этих решениях заранее проинформирован не был.

Напомним, что мощность прокачки "Турецкого потока", который, согласно планам российского газового монополиста - "Газпрома", будет состоять из четырех ниток, составит 63 миллиарда кубических метров, из которых около 50 миллиардов кубических метров планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. Оставшаяся часть газа придется на Турцию.

Российский газовый монополист - "Газпром" просто рвался в "бой". Планы компании по "Турецкому потоку" были достаточно агрессивными.

Как заявлял ранее глава монополии Алексей Миллер, российская сторона готова сначала построить газопровод, а потом уже ждать строительства для него инфраструктуры в Европе. Еще одним, еще более жестким заявлением, было и то, что "Газпром" может просто не продлить контракт по транзиту российского газа в Европу через территорию Украины после 2019 года. То есть, компания фактически хотела поставить Европейский Союз перед выбором - либо газ пойдет через территорию Турции, либо он уйдет в Азию.

Ответа от Европы не пришлось ждать очень долго. Он был озвучен заместителем председателя Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем.

"Это еще один проект, который не обсуждался с нами и был объявлен в ходе пресс-конференции. Насколько я понимаю, сейчас он обсуждается с Турцией. И когда я был в Москве, мне просто сказал господин Миллер (глава "Газпрома" Алексей Миллер), что мы должны начать строительство газопроводов к границе с Турцией, потому что это решение, которое уже принято, и весь газ пойдет туда. Якобы потому, что после 2019 года не будет транзита через Украину. Россия, что, отменит текущие контракты, по которым поставляется газ потребителям в ЕС по этому маршруту? Думаю, если вы действительно хотите быть надежным поставщиком, то до того, как делать подобные заявления и рассказывать о проекте прессе, было бы лучше обсудить все вопросы с вашими партнерами, которые платят за газ уже много лет. Просто спросить их: а что вы думаете об этом?", - отметил Шефчович в интервью российской газете "Коммерсантъ".

Заявление заявлением, но нужно также отметить, что Европа достаточно хорошо подготовилась к отпору российского газового натиска. Там и третий энергетический пакет ЕС, который и стал причиной провала "Южного потока", и стратегия создания Энергетического союза, который позволит контролировать процесс поставок газа в страны ЕС.

Кроме того, в рамках стратегии по диверсификации источников и маршрутов поставок газа в страны Евросоюза и снижения зависимости от российского "голубого топлива" были приложены большие усилия. Большая часть этих усилий приходится на Азербайджан, который в рамках планов по выводу собственного газа на европейский рынок, в течение нескольких лет проделал огромный объем работ. Результат налицо - на стадии формирования находится Южный газовый коридор, который откроет Европе выход на совершенно новый источник газа. И все это не на словах! Работы по созданию коридора ведутся активными темпами, даже несмотря на низкий уровень цен на нефть и достаточно сложную экономическую обстановку во всем мире.

Во-первых, продолжается реализация второй фазы разработки азербайджанского морского газоконденсатного месторождения "Шах Дениз", газ с которого и пойдет на европейский рынок. В частности, бурятся новые скважины, строятся платформы и создается необходимая подводная и надводная инфраструктура.

Во-вторых, осуществляется расширение действующего Южнокавказского газопровода.

В-третьих, ведется строительство Трансанатолийского газопровода, который позволит транспортировать газ с востока Турции до ее границ с Европой.

И, в-четвертых, уже в следующем году начнется прокладка Трансадриатического газопровода (ТАР). Этот газопровод обеспечит транспортировку азербайджанского газа с турецко-греческой границы через территорию Греции, Албании в Италию и далее - в Западную Европу.

Нужно подчеркнуть и тот факт, что Греция, Италия и Албания (после утверждения соответствующего решения Европейской комиссией) совместным заявлением уже продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил того самого Третьего энергетического пакета (включая освобождение от доступа третьих лиц).

Кроме того, что Южный газовый коридор откроет ЕС доступ к азербайджанскому газу, он также привлекателен европейцам и с точки зрения возможностей присоединения других источников - Туркменистана, Ирана и других стран Ближнего Востока.

Как следствие, сейчас мы являемся свидетелями сложностей, с которыми столкнулся уже второй российский проект. Подтверждением этому стала распространившаяся в турецких СМИ информация (со ссылкой на источники в министерстве энергетики и природных ресурсов Турции) о том, что Анкара окончательно заморозила проект "Турецкий поток".

В качестве причины называется то, что стороны никак не могут договориться по вопросам деталей строительства этого газопровода и скидки на российский газ. При этом оговаривается, что стороны могут возобновить переговоры по строительству "Турецкого потока", но точная дата возобновления переговоров, пока неизвестна.
 

К слову нужно сказать, что многие в качестве причины задержки развития проекта также называют и апрельский визит Владимира Путина в Ереван, где он принял участие в мероприятиях, посвященных т.н. "геноциду армян". То есть, именно этот визит привнес холодок в отношения между Анкарой и Москвой.

Возвращаясь к теме газовых отношений Евросоюза и России (все же большая часть газа, предусмотренного для транспортировки по "Турецкому потоку", рассчитана для ЕС), нужно отметить и то, что в последнее время они приобрели все более сложный характер. Так, к примеру, совсем недавно "Газпром" и пять европейских компаний (германская BASF, французская ENGIE, австрийская OMV, германская E.ON и британо-нидерландская Royal Dutch Shell) подписали акционерное соглашение по проекту газопровода "Северный поток-2" (СП-2), который призван снизить зависимость от транзита через Украину.

Напомним, что действующий в настоящее время "Северный поток" является магистральным газопроводом между Россией и Германией, проходящим по дну Балтийского моря.

Однако, учитывая игривую позицию ЕС в отношении российского газа, сложно сейчас утверждать, станет ли СП-2 реальностью или очередным провалом "Газпрома" в Европе. Хотя, с другой стороны, в случае, если поставки российского газа через Украину прекратятся, то Евросоюзу будет выгодней и безопасней брать газ напрямую через Балтийское море, чем связывать себя по рукам и ногам очередным транзитом. Это просто может быть попыткой ЕС увести российский газовый поток на север, тем самым уберечь себя от зависимости от одного маршрута. В данном случае речь идет о Турции.

Но можно однозначно утверждать, что в отношении азербайджанского газа и возможных поставок по Южному газовому коридору "голубого топлива" из других источников, позиция Европейского Союза вполне ясна. Европе нужен новый газ, новые источники и маршруты, и единственным реальным вариантом на данном этапе является именно южное направление, которое берет свое начало в Азербайджане. Что же будет с "Турецким потоком", сейчас говорить уже сложно. Списывать его со счетов, конечно, нельзя, но вероятность его реализации в полную мощность уже стоит под большим вопросом.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь