Октай Садыхзаде: «У нынешней азербайджанской оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах в этом году»
- Октай муаллим, уход на днях из большой политики Искендера Гамидова, председателя Национал-демократической партии Азербайджана (НДПА) и бывшего министра внутренних дел, вызвал много версий и кривотолков. Как, по-вашему, что послужило причиной такого поступка бывшего "Серого волка"?

- Эти уходы, по моему убеждению, происходят из-за того, что оппозиционные политики чувствуют свою недовостребованность в обществе. Оппозиционеры покидают политику, и это уже тенденция. Лала Шовкет, Этибар Мамедов, теперь вот Искендер Гамидов...

- Но ведь не все совсем ушли, например, Лала ханум и Этибар Мамедов остались лидерами своих партий...

- А что мешает Искендеру Гамидову им стать? Политики ушли формально, но не ушли фактически. Это как Карлсон, который живет на крыше - тот тоже улетел, но обещал вернуться... Другое дело, что нужно признать - это поколение политиков себя практически исчерпало. И оно понимает, что надо уйти. Но это я говорю о политиках. А то ведь есть такие политиканы, которых из политики клещами не вытащишь! А надо бы!

- Станет ли процесс добровольного ухода политиков массовым?

- Не думаю, совсем не думаю. Сверхамбиционные лидеры, а также те, кто надеется еще реализовать свои идеи, останутся. К тому же многие и рады бы уйти, но опасаются за свои финансы, за материальное благополучие. Ведь у азербайджанских политиков их финансовые средства тесно связаны с политической деятельностью. На Западе такой традиции нет - там политики в основном действуют по принципу "мухи отдельно - котлеты отдельно", и не связывают политику и финансы. Поэтому они более самостоятельны и мобильны.

В Азербайджане же никто - ни власти, ни оппозиция - не хочет терять солидные материальные дивиденды, которые дает власть. Пожалуй, у нас уходят лишь те, кому или терять нечего, или кому не жалко уходить.

- Согласны ли вы со мнением, что Искендер Гамидов ушел потому, что ничего не смог добиться в политике?

- Скажу так - он мог добиться большего, а ушел потому, что ныне невостребован. Говорить, что Искендер бей совсем ничего не добился, тоже нельзя - в 1992-1993-м годах, в период правления межпартийного тандема "Мусават" - Партии Народного фронта Азербайджана, Искендер Гамидов был министром внутренних дел.

Отличался эмоциональным, вспыльчивым характером. Активно вел политическую борьбу, был депутатом парламента Азербайджана. То есть чего-то добился, в чем-то реализовался. И, кстати, нельзя убежденно говорить, что Искендер Гамидов, как Лала Шовкет и Этибар Мамедов, скоро не пополнит ряды почетных председателей партий...

- Означает ли уход Искендера Гамидова обозначившийся закат всей азербайджанской политико-националистической идеи?

- Не думаю, что после Искендера Гамидова националистическую политмысль ждет гибель. В азербайджанском обществе традиционно есть сверхнационалистический электорат. Сейчас этот электорат, который я оцениваю в 4-6 процента избирателей, будет искать себе нового лидера. Как говорится, свято место пусто не бывает!

- А как же большие планы Искендера Гамидова на президентство, о которых заявляли его сторонники? И почему уход состоялся именно сейчас?

- Ну, об этом даже нельзя серьезно говорить. У Искендера Гамидова нет ни единого шанса стать президентом. И, слава Богу, он это понимает! И политик, и вообще любой человек никогда не должен терять чувство реальности. Поэтому я думаю, что Искендер Гамидов ушел грамотно и вовремя.

До президентских выборов еще есть время, поэтому он оставил своим сторонникам, людям, которые ему верят, время и пространство для маневра. Теперь они могут спокойно, без спешки, как на пожаре, выбрать себе другого оппозиционного кандидата, который им более по душе, и который, как они считают, сможет претворить в жизнь их чаяния и пожелания.

В этом смысле я думаю, Искендер Гамидов выбрал время ухода абсолютно не случайно.

- Есть ли шансы у азербайджанской оппозиции победить на выборах в этом году? Или им рассчитывать только на 2013 год?

- У нынешней азербайджанской оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах в этом году. Ибо азербайджанские властные институты смогли перехватить огромное количество оппозиционных идей и, самое главное, успешно реализовать их, оперативно претворяя в жизнь. Тем самым они оставили огромное оппозиционное пространство вне игры.

- В чем вы видите главную ошибку оппозиции, которая помешает ей победить?

- Прежде всего - отсутствие полноценной и масштабной работы с молодежью. Это самый большой минус всех оппозиционных партий. Они не работают с молодежью так, как надо, не популяризируют свои идеи среди нее. Многие в молодежной среде абсолютно не разбираются в политике и не знают, чем одна партия отличается от другой. А ведь без молодежи у партий нет будущего, а значит, нет будущего и у их лидеров.

- Если вернуться к уходу Искендера Гамидова, как вы думаете, какое будущее он себе выберет?

- Искендер муаллим, как он уже неоднократно говорил, пошел по пути религии, чтоб стать ближе к Богу. Он совершил хадж в Мекку, мечтает поехать в Кербалу. В целом же лица, покидающие азербайджанскую политику, уходят прямиком в бизнес. И Искендер Гамидов тут тоже может не стать исключением, такой вариант его будущей деятельности весьма вероятен.

Я, как гражданин, уважаю Искендера Гамидова как человека, который воевал в Карабахе. Но политически, как политолог, вынужден признать, что у азербайджанской оппозиции мало шансов закрепиться в политической элите - возможности для этого ограничены...

С другой стороны, жаль, что наша политика теряет ярких личностей - а Искендер Гамидов с его характером борца, несомненно, такой.

Кто остается? Серость, та, которая умело приспосабливается к любым политическим реалиям, подобно флюгеру, чутко следя, куда ветер дует. Поэтому я с сожалением отношусь к уходу Искендера Гамидова, но в тоже время с пониманием. Желаю ему успеха.

Тамилла Сенджаплы
Day.Az

Новости по теме:

Председатель партии "Вахдат": "Политика - это мое призвание, поэтому я не собираюсь ее оставлять"

Партия Искендера Гамидова может объединиться с партией "Азадлыг"

Искендер Гамидов: "Я больше не хочу обманывать людей, поэтому ухожу с политической сцены"