Ереван проиграл азиатский рынок: Почему Китай выбрал Азербайджан - ПОДРОБНОСТИ
Главными проблемами Армении на сегодня являются правящий карабахский клан и дороги. Вернее, отсутствие последних.
Отсутствие дорог в современном мире - это вопрос жизни и смерти государства. Та инфраструктура, которая у Армении имеется, никак не может содействовать ее интеграции в международные проекты, осуществляющиеся в регионе. Блюда с самым вкусным то и дело проносятся мимо ненасытных ртов армянской власти и бедствующего армянского народа. А разговоры о дивидендах от армянского транзита сродни чтению меню в ресторане при отсутствии средств.
Все планы по строительству железных или автомобильных дорог через Армению в рамках крупных проектов так и остались на уровне прожектов из-за своей туманной эффективности. Как раз это попытался мягко объяснить армянской стороне на днях торговый представитель России в Армении Андрей Бабко. Пока нет большого товарооборота из Ирана в Россию, передает его слова А1+. "Можно делать инвестиции в строительство новых дорог, если они будут экономически обоснованы. Сейчас мы пытаемся установить связи и увеличить этот товарооборот. Построить дорогу нетрудно, можно построить эту дорогу за 3-5 лет, однако это должно быть экономически обосновано", - сказал А.Бабко, давая понять, что армянский транзит неэффективен в принципе.
На сегодня российско-иранский обмен осуществляется посредством уже имеющейся в Азербайджане инфраструктуры, мощности которой полностью удовлетворяют стороны. Однако стратегического союзника тоже надо иногда гладить по головке. И поэтому, как поведал армянским СМИ посол РФ в Ереване Иван Волынкин, во время предстоящего экономического форума в Грузии будет обсуждаться вопрос альтернативной дороги из Армении в Россию. Речь о проблемах с КПП Верхний Ларс на грузино-российской границе, которые сводят транзитные возможности Армении к нулю. "Открытие Южноосетинской дороги - политический вопрос, который нужно обсудить", - предположил российский дипломат, добавив, что по его мнению, к вопросу нужно подходить не с политической точки зрения, а с точки зрения экономической выгоды.
И вот тут как бы между прочим встревает Бабко со своими рассуждениями об экономической эффективности, которую в Армении разглядеть очень трудно. До того она невидима.
В этом свете как эпитафия армянскому транзиту звучит статья армянского аналитика Саркиса Цатуряна "Иран, Азербайджан и Грузия открывают Китаю путь на Черное море", опубликованная REGNUM.
Речь идет об инициированном Пекином грандиозном трансрегиональном проекте "Экономического пояса Шелкового пути", на который в Армении тоже имеют виды.
26 сентября в китайском городе Сиань прошла международная конференция, посвященная этому проекту, на которой был принят доклад, обозначающий его стратегические направления. Как отмечается в статье, инициатива, провозглашенная председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года на саммите в Астане, уже к осени 2016 года приобрела реальные очертания. Достигнуты соглашения или же совместные заявления с 56 странами и региональными объединениями.
"Шелковый путь" действительно грандиозен, в его рамках в транзитных странах будет реализовано около двух тысяч проектов. А это означает огромные инвестиции, развитие экономик, повышение значимости стран и благосостояния их населения.
Не секрет, что Армения претендует на участие в данном проекте.
Напомним, что весной прошлого года президент Армении Серж Саргсян совершил "исторический", как утверждали в Ереване, визит в КНР. Так как с самого начала речь об Армении в связи с проектом не шла, Саргсян решил подсуетиться и внести в него и армянскую нотку. А заодно попробовать опередить Баку и договориться с Пекином первыми. В частности, заставить администраторов проекта обратить внимание на несуществующую пока что железную дорогу Иран-Армения. Больше армянской стороне предложить китайцам было нечего.
Отметим, что указанной железной дороги не существует до сих пор. Точнее, она есть, но проходит через Нахчыванскую Автономную Республику Азербайджана и никак не может быть задействована Арменией в связи с продолжающейся оккупацией ею азербайджанских территорий. А на новую, в обход НАР, требуются большие деньги, которые никто армянам не хочет давать в виду неэффективности проекта. Недавно ЗАО "ЮКЖД", учитывая неприятную обязанность проявлять внимание к стратегическому союзнику, вновь заговорила (подчеркнем - всего лишь заговорила) о строительстве армянского участка, что дало Еревану повод рапортовать о том, что Армения де скоро соединит Иран с Черным морем. Более того, в Армении всерьез обсуждают возможность привлечь Китай к строительству тоннеля на грузино-российской границе в качестве альтернативы тому самому Верхнему Ларсу.
Не существующий армянский участок магистрали "Север-Юг" и мнимую эффективность армянского транзита и пытался "продать"китайцам президент Серж Саргсян. Однако безуспешно. Прошли какие-то переговоры, были подписаны какие-то дежурные документы, но показательно, что в большинстве из них фигурировало слово "кредит". То есть Саргсян хотел как лучше, а вышло как всегда - Армения опять оказалась в роли попрошайки.
В то же время, в ходе визита в КНР в декабре прошлого года Президента Ильхама Алиева, помимо других важных документов, был подписан знаковый межправительственный Меморандум о взаимопонимании по совместному поощрению создания "Экономического пояса Шелкового пути". Как подчеркнул на встрече с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином азербайджанский лидер, маршрут, который пройдет через Азербайджан, может стать кратчайшим путем для доставки китайских товаров в Европу.
Учитывая это обстоятельство, довольно странно выглядят надежды Армении играть роль чуть ли не регионального узла в масштабном китайском проекте. Эту узловую роль играет как раз Азербайджан, которую признает в своей статье и армянский аналитик REGNUM.
Рассуждая о коридоре "Юг-Запад", он отмечает, что Китай активно лоббирует строительство южного транспортного коридора в Евросоюз, вовлекая в него Казахстан, Иран, Азербайджан и Грузию. К проекту подключается экономический локомотив Старого Света - Германия. Оператор железных дорог ФРГ Deutsche Bahn уже в ноябре 2016 года запустит товарный поезд по маршруту "Юг-Запад".
А на днях железнодорожные ведомства Азербайджана и Китая договорились об отправке пяти тестовых контейнерных поездов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) через Азербайджан, сообщил Trend глава пресс-службы ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Надир Азмамедов.
На встрече, проведенных главой АЖД Джавидом Гурбановым в городе Чэнду, китайская сторона выразила свой интерес к Транскаспийскому маршруту и желание создать в Азербайджане, учитывая его географическое положение, региональный хаб.
"Китайские партнеры отметили, что с целью увеличения товарооборота с такими странами, как Иран, Турция, а также странами Южной Европы, намерены организовывать отправку грузовых поездов через Азербайджан в рамках проекта "Один пояс - одна дорога". Этот проект включает в себя использование ТМТМ, а также увеличение количества поездов на нем", - подчеркнул Азмамедов.
Примечательно, что несмотря на все амбиции армянской стороны, в раскладе китайского проекта на REGNUM Армения даже не упоминается. Когда заканчиваются разговоры и доходит до дела, сразу становится понятно, кто чего стоит. Даже армянский автор проармянски настроенного издания не нашел лазейки для амбиций Еревана. Тут просто не о чем дискутировать и не на чем строить версии.
Кстати, то, что на армянском участии в проекте поставлен крест, издание "Аравот" констатировало еще в начале этого года, после того, как по маршруту через Азербайджан прошел тестовый состав: "В очередной раз мы становимся свидетелями того, что у Армении никоим образом не получается включиться в какой-либо региональный проект и ее в очередной раз обходят и блокируют".
Ну, что еще к этому прибавить...
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре