"Историческая призма": 60-е годы ХХ века. В Нагорном Карабахе пролилась первая кровь

60-е годы ХХ века ознаменовались новым обострением ситуации вокруг армянских территориальных притязаний к Азербайджанской ССР.

Активизируется деятельность агентуры партии "Дашнакцутюн", которая, воспользовавшись решением Советского правительства относительно репатриации зарубежных армян в Советский Союз, хотела направить по каналам репатриации в Армянскую ССР с территории сопредельных стран агентуру для подрывной работы.

На территории Азербайджанской ССР органами госбезопасности "было зафиксировано около 60 бывших дашнаков и других армянских буржуазных националистов, в основном проживавших в городах Баку, Кировабаде, Степанакерте и Нахчыване". Некоторые националистически настроенные лица из числа армян, проживавших в Степанакерте (Ханкенди) и Ереване, используя хозяйственные трудности в области, распространяли провокационные слухи о присоединении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР к Армении.

Активисты карабахского движения предпринимали попытки оказать давление на власти Армении, подтолкнуть их к активным действиям. 23-24 апреля 1961 года на территории Армянской ССР было изъято около 100 анонимных писем, адресованных секретарям ЦК, председателю и заместителям председателя Совета министров, председателю Верховного совета, руководителям ряда предприятий республики. Главное содержание данных писем сводилось к требованию "вернуть" Армении "исконно армянские земли" в составе Закавказских республик и Турции.
 

Главное содержание данных писем сводилось к требованию "вернуть" Армении "исконно армянские земли" в составе закавказских республик и Турции

Занимавший в 1959-1961 годах должность второго секретаря ЦК КП Азербайджанской ССР Владимир Семичастный в одном из своих интервью российскому журналисту А.Караулову вспоминал о своей поездке в Нагорный Карабах: "...вокруг Карабаха шли всякие толки и кривотолки, были нездоровые явления... Я выступал у них на областной конференции, они мне набросали уйму вопросов - и то не так, и это не так, я ответил, объяснил, что к чему, затем сменили там кое-кого из руководства, дали в обком второго секретаря посильнее, и все как-то успокоилось". Однако это было только началом.

В связи с предстоящим визитом Хрущева в Армению среди армянского населения НКАО распространялись слухи о том, что, приехав в Армению, Хрущев в ознаменование 40-летия республики преподнесет Армении в виде подарка Нагорный Карабах. В 1963 году первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву было послано из НКАО письмо-протест, под которым подписались порядка 2500 армян из Карабаха и других прилегающих районов с армянским населением. Подписанты требовали "незамедлительно решить вопрос воссоединения Нагорного Карабаха и всех прилегающих армянских районов к Армянской ССР или же включения их в состав РСФСР".

Однако, не всегда даже в самой автономной области акции сбора подписей встречали понимание армянского населения. Известен, например, случай, когда директора школ Гадрудского района НКАО, получив письмо проживавшего в Ереване бывшего школьного учителя из Карабаха Степаняна с предложением организовать среди населения сбор подписей, отнесли эти послания в райком партии и "выразили свое несогласие" с инициатором этой акции.

Одновременно активизировали свою деятельность представители армянской диаспоры, направившие 18 мая 1964 года на имя Н.Хрущева ходатайство, которое заканчивается словами: "Мы настаиваем на принятии незамедлительного решения по вопросу Нагорного Карабаха: либо воссоединить автономную область и другие армянонаселенные районы с Армянской ССР, либо сделать их частью СССР".

Каких-то конкретных документов о реакции Хрущева на подобные обращения армян до сих пор не обнаружено. Лишь в книге известного российского историка Ю.Помпеева со ссылкой, как пишет автор, на достоверные сведения, приводится ответ Хрущева на предложение Председателя Верховного Совета СССР А.Микояна в начале 1964 года присоединить НКАО к Армении, учитывая успешную передачу Крыма Украине десять лет назад. Хрущев не без раздражения сказал: "Я готов предоставить 12 тысяч военных грузовиков для переселения армян НКАО в Армению в течение одних суток".
 

Хрущев не без раздражения сказал: "Я готов предоставить 12 тысяч военных грузовиков для переселения армян НКАО в Армению в течение одних суток"

Очередной виток антиазербайджанской кампании совпал со сменой партийного руководства в СССР, отстранением Н.Хрущева и приходом к власти в октябре 1964 года Л.Брежнева. В 1965 году в Армянской ССР с санкции Москвы началась подготовка к проведению 50-ой годовщины пресловутого "геноцида армян", якобы имевшего место в годы Первой мировой войны в Османской империи.

Грядущие события вызывали обеспокоенность у азербайджанского населения Армении. В марте 1965 года в ЦК КПСС пришли анонимные письма, написанные от лица азербайджанского населения Армении, с предупреждением о возможной "акции мести" со стороны армян "в памятный день 50-летия резни армян турками". В одном из писем, отправленном на имя Л.Брежнева и А.Громыко, говорилось: "Армения в данный момент похожа на огромный шар, наполненный взрывчаткой, готовый воспламениться при первой же вспышке". Авторы писем просили принять меры для предотвращения возможных эксцессов.

Опасения оказались не случайными. 24 апреля 1965 года в Ереване состоялись несанкционированные митинги, собрания и демонстрации, участники которых приняли обращение к советскому правительству. В обращении выдвигались требования: передать Армении Нахчыван, Карабах и другие территории, населенные армянами; оказать содействие в репатриации армян из-за рубежа и др. После митинга состоялось шествие по улицам города. Участники шествия скандировали лозунги: "Воссоединения!", "Решить справедливо армянский вопрос!", "Землю!" и др. Вечером во время проведения официального собрания, организованного городскими властями в оперном театре, небольшой группе участников митинга и шествия удалось проникнуть в здание театра. 10 человек были задержаны органами милиции. В столкновениях между демонстрантами и милицией ранения получили 9 человек.

В июне 1965 года ответственный секретарь филиала Союза писателей Азербайджана в НКАО Б.Улубабян передал в ЦК КПСС заявление с требованием присоединить НКАО к Армянской ССР, которое также подписали ряд ответственных партийных и советских работников области армянской национальности. Ереванские эмиссары из нелегальной организации "Союз армянской молодежи", в которую входило свыше 40 человек, пытались создать на территории автономной области свои организационные структуры. Другая молодежная группа из числа учащихся старших классов средних школ Степанакерта распространяла листовки, в которых содержались призывы воссоединения всех "армянских" территорий, в том числе Нагорного Карабаха и Нахчывана.
 

Молодежная группа из числа учащихся старших классов средних школ Степанакерта распространяла листовки, в которых содержались призывы воссоединения всех "армянских" территорий, в том числе Нагорного Карабаха и Нахчывана

В августе 1966 года новому генеральному секретарю ЦК КПСС Л.Брежневу было направлено письмо, которое подписали порядка 2000 представителей армянской интеллигенции, где в частности отмечалось: "Карабах - это Армения территориально и по национальному составу, это Армения - по укладу, духовному складу и быту. История Карабаха - это история Армении, армянским является язык, искусство и литература Карабаха. А так как существует Армянская ССР, нецелесообразно её нераздельную часть искусственно отделять от Советской Армении".

Об этом обращении "группы деятелей науки и культуры Армянской ССР к XXIII съезду партии" упоминается также в письме в ЦК КПСС от 30 сентября 1966 года за подписью первого секретаря ЦК КП Армянской ССР А.Кочиняна и председателя Совета министров Б.Мурадяна. Авторы письма, произвольно интерпретируя, а точнее фальсифицируя исторические документы, связанные с образованием НКАО и Нахчыванской АССР, пытались обосновать свои претензии "политическими, экономическими и этническими факторами", а также якобы "многочисленными письмами, поступающими в ЦК КП Армении от различных групп трудящихся НКАО".

Далее в письме указывалось на "ненормальность создавшегося положения, когда малочисленный армянский народ в условиях Советского Союза имеет две государственности - одну Союзную Армянскую республику и одну национальную автономную область (имеется в виду НКАО - авт.), но в составе другой союзной республики". Действительно, такой привилегией не обладала ни одна другая нация в составе СССР. В заключение авторы цинично заявляли, что "при рассмотрении поднятых вопросов исходили из основной главной задачи обеспечения дальнейшего укрепления братской дружбы между народами Советского Союза и, в частности, между армянским и азербайджанским народами. Опасения возможной нежелательной реакции лишены основания, так как вопрос ставится не об отторжении какой-либо части территории Азербайджанской ССР, а слиянии автономной национальной области с союзной республикой, коренное население в которых одно - армянское".

Территориальные притязания Армянской ССР к Азербайджанской ССР в очередной раз дестабилизировали ситуацию в НКАО. Так, в ночь с 23 на 24 июня 1967 года на некоторых улицах города Степанакерт было распространено около 300 листовок на армянском языке, отпечатанных на фотобумаге размером 8х9 см. Листовки содержали требования о присоединении Нагорного Карабаха к Армянской ССР и клеветнические измышления националистического характера.

Масло в огонь подлила также трагедия 1967 года. По делу убийства 8-летнего армянского школьника в селении Куропаткино Мартунинского района НКАО, сына одного из председателей местного колхоза, были обвинены местные азербайджанцы Аршад, Алемшад и Зохраб Мамедовы. Суд, рассматривавший дело с 12 июня по 3 июля 1967 г., доказал, что непосредственное отношение к убийству имеют двое. В результате одного из них приговорили к расстрелу, второго к 15 годам лишения свободы. Третий подсудимый был оправдан. Однако после окончания судебного заседания группа армян совершила нападение на тюремную машину, в которой находились трое подсудимых. Нападение на конвой закончилось линчеванием арестованных, которые были зверски убиты, скальпированы, а трупы сожжены.
 

Нападение на конвой закончилось линчеванием арестованных, которые были зверски убиты, скальпированы, а трупы сожжены

В Баку прошел суд над организаторами степанакертских событий, который приговорил 14 человек к различным срокам лишения свободы, а пятерых - к высшей мере наказания. В отношении троих приговор был приведен в исполнение.

События 1967 года в Нагорном Карабахе еще долгое время держали в напряжении азербайджанское руководство. Провокации армянских националистических элементов в Нагорном Карабахе продолжались также в 1968-1969 годах.

Таким образом, обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха в 60-е годы происходило в основном под влиянием и при непосредственном участии националистически настроенных элементов из Армянской ССР, которые распространяли слухи о предстоящем присоединение НКАО к Армении; собирали подписи под специально изготовленным обращением по этому вопросу; завозили и распространяли в массовом количестве националистические воззвания к армянам Карабаха и другие печатные материалы провокационного характера. В результате впервые после событий 1918-1920-х годов была пролита кровь.

Сегодня армянские националисты, давая оценку событиям, происходившим в 1967 году в НКАО, считают их предтечей сумгайытской провокации 1988 года. Однако ничего удивительного в этом нет, поскольку сугубо армянской особенностью является приписывать собственные неблаговидные дела "чужим", спекулировать своими жертвами, действовать по принципу "мертвый армянин дороже живого", чтобы добиться сочувствия и политической поддержки.

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории