Жестокие войны за "Голубую ленту Атлантики": как это было

"Голубая лента Атлантики" - символический переходящий приз в виде вымпела соответствующего цвета - присуждалась в XIX-XX веках судну, показавшему наибольшую скорость при пересечении Атлантики на трассах между Европой и США. За 110-летнюю историю состязаний награды удостоились несколько десятков лайнеров.
О том, какую золотую жилу представляло некогда для судовладельцев пассажирское и транспортное сообщение между Старым Светом и Америкой, говорит только одна цифра: за первое десятилетие ХХ века Атлантику в западном направлении пересекло более 20 миллионов человек. Точных данных за предыдущий век, понятно, нет, но счет переселенцев из Европы тоже шел на многие миллионы. И это не считая грузов, которыми обменивались старые промышленные державы и молодые, набиравшие мощь Соединенные Штаты Америки. Так что создание транспортных компаний, оседлавших именно трансатлантические маршруты, было предопределено уже в начале XIX века. Тем более с появлением пароходов, не зависящих, как парусники, от ветра, способных выдерживать точное расписание движения через океан.
Одним из первых пароходств такого рода стало британское "Кунард лайн", чей основатель Сэмюэл Кунард отменил принятые тогда на флоте телесные наказания, но ввел строгую дисциплину, основанную скорее на материальной выгоде моряков. Он же принял, по одной из версий, в 1840 году предложение капитана лайнера "Колумбия" учредить специальный приз для судоводителя и команды, сумевших пересечь Атлантику за минимальное время. Название награды почерпнули из богатой практики английских конных состязаний. Что, по мнению Кунарда, должно было ассоциироваться у пассажиров с породистыми и быстрыми рысаками, а у моряков с денежным вознаграждением.
Стоит уточнить: приз вручали не за время в пути, поскольку разные суда ходили разными маршрутами. Учитывалась максимальная средняя скорость, показанная при плавании в западном направлении, против течения Гольфстрим. И если в 1840 году лайнер "Британия" компании "Кунард" преодолел пространство между Ливерпулем и Бостоном за 14 дней и 8 часов, показав среднюю скорость 8,19 узла (один узел - одна морская миля в час, то есть 1,852 километра в час), то последний обладатель "голубой ленты", "Юнайтед Стейтс", потратил в 1952-м на путь Ливерпуль - Нью-Йорк 3 дня и 12 часов со средней скоростью 34,51 узла.
От "Арктика" до "Атлантика"
Судьба жестоко наказала Эдварда Коллинза, владельца одноименной английской компании, построившей в середине 1850-х годов несколько быстрых и комфортабельных пароходов. Настаивая на безусловном выдерживании графика при любых обстоятельствах, он отправил в сентябре 1854 года из Ливерпуля в Нью-Йорк на своем судне "Арктик" жену, дочь и младшего сына. А вместе с ними 232 пассажира и 175 человек команды. Уже на подходе к порту назначения - до него оставалось 70 миль - на море опустился густой туман. Но капитан продолжал выдерживать едва ли не предельную скорость 12,5 узла, выполняя предписание закончить рейс точно в срок. На беду наперерез "Арктику" шло другое судно, чей капитан также пренебрег погодными условиями. И произошло столкновение в, казалось бы, безбрежном океане с французским парусно-винтовым пароходом "Веста".
"Арктик" тонул, не помогло и выбрасывание в воду сколько-нибудь тяжелых предметов, вплоть до груза и запаса угля. Погасли нижние, а затем и верхние топки. Пассажиры и команда сгрудились у спасательных шлюпок. В первую, как полагается, начали сажать женщин и детей, но кто-то перерубил тали, и вельбот обрушился в море. После чего разыгралась драма, многажды воспроизведенная в фильмах о морских катастрофах: битва за место в шлюпках. Нетрудно понять, что победила в ней команда. На борту остались капитан, его третий помощник, больше ста пассажиров и крошечный ялик. Менее чем через пять часов после столкновения "Арктик" затонул. Спаслись 86 человек, среди них не оказалось ни одной женщины и ребенка. В числе 322 погибших - вместе с несчастными обитателями французской "Весты" - и семья Эдварда Коллинза.
Менее чем через пять часов после столкновения "Арктик" затонул. Спаслись 86 человек, среди них не оказалось ни одной женщины и ребенка
Через два года после трагедии Коллинз объявляет, что его пароход "Пасифик", шедший тем же маршрутом, что и "Арктик", бесследно исчез с 288 пассажирами и командой. Судовладелец потерял доброе имя, суда, пассажиров и обанкротился. На освободившийся рынок пришли новые игроки. И что же?
То же самое. В 1856 году в Атлантике сталкиваются американский барк и французский парусно-колесный пароход "Адриатик". Двести жертв. Через год - очередная трагедия с так и не пришедшим в порт назначения пароходом "Темпест". Бесследно исчезают 150 пассажиров и команда. Но, как оказалось, это не самые большие людские потери в трансатлантической гонке.
Одна из самых страшных морских катастроф XIX века произошла в 1873 году с лайнером "Атлантик" компании "Уайт стар лайн". Новейшее судно длиной 140 метров принимало на борт 800 пассажиров и пересекало океан со средней скоростью более 15 узлов. И хотя ему предстоял девятнадцатый трансатлантический рейс, командный мостик только что занял новый капитан Уильямс. Что сыграло роковую роль: ему было очень важно в первом же переходе подтвердить свой класс "экстра-мастера" и привести пароход в Нью-Йорк точно по расписанию. После трех дней благоприятной погоды разгулялся сильный ветер, перешедший в шторм. Скорость пришлось сбавить, вдобавок старший механик доложил, что угля осталось только на 15-20 часов хода. Нервничая, капитан решил добираться до канадского порта Галифакс, чтобы пополнить запас горючего. В тумане и во льдах, со скоростью 13 узлов.
Развязка наступила, когда "Атлантик" наскочил на камни в семи милях от маяка Самбро, что в Новой Шотландии. Так и не увидев его огни, Уильямс направил судно не в безопасный проход, а на мелководье. От страшного удара лайнер накренился на левый борт, откуда смыло все шлюпки. Через 20 минут корпус переломился надвое. Часть людей смогла переправиться на берег по натянутому командой тросу. Некоторых подобрали утром местные рыбаки. Из 852 человек погибло 547.
Через 20 минут корпус переломился надвое. Часть людей смогла переправиться на берег по натянутому командой тросу. Некоторых подобрали утром местные рыбаки. Из 852 человек погибло 547
Что везла "Лузитания"
7 мая 1915 года недалеко от побережья Ирландии немецкая подводная лодка U-20 торпедировала английский лайнер "Лузитания", шедший в Ливерпуль из Нью-Йорка. Через 18 минут после взрыва 240-метровое судно затонуло, лишив жизни 1198 человек из 1959 находившихся на борту. По Англии немедленно прокатилась волна погромов магазинов и иных заведений, принадлежавших, по мнению подданных Его Величества, этническим немцам. Война войной, но чтобы топить в нейтральных водах мирный пассажирский пароход - такого еще не бывало! У этой странной и не до конца выясненной истории несколько явных и тайных пружин. И началась она задолго до смертельной торпедной атаки в разгар Первой мировой войны.
В конце XIX века, когда Германия построила несколько скоростных и комфортабельных пассажирских судов, все они очень быстро завоевали "Голубую ленту Атлантики". Владычица морей Великобритания, сдавшая было свои позиции в трансатлантических перевозках, поспешила ответить на вызов и вернуть себе почетную награду. Правительство помогло компании "Кунард" построить новейшие лайнеры "Мавритания" и "Лузитания", но выставило пароходству некоторые условия. Скорость судов-гигантов должна быть не меньше 24,5 узла. При необходимости на каждом можно смонтировать по 12 шестидюймовых скорострельных пушек. Машинное отделение располагается ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами. И последнее: ни один из руководящих постов в "Кунард" не могут занимать иностранные менеджеры.
"Лузитания" с ее силовой установкой из шести турбин мощностью 70 тысяч лошадиных сил развивала скорость 25 узлов и уже в год постройки, в 1907-м, отвоевала у немцев "Голубую ленту". За восемь последующих лет она перевезла через Атлантику четверть миллиона человек. И продолжала рейсы, несмотря на начавшуюся войну. Как ни парадоксально, именно высочайшая быстрота лайнера, спасавшая его на первых порах, и погубила пароход и больше половины его обитателей.
На войне как на войне, и, когда она началась, события в Атлантике развивались вполне предсказуемо. Немецкий крейсер приблизился к "Лузитании" и передал по радио: "Вы захвачены. Следуйте за мной". А вот дальше все произошло отнюдь не по обычному сценарию. К позору немецких военных моряков, "жертва" ответила резким ускорением и уходом со скоростью 27 узлов! Невероятные технические данные парохода вскружили головы его хозяевам. Они поверили, что у противника нет средств противостоять лайнеру.
Вернемся в 1915 год. 1 мая на борт "Лузитании" в Нью-Йорке поднимается самый важный пассажир - едва ли не богатейший человек в мире Альфред Вандербильт. Страстный поклонник конного спорта, он решил, будто и нет войны, навестить Лондон, где открывается выставка скаковых лошадей. Ему приносят телеграмму, происхождение которой не выяснено до сих пор. Депеша гласит: "Из определенных источников известно - "Лузитания" будет торпедирована. Немедленно отложите плавание". Анонимное сообщение нисколько не взволновало ни Вандербильта, ни компанию "Кунард". Лайнер принял на борт не только полный набор пассажиров всех классов, но и груз стоимостью примерно 750 тысяч долларов. Утверждают даже, что и золото в слитках на сумму в шесть миллионов.
Достоверно известно, что только один пассажир отказался от рейса из-за возможной опасности. Некий торговец обувью сообщил своему транспортному агенту: "Во мне растет чувство, что с "Лузитанией" что-то случится". Чувство, увы, его не обмануло. "Лузитанию" все-таки подловили.
Некий торговец обувью сообщил своему транспортному агенту: "Во мне растет чувство, что с "Лузитанией" что-то случится". Чувство, увы, его не обмануло. "Лузитанию" все-таки подловили
Почему же немцы пошли на страшное злодеяние, сильно повредившее репутации Германии даже в пору жестокой мировой бойни? Да, они потопили пассажирское судно, приписанное к одному из портов Англии, бывшей тогда в состоянии войны. Но, фигурально говоря, вражеская торпеда адресовалась не столько несчастному судну, сколько нейтральной Америке. Хотя до апреля 1917 года США в войне не участвовали, они могли оказывать европейскому союзнику не только моральную поддержку. Могли загрузить на борт "Лузитании" не одни лишь задекларированные винтовочные патроны, но и кое-что посерьезнее.
В пользу этой версии говорит и быстрота, с какой затонул гигантский лайнер, получив всего лишь одну торпеду, пусть даже две. И свидетельство канадского профессора Ж. Марешаля, пассажира лайнера, утверждавшего, что после первого взрыва раздался второй, прозвучавший так, словно рванули боеприпасы. И тот факт, что у тонущего судна разворотило не только корпус, но и палубы и надстройки.
В 1982 году шотландское судно "Мэрвиг" подошло к месту гибели "Лузитании" с целью продемонстрировать возможности небольшой дистанционно управляемой подводной лодки. Однако рекламная затея с подводным манипулятором обернулась поразительным открытием. Когда робот проник в трюм с сорванной крышкой, на экране монитора возникла странная картина. Вместо хаоса, чудовищного переплетения груза, остатков корпуса и механизмов исследователи увидели пустое пространство, "подметенное, как гостиная", а на внутренней корабельной обшивке - глубокие продольные борозды. Словно по трюму прошелся ковш для подъема затонувших предметов. Как выяснилось, в этой точке в 1946 году подолгу пребывало вспомогательное судно британского военного флота, а позднее на месте гибели "Лузитании" появился корабль, который проводил какие-то подводные работы. Что же извлекли из давно потопленного судна англичане?
И спасли, и почистили
6 сентября 1939 года, когда Вторая мировая война отсчитывала свою первую неделю, а до "освободительного похода" Красной армии в Польшу оставалось 11 дней, в советском Мурманске случился переполох. Нет, прихода немецкого пассажирского лайнера ждали, его встречали в порту представители наркомата иностранных дел, германского посольства и главного морского штаба ВМС СССР. Конфликт, и отнюдь не международный, случился в море. Первыми в Кольском заливе на борт судна поднялись работники штаба Северного флота, но получили строжайший приказ от пограничного начальства покинуть лайнер. Моряки команду проигнорировали, чем вызвали гнев пограничников рангом повыше. В результате высокие военно-морские и пограничные начальники обменялись гневными телеграммами и звонками, усугубившими и без того напряженные взаимоотношения двух служб.
Из-за чего, собственно, скандал? Ведь лайнер был не первым и не последним немецким судном, скрывавшимся от войны в советском Мурманске: в октябре их насчитывалось здесь уже около полутора десятков. Но с этим "бортом" случай особый. В гости к нам пожаловал "Бремен", один из самых комфортабельных и скоростных в мире, обладатель "Голубой ленты Атлантики", вырвавший ее у "Мавритании" с результатом 27,9 узла. Судно длиной 286 метров и шириной 31 принимало до двух тысяч пассажиров и несло на одной из палуб гидросамолет. Он стартовал с катапульты примерно за 600 миль до порта назначения и доставлял почту на сутки раньше, чем приходил сам "Бремен".
Нападение вермахта на Польшу 1 сентября застало лайнер в Нью-Йорке. Не дожидаясь последствий, капитан Аренс покинул гавань, устремившись в обход обычных трансатлантических путей. Пройдя мимо Гренландии, "Бремен" ушел от преследования английскими военными кораблями. При этом значительно превысил проектную скорость, развив 32 узла. И пока преодолевал 7491 километр от Нью-Йорка до Мурманска, получил от советских властей разрешение прибыть в заполярный порт. Из 917 человек экипажа и обслуживающего персонала на родину уехали 850. 18 сентября, когда дружба СССР и Германии была уже, по выражению Сталина, скреплена кровью, два комфортабельных железнодорожных состава отправились в Ленинград. Оттуда моряки добрались до Германии через поверженную Польшу. Капитан Аренс скомандовал отдать концы "Бремена" только тогда, когда в Мурманске наступила полярная ночь. И благополучно привел лайнер в Германию.
Если об истории с "Бременом" ни строчкой не сообщили тогдашние совет-ские СМИ, то судьбу последнего лайнера - обладателя "Голубой ленты Атлантики", "Юнайтед Стейтс", широко освещали... севастопольские газеты. Более того, если просканировать этот город-порт неким всевидящим устройством, в разных его частях непременно выявятся диваны, кресла, шкафы, посуда с маркировкой "Юнайтед Стейтс". Потому что именно это знаменитое судно прошло в 1993 году очистку от 300 тонн асбеста на борту и подверглось, как бы это мягче сказать, тотальной утилизации.
Обошедшееся в 80 миллионов долларов - половина суммы пришлась на Пентагон - судно уже в первом рейсе в 1952 году развило среднюю скорость 35,39 узла и завоевало приз. После чего пассажирский флот, испытывавший мощнейшее давление коммерческой авиации, прекратил более чем столетнюю гонку за "Голубой лентой"
"Юнайтед Стейтс" - американский ответ на десятилетия английского владычества на трансатлантических маршрутах. Обошедшееся в 80 миллионов долларов - половина суммы пришлась на Пентагон - судно уже в первом рейсе в 1952 году развило среднюю скорость 35,39 узла и завоевало приз. После чего пассажирский флот, испытывавший мощнейшее давление коммерческой авиации, прекратил более чем столетнюю гонку за "Голубой лентой". В 1969-м после 400 рейсов роскошный лайнер встал на прикол, потом его купило правительство США для переделки в военный корабль. Но что-то не заладилось, и до 1993 года судно ржавело у причала, меняло владельцев, пока наконец не оказалось в Стамбуле. Здесь его намеревались очистить от асбеста, из которого ради пожарной безопасности некогда изготовили практически все: плиты, изолирующие от пламени переборки корпуса, гардины, кресла и кровати.
Турецкие экологи, считая асбест вредным для здоровья, возмутились. Протесты возымели действие, и лайнер переправили в Севастополь, где, по заявлению стамбульских совладельцев "Юнайтед Стейтс", был самый большой док Европы. На самом деле выбор подрядчика зависел вовсе не от размеров дока севастопольского Севморзавода. Когда индийская фирма взялась было за очистку от асбеста французского авианосца "Клемансо", ее не устроила цена контракта - 50 миллионов евро. Украинцы же согласились на 3 миллиона 200 тысяч долларов, и эта уступчивость объясняется очень просто. В 1993-м 15 тысяч рабочих, хотя и числились в штате завода, работы и зарплаты, по сути, не имели.
Пять месяцев 750 человек посменно демонтировали массивные асбестовые детали и избавляли судно от изделий из этого природного минерала, перевозя их, что называется, по рангу, в начальственные дома и в свои квартирки. До последней пылинки терли швабрами гигантское тело лайнера и вновь принимались за работу, если представитель заказчика обнаруживал хотя бы малейшие следы асбеста. В результате уже упоминавшиеся 300 тонн материала до сих пор пылятся на складах портового города и на свалках, служат заборами дачек, валяются в штольнях Николаевской области.
Старый лайнер нежданно-негаданно вернулся в 1996 году на родину, в США. Он до сих пор стоит у причала в Филадельфии. В 2010-м судно выкупила организация SS United States Conservancy, чтобы, по словам ее основателей, "спасти однажды забытый национальный флагман от гибели и вывести его в светлое будущее, в достояние потомков".
Полная драматизма, великих подвигов и неоправданных жертв борьба за "Голубую ленту Атлантики" длилась 110 лет. И всего-то за одно столетие сделала нашу планету меньше, связав континенты надежным и быстрым транспортным сообщением.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре