"Историческая призма": Депортация 40-50-х. Сговор против азербайджанского народа

Вопрос о переселении азербайджанцев из Армении был тесно связан с попытками советского руководства после Второй мировой войны расширить свои границы в южном направлении за счет территорий Турции. В комплексе с решением этой проблемы проводилась активная работа среди армянского землячества в США, странах Европы и Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока с целью репатриации их на "историческую родину".

В свою очередь, возможность проведения массовой репатриации давало руководству Армянской ССР удобный повод рассчитывать на расширение границ республики не только за счет территорий Турции, но и соседнего Азербайджана.
 

Возможность проведения массовой репатриации давало руководству Армянской ССР удобный повод рассчитывать на расширение границ республики не только за счет территорий Турции, но и соседнего Азербайджана

Поэтому, в ноябре 1945 года в письме Иосифу Сталину первый секретарь ЦК КП Армении Г.Арутинов выступил с предложением вывести из состава Азербайджана Нагорный Карабах и включить его в состав Советской Армении. Первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР М.Багиров в ответ выдвинул встречные требования, после чего вопрос был снят.

Однако, когда стало ясно, что мечта о возвращении "земель предков", находившихся во владении Турции, не осуществилась, руководство Армении начало плести новые интриги против Азербайджана. Первый секретарь ЦК КП Армении Г.Арутинов стал посылать в Москву жалобы на то, что ему негде размещать и нечем кормить репатриантов, которых пригласили из расчета новых территорий (правда, вместо предполагаемых 360-400 тыс. в Советскую Армению вернулось лишь 90 тыс. армян).

Видимо, тогда и появилась мысль о компенсации несбывшихся надежд армян на расширение "исторической родины" за счет унижения и попрания прав азербайджанского меньшинства в Армении. Так возникла проблема частичного переселения азербайджанского населения из Армении в Азербайджан. То, что инициатива этого проекта исходила от армянского руководства и была поддержана Москвой, не вызывает сомнения. Однако, для того, чтобы представить данную акцию ненасильственной и чисто добровольной, Москва должна была устроить дело так, чтобы инициатива исходила от самих республик, которые предварительно согласовали его между собой.

Среди архивных документов существует проект текста письма М.Багирова и Г.Арутинова от 3 декабря 1947 г. в адрес И.Сталина. Письмо содержит объяснение причин необходимости переселения азербайджанского населения из Армении в Азербайджан. В нем говорилось: "Обменявшись мнениями по некоторым вопросам, возникшим в результате хозяйственных изменений, происшедших в Азербайджанской и Армянской республиках за последние годы, обращаемся к Вам со следующим предложением. Выход новых земель из-под орошения при осуществлении Мингечаурской системы и недостача рабочих рук в существующих колхозах, хлопковых районах, а также задача поднятия урожайности хлопка выдвигает вопрос о необходимости увеличения населения в этих районах Азербайджанской ССР. Реальным решением этого вопроса могло бы быть переселение в эти районы азербайджанского населения, проживающего в Армении, в количестве 130 тысяч человек. Переселение азербайджанского населения из Армении в Азербайджан облегчило бы намного условия приема и устройства армян, возвращающихся на родину из зарубежных стран. Освобождаемые в результате переселения азербайджанского населения земли и жилища могли бы быть использованы для расселения прибывающих в Армению крестьян из числа зарубежных армян".

Однако, данный документ не имеет исходящего номера и собственных подписей руководителей двух республик, а дата стоит только на армянской копии.

Как бы то ни было, уже 23 декабря 1947 года за подписью И.Сталина вышло постановление Совета министров СССР "О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР". Согласно этому документу, переселению подлежало 100 тыс. человек, в том числе 10 тыс. человек - в 1948-ом, 40 тыс. человек - в 1949-ом, 50 тыс. человек - в 1950 годах.

При этом, документ обнаруживал весьма характерное для советской системы лицемерие. В нем указывалось о необходимости переселения на "добровольных началах", но использовался приказ - "переселить".
 

