Третий рейх. Возможен ли рай для отдельно взятой нации?

"Я видел Германию деградировавшей и опустошённой, на грани нищеты... Молоко выдавалось по карточкам, и то его не было... Я хотел дождаться возвращения традиционных ценностей моей юности. Я верил, что социальная революция, которую проповедовал Гитлер, будет организованной и благотворной... Мы все надеялись стать мудрыми советниками буйного, но незаменимого гения...
Нацисты пришли к власти с заявленным намерением очистить авгиевы конюшни экономической катастрофы, безработицы, коррупции, бесцельного пререкания 32 партий в рейхстаге и восстановить национальное достоинство и честь..."
Такие чувства испытывал в 1933 году сподвижник фюрера, позже пресс-секретарь НСДАП Эрнст Ганфштегль. В своей книге "Гитлер. Утраченные годы" Ганфштегль отмечает, что нацистское государство создавалось очень разными людьми. Среди них были и интеллектуалы, энергичные и проницательные. Такие, как Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, а затем министр вооружений и военной промышленности. Все вместе они участвовали в беспрецедентном эксперименте, судьба которого даёт обильную пищу для раздумий.
Как выясняется, экономическую и социальную политику Третьего рейха вполне можно и даже полезно рассматривать в категориях успеха и достижений. Другой вопрос, чему и кому служили эти достижения
"Не всё было плохо"
В 2007 году на первом канале немецкого телевидения NRD грянул нешуточный скандал. Ведущая Ева Герман заявила в эфире своего ток-шоу Herman & Tietjen, что в гитлеровской Германии "не всё было плохо". К светлым реалиям Герман отнесла "семейные ценности, подход к детям, матерям, чувство единства". "В то время велось строительство автобанов, разве я не права? - напомнила диктор. - И мы до сих пор ими пользуемся".
Руководство NRD отреагировало молниеносно: теледиву, 20 лет проработавшую без замечаний, тут же уволили без выходного пособия - за "недопустимую политическую оплошность". После инцидента Институт изучения общественного мнения Forsa провёл опрос: "Имел ли национал-социализм свои положительные стороны?" Утвердительно ответили 25 процентов опрошенных.
"Очевидно, точку зрения Евы Герман разделяют миллионы, - заметил Андреас Петцольд, главный редактор журнала Stern. - Но люди не понимают: Третий рейх можно оценивать только через призму его коллапса. Автобаны использовались для перевозки солдат, поддержка материнства была нацелена на воспроизводство пушечного мяса. А помощь оказывалась лишь семьям здоровых арийцев".
Но вернёмся в начало 1930-х годов. "В сентябре, в разгар ежегодных сборищ членов нацистской партии в Нюрнберге, я часто видел лоточников, торгующих почтовыми открытками с изображением Фридриха Великого, Бисмарка, Гинденбурга и Гитлера, - пишет американский журналист Уильям Ширер, работавший в Германии в 1926-1941 годах. - Надпись на открытках гласила: "Что завоевал король, укрепил принц, защитил фельдмаршал, спас и объединил солдат".
Таким образом, Гитлер-солдат изображался достойным преемником деятелей, возвеличивших нацию. Мысль подчёркивалась и названием - Третий рейх. Первым рейхом считалась Священная Римская империя, образованная в 962 году; вторым - империя, созданная Бисмарком в 1871 году после победы Пруссии над Францией. Ну а нацистская Германия преподносилась как логическое продолжение славного прошлого.
Между тем, страну предстояло избавлять от наследия Веймарской республики - безработицы и тотальной апатии. Эту задачу удалось решить.
В оперу за рейхсмарку
Символом преодоления безработицы в Германии стали скоростные автомобильные дороги - упомянутые Евой Герман автобаны. Ни серьёзного хозяйственного статуса - в отсутствие массовой автомобилизации населения, ни военного значения они не имели. Но эти, как их называли, "пирамиды Третьего рейха" с их разноуровневыми развязками, с разделительной полосой, с живописными площадками для отдыха олицетворяли новую ступень цивилизации, менявшей природный ландшафт. К маю 1939 года немцы проложили около половины из запланированных 6,9 тысячи километров автобанов.
Подлинного прорыва в социальной политике удалось добиться благодаря Германскому трудовому фронту - DAF, который приобщил миллионы граждан к отпускным путешествиям. "Только насыщенный впечатлениями и активной деятельностью отпуск готовит человека к полноценному труду и самоотдаче, - заявил глава DAF Роберт Лей. - Безделье же порождает преступные намерения, ощущение никчёмности, а это очень опасно для государства".
Непосредственно планированием досуга рабочих занялось созданное в ноябре 1933-го в рамках DAF объединение "Сила через радость" - Kraft durch Freude, KDF. Этот крупнейший туроператор Третьего рейха удерживал цены для отпускников на доступном уровне за счёт специальных скидок.
Непосредственно планированием досуга рабочих занялось созданное в ноябре 1933-го в рамках DAF объединение "Сила через радость" - Kraft durch Freude, KDF. Этот крупнейший туроператор Третьего рейха удерживал цены для отпускников на доступном уровне за счёт специальных скидок
Так, в железнодорожном вагоне среднего класса едущий в отпуск мог приобрести билет на 50-75 процентов ниже обычной цены.
Рабочим прививали вкус к элитному морскому туризму, им предлагали круизы вдоль побережья Норвегии, Испании, Италии, Дании, Германии, а также по Балтийскому морю. Недельный вояж на Мадейру ценой 400 рейхсмарок в случае покупки путёвки в KDF обходился чуть дороже 150. Пятидневное плавание в Норвегию - 55 марок. Спущенные на воду в мае 1937-го лайнеры "Вильгельм Густлов" и "Роберт Лей" водоизмещением по 25 тысяч тонн перевозили до 1,6 тысячи пассажиров и при скромном интерьере предоставляли все минимально необходимые удобства.
Номенклатура путешествий была рассчитана на любой кошелёк. Так, всего 4,5 рейхсмарки стоила однодневная просветительская экскурсия в Лейпциг, включавшая проезд на поезде и обед. В уик-энд проводились вылазки на природу на велосипедах, пешком или на автобусе - всем коллективом предприятия.
Свою активность КDF распространил на некогда "буржуазные" горные лыжи, парусный спорт, теннис, верховую езду, театр и танцклубы. В 1936 году на крупнейшем в пределах Германии острове Рюген открылся морской климатический курорт на 12 тысяч мест. Недельный курс пребывания обходился отдыхающим в 20 рейхсмарок.
В 1934 году в турпоездках приняли участие 2,3 миллиона немцев, в 1938-м - 10,3 миллиона.
КDF дотировал для рабочих билеты на концерты и в театр - билет в Берлинскую оперу стоил одну рейхсмарку. Перед войной мероприятиями этого "ведомства праздников" был охвачен каждый второй немец. Рабочие могли рассчитывать на оплаченный отпуск продолжительностью до 15 дней - вдвое больше, чем в веймарскую эпоху. Уровень заработной платы составлял в среднем 170 марок в месяц.
"Работа облагораживает"
Ключевую роль в нацистском движении играл культ молодости, здоровья и спорта. Физическая сила считалась абсолютной добродетелью - её ставили выше как интеллектуальной, так и духовной силы.
Ключевую роль в нацистском движении играл культ молодости, здоровья и спорта. Физическая сила считалась абсолютной добродетелью - её ставили выше как интеллектуальной, так и духовной силы
"Германский юноша будущего должен быть стройным и гибким, быстрым, как гончая, прочным, как ремень, и твёрдым, как крупповская сталь", - учил Гитлер. Эту "сталь" ковала основанная ещё в 1926 году в Веймаре организация гитлерюгенд, главный кадровый резерв НСДАП. Набрав семь миллионов членов, она поглотила все прочие молодёжные объединения патриотической и консервативной направленности. "В молодёжи не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в её взоре блеск хищного зверя..." - говорил руководитель гитлерюгенда Бальдур фон Ширах.
Для всех без исключения мужчин до 55 лет устанавливались физкультурные тесты и нормы. Требовалось, например, прыгнуть в длину на 2,8 метра, пробежать километр меньше чем за шесть минут и метнуть туго набитый мяч весом 2,9 килограмма на 6,15 метра.
В итоге нацисты получили крепкое, закалённое поколение молодых людей, годное для военной службы. Послевоенный анализ показал: в тех случаях, когда подразделения германской армии встречались с примерно равными по мощи войсками союзников, последние обычно теряли на 50 процентов больше убитыми и ранеными, чем немцы.
Впервые в мире режим ввёл государственную поддержку семьи. Для поощрения деторождения в Третьем рейхе разработали систему социальной помощи семьям. Парам, состоявшим в браке, предлагался "брачный заём" - беспроцентный, выплачиваемый в течение ста месяцев по одному проценту в месяц. Средний его размер составлял 600 рейхсмарок, что соответствовало четырёхмесячному жалованью промышленного рабочего. С рождением каждого ребёнка сумма долга уменьшалась на 25 процентов.
Была учреждена почётная награда - Материнский крест. Награда имела три степени: бронзовый крест - для матерей с четырьмя детьми, серебряный - с шестью и золотой - с восемью детьми. Всё это финансировалось за счёт увеличения налогов на одиноких людей и бездетные пары.
"Нужно сделать так, чтобы наш народ ценил любой труд, верил в то, что любая работа облагораживает", - указывал Гитлер. Следуя этому постулату, до конца 1934 года правительство инвестировало пять миллиардов марок в различные программы занятости - втрое больше, чем в промышленность. За границей о "немецком экономическом чуде" заговорили уже в 1936-м. За пять лет нацистам удалось снизить уровень безработицы более чем в 13 раз.
В задачу учреждённого DAF ведомства "Красота труда", возглавляемого Альбертом Шпеером, входила забота о поддержании на производстве благоприятной атмосферы. Заводские корпуса оснащались душевыми, раздевалками, аккуратными туалетами, комнатами отдыха, бассейнами, кухнями.
Новая жизнь для избранных
Можно бесконечно перечислять социальные, технические, прочие рекорды Третьего рейха, его невиданные новации. Здесь и проект народного автомобиля Volkswagen ценой 990 марок, не реализованный из-за войны. И подъём за пять лет - к 1938 году - уровня промышленного производства на 60 процентов благодаря программе автаркии и титаническим усилиям имперского министра экономики Ялмара Шахта. И уменьшение на те же 60 процентов налогов для сельских хозяев. И расцвет в городах ресторанной культуры. И первое
в мире регулярное телевещание, запущенное в 1935-м, на год раньше США и Британии. И феноменально низкая - до 4,5 процента годовых - ставка кредита во внешней торговле. И выросшая по сравнению с 1910 годом продолжительность жизни - с 45 до 60 лет у мужчин и с 48 до 63 лет у женщин.
Однако все эти позитивные моменты оказались в итоге перечёркнуты. Дилетанты и авантюристы под началом "буйного гения" свели на нет усилия трезвомыслящих технократов - Шахта, Шпеера и иже с ними. Немцы стали заложниками национал-социалистической идеи, переведённой в плоскость практической политики.
Однако все эти позитивные моменты оказались в итоге перечёркнуты
В 1933 году население Германии составляло 67,5 миллиона человек, включая 500 тысяч евреев. Перед немцами режим распахивал дверь в новую жизнь, всем же прочим не оставлял надежду на сохранение старой. Неарийцев исключили из социума, возводимого на фундаменте расовой чистоты.
Закон гласил: "Поскольку наличие германской крови составляет одно из условий получения права гражданства рейха, ни один еврей не может стать гражданином рейха. То же самое относится к представителям других рас, чья кровь не является родственной германской крови, например, цыганам и неграм".
Адольф Гитлер обрёл искомое единство партии, фюрера и народа. Об этом, не щадя ни себя, ни соплеменников, пишет в своих мемуарах Альберт Шпеер: "Мне казалось, что блеснула надежда. Я увидел новые идеалы, новые цели, новые пути... Разумеется, Гитлер и Геббельс умели проникать в чаяния своей аудитории, но в более глубоком смысле они извлекали из неё соки, необходимые для собственного существования. Не они были истинными дирижёрами. Тему задавала толпа. Компенсируя нищету, неуверенность, безработицу, это анонимное сборище часами упивалось навязчивыми идеями жестокости и вседозволенности...
Если бы до 1933 года Гитлер заявил, что через несколько лет начнёт сжигать синагоги, убивать евреев и своих политических оппонентов, втянет Германию в войну, он сразу потерял бы и меня, и многих сторонников, завоёванных в предыдущие три года".
Полицейский террор и произвол, как отмечает британский историк Майкл Берли, настолько выходил за рамки законности, что создавал в жизни людей "критический отрыв от самых фундаментальных свойств свободного общества".
Рай для отдельно взятой нации продлился недолго.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре