Армения готовится к «войне». Но какой?

"Как говорится, "экс"-чиновник на то и "экс", чтобы говорить глупости. Мы не обращаем на последнее "ядерное" заявление экс-премьера Армении Гранта Багратяна никакого внимания и вам не советуем, ведь человеку захотелось побывать хоть и на короткое время, хоть на день, но на подиуме, в центре внимания, чтобы все говорили о нем, все обсуждали его слова. Глупость несусветная и сущий бред, друг мой".

Такова неофициальная реакция МИД России на заявление экс-премьера Армении Гранта Багратяна об "обладании Арменией ядерным оружием". Точнее, Москва не воспринимает всерьёз слова бывшего руководителя правительства Армении.

Также как и заявление генерала-майора Аркадия Тер-Тадевосяна о наличии у армян "грязной бомбы" в Москве посчитали глупой бравадой, служащей исключительно для пропагандистских целей, так сказать, для повышения боевого духа и патриотизма населения Армении после проигранной "четырехдневной войны" в оккупированном армянами Нагорном Карабахе.

Может быть, и скорее всего так, что руководство Армении решило идти ва-банк и, выставив на сцену политических клоунов вроде Багратяна и Тер-Тадевосяна, попыталось успокоить разбушевавшихся армян, требующих немедленной сатисфакции за поражения на поле боя, возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе, нанесения ударов по районным центрам и городам Азербайджана, а также увольнения и наказания "нерадивых" министров обороны и иностранных дел за недосмотр и недогляд.

Президент Армении Серж Саргсян, известный своим природным чутьем опасности и изощренным византийским коварством, после "четырехдневной войны" был немало озадачен: в Нагорном Карабахе наступление армянской армии захлебнулось и армянские военные вместо продвижения вперед получили тяжелейшие ответные удары, не смогли устоять перед контрнаступлением азербайджанских вооруженных сил и откатились назад, потеряв при этом немало позиций стратегической важности. Но самое главное -  Россия, на которую так самозабвенно уповала верхушка армянской власти, вместо ожидаемой полной и безоговорочной поддержки армян решила занять нейтральную позицию, активизировав миротворческую деятельность.

Попытки Саргсяна надавить на Россию путем организации шествий, митингов и акций ярого армянского недовольства, где Москва в открытую называлась "предателем, оккупантом и лжецом", не увенчались успехом - президент России Владимир Путин хоть и назвал Армению "союзником", не преминул напомнить армянам, что Азербайджан является стратегическим и политическим партнером России, тем самым похоронив надежды Еревана на "помощь старшего брата" в войне с Азербайджаном.

В СМИ Армении вот уже годами считающийся "верным и истинным другом армян" генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа также разочаровал Ереван, заявив, что Нагорный Карабах не является территорией Армении и посему страны ОДКБ не намерены оправлять свои воинские части в район боевых действий.

Николай Бордюжа фактически ушел от ответа на вопрос, в каком случае при развитии конфликта в ситуацию могут вмешаться военные структуры ОДКБ.

"Мы все, соседи Армении и члены организации, должны ей оказать политическую поддержку, во-первых. А во-вторых, не допустить эскалации того конфликта, который есть. Если произойдет рецидив и наступит такой период, когда мы будем наблюдать активное и прямое вооруженное противостояние, это взорвет весь Кавказ", - заявил Бордюжа, отвечая на вопрос Би-би-си на встрече с членами ассоциации иностранных корреспондентов.

Главное сейчас - обеспечить в регионе мир, потому что "в противном случае на Кавказе будет очень большая война", добавил Николай Бордюжа.

Столкнувшись с "предательством" со стороны России, Серж Саргсян заявил о трех условиях возобновления переговоров - внедрение механизмов расследования перемирия, адресные заявления и гарантии невозобновления "агрессии", как это называет оккупант, "со стороны Азербайджана".

Все три условия, по большому счету, обращены не к Азербайджану, а международному сообществу, посредникам. Эти условия предполагают конкретные шаги, которые, судя по всему, ожидаются от конкретных организаций и стран. По словам Саргсяна, "только международные организации могут внедрить некие механизмы, только внешние силы могут напрямую обвинить Азербайджан, применить к нему санкции и заставить подписать документ о невозобновлении боевых действий".

После апрельской армянской провокации Серж Саргсян отправился не куда-нибудь, а в Берлин, где и потребовал внедрения механизмов расследования. Германия, которая сейчас председательствует в ОБСЕ и является неформальным лидером ЕС, пока не высказала своего мнения по поводу слов Сержа Саргсяна. Не известно, обратилась ли Армения официально к Германии с просьбой о применении неких механизмов. Но генсек ОБСЕ Ламберто Заньер в Москве призвал создать некую площадку для деэскалации военных конфликтов и расследования инцидентов, и это значит, что у ОБСЕ пока нет видения выполнения условий Армении.

Нет также сведений, обратилась ли Армения к США как военно-политическому лидеру в мире с призывом помочь Еревану, тем более что в США, более чем в другим странах, созданы предпосылки для обращения Армении - есть мощный лоббистский потенциал. Кроме того, США не продают оружия Азербайджану, а вот Государственный департамент оказывает прямую финансовую помощь сепаратистскому режиму в Ханкенди.

Бесспорно, США могут использовать свое серьезное влияние для установления мира в оккупированном Нагорном Карабахе и это в интервью "Голосу Америки" сказал вице-председатель сенатского комитета по внешним отношениям Роберт Менендез. Но, по словам сенатора, он бы хотел видеть Армению более нацеленной на Запад, поскольку это выгодно с точки зрения безопасности и экономического развития.

Власти Армении ищут пути выхода из глубочайшего кризиса, куда они загнали себя оккупационной политикой, возведением терроризма в ранг идеологии, разграблением ресурсов страны и продажей интересов государства, нескончаемым гулом расистских и шовинистических заявлений, а также неудачными военными операциями в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана, абсурдными требованиями о признании "независимости" карабахских армян, метаниями между требованиями "старшего брата" России и весьма импозантного, но страшного в своем гневе США.

Высказывания о "грязной бомбе", или о наличии у Армении ядерной боеголовки хотя и кажутся идиотическими угрозами, адресованными Азербайджану, они должны быть услышаны США и Европейским Союзом, а также МАГАТЭ и ООН - иначе страна-агрессор уверится в своей безнаказанности, в "эффективности" проводимой ею политики территориальных претензий, терроризма и шовинизма, создастся прецедент вседозволенности, когда политики и генералы страны-агрессора безответственной риторикой, с маниакальным упорством нагнетают обстановку в и без того опасной ситуации.

Серж Саргсян и его приспешники в последние дни усилили воинственную риторику, участились призывы в широкомасштабной войне в Нагорном Карабахе. Армения, судя по словам руководителей этой терзаемой муками поражений и горечью беспробудной нищеты страны, намерена воевать "до победного конца".

Но скорее всего, возобновление активных боевых действий или же широкомасштабная война станет концом самой Армении. И если кто-то в Армении все еще не понимает этого, то тем хуже будет этот конец.

Эльчин Алыоглу
Milli.Az