При этом документ обнаруживал весьма характерное для советской системы лицемерие. В нем указывалось о необходимости переселения на "добровольных началах", но использовался приказ - "переселить"

Хотя переселяемым предоставлялись льготы и кредиты, но они, фактически лишались всего недвижимого имущества, прежде всего, унаследованного от отцов и дедов личного жилья. Так было положено начало депортации азербайджанцев из Армении в советский период.

10 марта 1948 года последовало новое постановление Совета министров СССР "О мероприятиях по переселению колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР". После этого постановления переселение населения стало обретать организованный характер. При Совете министров Азербайджанской ССР было создано Переселенческое управление. В Армянской ССР было открыто представительство Совета министров Азербайджанской ССР, специально занимающееся вопросами переселения. Мурсал Мамедов был назначен уполномоченным правительства в Армянской ССР. Был составлен план переселения, согласно которому уже в 1948 году предстояло переселить азербайджанцев из 53 сел 9 районов Армении. 295 семей предстояло переселить из Еревана в села и поселки Абшерона.

План был составлен так, что уже в 1948 году не должно было остаться ни одного азербайджанца в Эчмиадзинском, Октемберянском районах, районе им. Берия. В совершенно секретном докладе министра внутренних дел Армянской ССР генерал-майора Григорьяна от 3 мая 1948 года "О настроениях среди азербайджанского населения Армении в связи с предстоящим его переселением в Азербайджанскую ССР" отмечалось: "Нами были зафиксированы многочисленные факты высказываний азербайджанцев об их нежелании переезжать на новое местожительство, посещение некоторыми из них кладбищ, где они оплакивали могилы родных и молились о том, чтобы их не переселили".
 

"Зафиксированы многочисленные факты высказываний азербайджанцев об их нежелании переезжать на новое местожительство, посещение некоторыми из них кладбищ, где они оплакивали могилы родных и молились о том, чтобы их не переселили"

И, тем не менее, реализовать намеченное планом в установленные сроки не удалось. К концу 1951 года было переселено 37387 человек вместо 100 тысяч. Официальные документы объясняли это нерадивостью местных руководителей, отдельных министерств и организаций, слабыми темпами строительства домов для переселенцев на новых для них местах. В результате на 1 января 1951 года половина переселенных семей не была обеспечена жильем. Затянувшаяся адаптация сопровождалась массовыми заболеваниями малярией.

Заместитель начальника Главного переселенческого управления при Совете министров СССР Дмитриев констатировал, что "хозяйственная неустроенность переселенцев вызывает выезды переселенцев из мест вселения". За первое полугодие 1951 года уехали обратно в Армению 215 семей. Правда, правительство республики приняло специальное постановление, предусматривающее "осуществление практических мероприятий по возвращению самовольно выбывших из районов планового вселения переселенцев и о закреплении их в районах и колхозах Кура-Араксинской низменности".

За четыре месяца 1952 года из Армении было переселено еще 204 семьи. По плану, установленному постановлением правительства Азербайджанской ССР от 17 января 1952 года, предусматривалось переселение из Армянской ССР еще 150 семей. Как бы то ни было, факты свидетельствуют, что и к концу рассматриваемого периода осуществить переселение запланированного количества азербайджанских семей из Армении не удалось. Более того, ссылаясь на объективные трудности, правительство республики возбудило перед Советом министров СССР ходатайство об уменьшении в 1952 году втрое плана переселения населения в Кура-Араксинскую низменность.

Даже когда переселенческая кампания утратила свой накал, постепенный, медленный исход азербайджанцев, почувствовавших во всей полноте второсортность своего положения в Армении, стал неизбежным и постепенно приобрел форму постоянной тенденции вплоть до распада СССР.

Эту депортацию трудно отождествить, положим, с депортацией чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и других народов в Казахстан и Среднюю Азию, поскольку в данном случае речь шла о вселении в республику, где они вливались в состав титульного этноса, жить им предстояло не в резервациях, называемых спецпоселениями, а в обычных условиях. И все же это была депортация, поскольку была осуществлена помимо воли и желания большинства переселяемых, прервала обычный, привычный ритм жизни десятков тысяч людей, вынудив их приспосабливаться к новым условиям, новому укладу жизни, новым занятиям. 

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории