Зураб Тодуа: Война США против Ирана маловероятна

Интервью Day.Az c экс-депутатом парламента Республики Молдова, доктором  исторических наук, писателем, политологом Зурабом Тодуа.

- Как вы оцениваете угрозы новой американской администрации в адрес Ирана в связи с ядерной программой этой страны?

- Тема Ирана во внешнеполитическом разделе предвыборной кампании президента США Дональда Трампа была одной из центральных. При этом, акцент был сделан на два "узловых" момента: соглашение по ядерной программе Ирана от 2015 года и поддержку Ираном "террористических" организаций. Трамп полагает, что соглашение по ядерной сделке Америке невыгодно. А недавнее испытание Ираном баллистической ракеты Вашингтон вообще посчитал нарушением тех договоренностей. Последовали воинственные заявления, и в некоторых СМИ снова появились статьи с размышлениями на тему возможной военной кампании против Ирана.

В последний раз столь откровенно разговоры о войне США против Ирана, если мне память не изменяет, велись в мировых СМИ лет десять-двенадцать назад. Впрочем, один из главных сторонников силового решения, теперь уже бывший советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн на днях был уволен со своего поста в результате хитроумной кампании сторонников прежнего президента Барака Обамы. Между тем, в 2016 году он представил большой план войны с Ираном под названием "Поле битвы: как мы можем победить в войне против радикального ислама и его союзников".

Что касается поддержки террористов, на самом деле, религиозные экстремистские организации на Ближнем Востоке поддерживают и финансируют ближайшие союзники США в регионе - Саудовская Аравия и Катар. Ранее Дональд Трамп неоднократно критиковал своих предшественников за то, что Америка неоправданно ввязывалась во многие конфликты. Маловероятно, что возможность военных действий против Ирана будет серьезно рассматриваться в Вашингтоне. По крайней мере до той поры, пока не будет ясно, в каком направлении будет развиваться обстановка в Сирии, что будет происходить в Ливии и Ираке. Ведь там идут боевые действия. Различные группировки враждуют между собой. Каждый день в огне гражданской войны гибнут сотни людей. Поток беженцев в Европу не иссякает. Еще одним доводом против военного решения является наличие в Иране сильной армии и более-менее сплоченной нации.

- Между тем, Запад заявляет о готовности Ирана к созданию атомного оружия...

- В Вашингтоне и Тель-Авиве считают, что Иран готов к созданию атомного оружия. Соглашение по ядерной программе потому и состоялось, что Иран практически все, что запланировал в этом плане, сделать успел и остановился, что называется, "у самого порога", на этапе, когда для создания ядерного оружия все было готово. При необходимости Тегеран такое производство может запустить. В целом, в прошедшей предвыборной кампании и после нее внешнеполитические вопросы в США в основном используются для внутренней борьбы (о чем свидетельствует скоропалительная отставка Флинна, который не пробыл в своей должности и месяца). Все это в очередной раз указывает на то, что в стране происходят глубокие перемены, и связаны они с постепенным снижением влияния США на положение в мире.

Мы были свидетелями удивительной предвыборной кампании. И, в частности, того, как в угаре борьбы против Трампа, политический истэблишмент США не заметил, что сам себя унижает, предположив, будто какая-либо страна может оказывать серьезное влияние на избирательный процесс. Что касается собственно заявлений Трампа и его записей в социальных сетях, то здесь необходимо делать поправку на свойственную ему эмоциональность, которая, вероятно, со временем и с приобретением политического опыта, пройдет.

- Какую политику выберет Трамп в отношении региона Южного Кавказа? Окажется ли урегулировании нагорно-карабахского конфликта в зоне его личных интересов?

- В Грузии, Армении и Азербайджане ожидали победы Хиллари Клинтон, это и понятно. В качестве госсекретаря США она неоднократно бывала в регионе, знала его ситуацию и основные проблемы. В случае ее победы, можно было бы ожидать полной преемственности прежнего курса Вашингтона и, в первую очередь, сохранения здесь высокой политической активности. Дональд Трамп, в силу отсутствия должного политического опыта, большее внимание будет уделять глобальным вопросам мировой политики, таким, как положение на Ближнем Востоке, ситуация вокруг Ирана, отношения США с Россией, Китаем, Европейским Союзом.

Чтобы не было завышенных ожиданий и напрасных разочарований, было бы желательно понимать, что в числе приоритетов проблема нагорно-карабахского урегулирования, так же, как и другие проблемы кавказского региона, у Трампа не значатся. Они находятся на втором плане. Безусловно, по истечении определенного времени ситуация в этом плане изменится. Не думаю, что это приведет к каким-то радикальным переменам.

Матанат Насибова