Все нацменьшинства Азербайджана имеют равные права. И армяне в том числе – Новруз Аслан для Day.Az

Если армянское меньшинство сумеет вписаться в многонациональное и мультикультуральное азербайджанское общество, мы будем только "за". В этом случае армяне выиграют. Но они должны помнить, что никаких особых прав, отличных от прав других граждан страны, у них не будет.
Об этом сказал в беседе с Day.Az депутат Милли Меджлиса, член Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести, президент Азербайджанского Общества Красного Полумесяца Новруз Аслан.
Сепаратистская верхушка, хозяйничающая в зоне временной дислокации российского миротворческого контингента, очень старается не позволить армянскому меньшинству Карабахского региона открыть глаза. Недавно послушал онлайн выступление Рубена Варданяна. Впечатление осталось самое тягостное. Это тот деструктивный элемент, который яро выступает против интеграции армян Карабаха в азербайджанское общество. Такая пропаганда, надо признать, серьезно препятствует процессу, потому что рядовые армяне, те, кто устал от такой жизни, просто боятся подать голос.
На мой взгляд, последние провокации Армении на границе наряду со срывом мирного процесса направлены также на предотвращение реинтеграции армянского населения. У Еревана, сепаратистов и поддерживающих их внешних игроков это сейчас основная цель - не дать погаснуть очагу конфликтности окончательно. О том, чем это может закончиться для армян Карабаха, никто не задумывается. На что радикалы рассчитывают? На тот арсенал, который имеют и который успели провезти из Армении до установления погранично-пропускного пункта в Лачине? Скорее всего, но это очень большая ошибка. Ошибочно также считать, что кто-то из внешних акторов, опекающих Армению, ввяжется в новую войну и поможет. Ничего подобного им ждать не стоит.
Провокация 15 июня, когда армянская сторона открыла огонь по азербайджанским военнослужащим, устанавливавшим флаг на мосту Хаккари, может быть выгодна многим. В первую очередь, определенным кругам в Армении. Я не думаю, что Армения заинтересована в эскалации в государственном масштабе. Когда я говорю о кругах, я имею в виду противников Пашиняна и реваншистов. Помимо этих кругов существуют внешние игроки, заинтересованные в эскалации. Есть также неконтролируемые группы, которые сегодня не находятся под влиянием тех или иных политических сил. И эти группы, скажу вам, наиболее опасны, потому что там, где царит анархия и разрушена всяческая вертикальность и горизонтальность, может происходить все что угодно.
Однозначно, это была чистейшей воды провокация, направленная на срыв мирного процесса. Это была попытка спровоцировать азербайджанскую сторону на более конкретные и радикальные действия. Армянская сторона рассчитывала не дать нашим пограничникам поднять флаг и посеять панику среди сотрудников погранично-пропускного пункта. Но флаг в конечном итоге был поднят, а никакой паники, конечно же, не последовало.
К сожалению, четкость и контрастность в политике Армении отсутствуют в принципе. А без этих качеств политика государства не может быть успешной. Для наших соседей существуют только два цвета - черный и белый. Политическая же сфера многоцветна, ее колорит очень широк, и кто этого не понимает - проигрывает.
В отличие от Арении у нас системное отношение к развитию страны. Президент Ильхам Алиев постоянно в своих выступлениях и на встречах в международных структурах представляет Азербайджан как страну, которая развивается многовекторно. Эта многовекторность дает возможность мировому сообществу видеть Азербайджан разнообразным и обладающим множеством возможностей. У нас четкая стратегия, четкая политика, мы четко знаем, куда идем, однозначно позиционируем себя страной, приверженной мировым процессам, стремящейся к миру и стабильности для нынешних и будущих поколений.
Реинтеграция армян может принести им нормальную жизнь. Наш МИД сделал на днях заявление по этому поводу, в котором подчеркнул, что Баку полон решимости реинтегрировать проживающих в Карабахском регионе этнических армян в свои политические, правовые и социально-экономические рамки. А наши Конституция и законодательство дают все возможности для достижения этой цели.
Президент Ильхам Алиев неоднократно говорил в своих выступлениях, что Азербайджан это многонациональная страна, здесь живут в мире и дружбе многие народы. У них равные права и возможности, общие радости и общие горести, они вместе проливали кровь за территориальную целостность родины, вместе били врага, вместе праздновали победу.
Если армяне сумеют вписаться в эту мультикультуральную среду, мы только "за". Но сепаратистские лидеры ведут их другим путем и все еще тешат несбыточными надеждами. Они надеются, что им удастся заручиться поддержкой внешних акторов и навязать нам ситуацию, когда меньшинство Карабахского региона получит какие-то особые права и сможет не считаться с Баку. Второй вариант, рассматриваемый сепаратистами, это дождаться, когда в Армении свергнут Пашиняна и к власти придут другие силы, которые вновь поднимут территориальные претензии к Азербайджану и поддержат сепаратизм. Такие надежды просматриваются в заявлениях из Ханкенди. Но эти господа должны знать, что, если они будут продолжать в том же духе, это для них плохо кончится. Военным преступникам все равно придется ответить за свои преступления, хотя они, похоже, рассчитывают сбежать и укрыться в какой-нибудь симпатизирующей им стране в статусе "правительства в изгнании". Существуют же сегодня в некоторых странах "представительства арцаха". В Канаде, например, этих нелегитимных деятелей приглашают на обсуждения в парламенте. В последствии варданяны, арутюняны и прочие, если им удастся сбежать, тоже могут быть пригреты там или где-то еще. Но они должны не забывать, что существует и другой сценарий их судьбы, очень для них неприятный - предстать перед азербайджанским судом.
Президент Ильхам Алиев, выступая в День независимости перед вернувшимися в Лачин гражданами, впервые заговорил об ответственности руководителей сепаратистской верхушки. Он впервые сказал о том, при каких условиях эта верхушка сможет получить послабления и, может быть, даже амнистию. Я бы сказал, что глава государства показал маршрут, которым армянам было бы идти разумнее всего и в конце которого мы будем готовы разговаривать с ними.
Вопрос наказания сепаратистов будет зависеть от ситуации и от способности преступников остановиться. Если сепаратисты сделают должные шаги, то азербайджанская сторона это учтет. В любом случае, все будет находиться в правовом поле. Абсолютно уверен, что у армян Карабаха с нами проблем не будет. А будут ли у нас проблемы с ними - покажет время. Армяне должны знать, что мы уже не те, какими были в конце 80-х. Азербайджан - сильная суверенная страна, уважающая международные нормы и общечеловеческие ценности и желающая мира. Мы не злопамятны, не держим зла. Но память у нас хорошая.
Армянская сторона однозначно пытается накалить ситуацию. Взять хотя бы такой простой пример - после Второй карабахской войны армяне стали активно употреблять название "арцах", которое редко звучало в период оккупации. Никол Пашинян, например, никогда его не произносил. Только в самом начале конфликта армянские националисты употребляли такое название. Теперь, проиграв войну, в Ереване вдруг вспомнили об "арцахе". Фантазировать, конечно, никому не запретишь, но армянам следует учесть, что ни в каких международных структурах это название не употребляется. Везде говорят пока что о "Нагорном Карабахе", но и эта, уже упраздненная Азербайджаном административная единица скоро будет называться всеми правильно - Карабахский регион и Карабахский экономический район.
Обратим внимание - глава Евросовета Шарль Мишель уже говорит о Карабахе как о бывшей НКАО. Замечу, что это деятель, который в курсе дела и выступает с реальных позиций. То, что он в заявлении после саммита в Брюсселе употребил выражение "бывшая НКАО", очень важно. Шарль Мишель очень серьезный политик, чего не всегда можно сказать даже о руководителях крупных стран. На мой взгляд, он действительно хочет мира в нашем регионе. Также невозможно не заметить очень хороших отношений господина Мишеля с Президентом Ильхамом Алиевым. Я бы сказал, что они находятся на одной волне и смотрят на мир одними глазами. Это вовсе не значит, что Мишель делает жесты в нашу пользу. Армяне пытаются бросать камни в его огород, обвиняя в проазербайджанской позиции. Но это не так. Господин Мишель из тех политиков, которые подходят к вопросам с точки зрения реалий. Он политик-реалист. К сожалению, таких сегодня на международной арене не так уж много.
Азербайджан, кстати, тоже подходит к вопросам реалистично. Нам тоже приходится считаться с мировыми реалиями. В жизни, к сожалению, не всегда что-то происходит так, как мы хотим. Законы дипломатии требуют не считаться со многими моментами, и часто нам приходится оказываться, скажем так, за одним столом с недругами.
Баку неоднократно заявлял о готовности к диалогу со своими гражданами армянской национальности. Одновременно мы стараемся объяснить миру, что армянское меньшинство ничуть не лучше других нацменьшинств нашей страны, не лучше лезгин, талышей, русских, евреев, аваров и так далее, и не могут обладать какими-то особыми правами. Какие еще особые гарантии для армян от нас требуют? Если станут добропорядочными гражданами, получат возможность спокойно жить, работать, растить детей, занимать должности. Жизнь армян Карабаха станет в разы лучше. Такой жизни они не видели с начала карабахского конфликта. Они жили в разрухе и бедности, ничего не создавали, а только разрушали, пребывая в постоянном страхе, что азербайджанцы придут и освободят свои земли. Армяне понимали, что это произойдет рано или поздно, хотя открыто об этом не говорили. Как говорится, у вора два свидетеля - один он сам, другой - Всевышний.
Азербайджанский народ подвергся военной агрессии со стороны Армении, пережил оккупацию, этнические чистки, геноцид, депортацию, сотни тысяч людей потерял все, целое поколение азербайджанцев родилось и выросло в палаточных городках, терпело лишения. И как те, кто требуют каких-то преференций для армян, себе это представляют? После тридцати лет оккупации, разрушений и геноцида Азербайджан, освободив свои земли, предлагает оккупантам жить вместе, с единственным условием - принять гражданство, подчиняться азербайджанским законам, уважать государственные символы и стать частью многонациональной семьи. Это уникальная ситуация, нигде в мире такого не было и нет. По-моему, это величайшее проявление гуманизма, все действия и заявления Баку полностью соответствуют международному праву. Не замечать этого можно только преднамеренно.
Хотя многие считают, что начинать тут придется с нуля, я все же с этим не совсем согласен. Старшее поколение знает, что до развязанного Ереваном конфликта армяне жили в Азербайджане прекрасно, в атмосфере взаимного уважения и дружбы. Пока не появились сепаратистские лозунги и националистические группы, которые все это разрушили. Мы должны целенаправленно двигаться вперед, продвигая в сознание армянской общины представления о реалиях, напоминая им о доконфликтных годах их жизни в Азербайджане. И уже есть первые плоды этой работы. Тот же Пашинян, который еще три года назад заявлял, что "Карабах это Армения и точка", сегодня говорит о признании территориальной целостности Азербайджана.
Да, мы должны продолжать демонстрировать свою готовность к диалогу и продолжать искать общий знаменатель. Но армянам стоит уяснить одну простую истину - мир не вертится вокруг них, их желаний и их фантазий.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре