Балет «Джавад хан» - гимн героизму и таланту азербайджанского народа

Наша нация обладает множеством достоинств, и балетная постановка "Джавад хан", премьера которой состоялась 9 июня сего года на сцене Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета, стал воистину зеркалом, в котором отразились мужество и героизм, воспетые творческим талантом азербайджанского народа. 

Музыка Сардара Фараджева, на которую поставлен балет, очень глубокая, драматичная, и при этом красивая, уместно лиричная. Можно смело сказать, что в целом это - самый настоящий героический гимн. Эта прекрасная музыка, вместившая в себя множество смысловых слоев, очень органично сочетается с лаконичным языком условности академического балета. И здесь следует особо отметить заслугу молодого, но весьма талантливого хореографа, в прошлом - одной из ярчайших балерин нашей сцены, Камиллы Гусейновой.

Хореографические картины, поставленные Камиллой Гусейновой, несмотря на всю условность жанра, выставлены очень детально, скрупулезно, из-за чего возникает эффект, что смотришь не просто очередную балетную постановку, но самое настоящее кино, увлекающее своим сюжетом, заставляющее переживать события и сопереживать героям. От великолепно решенной сцены с балом в императорском дворце, ярких, с уместным использованием танцевальной акробатики, батальных картин, и до параллельно развивающихся действий, таких, как адажио Джавад хана и его семьи, с событиями в ставке князя Цицианова, весь спектакль выстроен драматургически выверенно, эстетически - безукоризненно, но при этом по-современному динамично и интересно.

Примечательно, что балет этот родился целиком и полностью силами азербайджанских деятелей искусств: от уже упомянутых композитора Сардара Фараджева и хореографа Камиллы Гусейновой и до драматурга, либретиста Аждара Улдуза, являющегося также автором драматургии другого "героического" балета на сцене Театра оперы и балета - "Раст", на музыку маэстро Ниязи. Не удивительно, что спектакль получился очень национальным, по-настоящему азербайджанским во всех своих аспектах: блестящая работа художника Рафиза Исмайлова, которого по праву можно причислить к сонму живых корифеев нашей национальной сценографии, выполненная в лучших традициях азербайджанской художественной эстетики, воплотилась во впечатляющих декорациях и костюмах, переносящих нас в героическое прошлое нашей земли.

И тем важнее отметить балетную труппу театра, сумевшую воплотить на сцене эту героическую историю. В первую очередь хочется сказать о великолепном дуэте антагонистов: Гюльагаси Мирзоев, исполняющий партию Джавад хана, и, конечно же, Самир Самедов в партии князя Цицианова. Конфликт этих двух мощных фигур в хореографической интерпретации двух ведущих солистов театра смотрелся сильно, ярко, благодаря не только танцевальным, но и актерским талантам этих опытнейших артистов. Также стоит отметить великолепную игру заслуженной артистки Азербайджана, ведущей солистки театра Нигяр Ибрагимовой в роли супруги Джавад хана. Еще одной яркой парой в плане как балетного, так и актерского мастерства, были Макар Ферштандт в партии Императора, и Аян Эйвазова в партии грузинской княжны. Мощь и в то же время циничность империи в образе, воплощенном Макаром, и покоренный превосходящей силой, но при этом с честью и достоинством переживающий горечь поражения Кавказ, исполненный ведущей артисткой балета Аян, с самого начала спектакля задали драматургический контраст, выдержанный в течение всей постановки.

Следует отметить и то, что профессиональный  уровень нашего театра, конечно же, не может не радовать. Прошедшая в этом сезоне премьера балетного спектакля "Гойя" показала, что Азербайджанский Государственный  Академический Театр Оперы и Балета - это не некий "музей" сугубо национального искусства, но развивающийся, современный коллектив мирового уровня, способный на приятные сюрпризы и удачные эксперименты. Отрадно, что руководство театра находясь в постоянном творческом поиске, бережно хранит и приумножает лучшие традиции репертуарного театра. Сегодня, как и десятилетия назад, театр хранит верность высоким эстетическим идеалам академического искусства и в то же время остается современным, открытым для смелых экспериментов и новаторских художественных решений. И фундаментом для этих новшеств является, несомненно, профессионализм и слаженная работа всего коллектива театра.

В этом ракурсе особенно хочется выделить нашего мэтра, дирижера Джаваншира Джафарова, под руководством которого театральный оркестр звучит очень достойно, крепко, высокопрофессионально. Думается, что в таком великолепном звучании музыки балета "Джавад хан" не последнюю роль сыграла способность Джаваншира Джафарова очень тонко чувствовать музыкальный материал, пропускать его через себя, по-настоящему переживать драматургию исполняемой музыки. Эта способность, усиленная его большим опытом, наверняка стала еще одним из множества составляющих успеха нового балета.

Несмотря на то, что балет этот одноактный, насыщенная драматургия и богатое действие создают ощущение полностью рассказанной истории, с превосходно решенной кульминацией и финалом, трагичным по форме, но воистину полным оптимизма по смысловому содержанию. Герои не гибнут, говорит нам музыка Сардара Фараджева. Героизму нации нет конца - поддерживают мысль драматургия Аждара Улдуза и хореография Камиллы Гусейновой. Честь и память, сохраненные в веках, превыше сиюминутных побед, говорит нам история Джавад хана, рассказанная языком балета со сцены Театра оперы и балета. История, которая с этой постановкой обрела второе дыхание, и новую жизнь в памяти азербайджанского народа.

Земфира Гафарова,

Заслуженный деятель искусств Азербайджана, секретарь Союза композиторов, профессор, доктор философии по искусствоведению