Джаваншир Гулиев: «Уровень отечественного зрителя должен был быть значительно выше» - Совсем недавно в Турции состоялась мировая премьера Вашего произведения. Не могли бы Вы рассказать о ней поподробнее?

- Действительно, в начале января в Большом Зале Стамбульского университета в исполнении симфонического оркестра Стамбульского университета под управлением дирижера, народного артиста Азербайджана Рамиза Мелик-Асланова состоялась мировая премьера сюиты из балета "Огузнаме", автором которого являюсь я. Работу над "Огузнаме" я завершил в 2007 году. Но, как нередко бывает, такие большие произведения, как балет, не сразу представляются на суд зрителей. Это бывает связано с целым рядом моментов, в число коих входят проблемы с нахождением финансов для претворения музыкального произведения в жизнь, поиском творческого коллектива, способного реализовать задумку композитора в полной мере и многое другое.

Принимая во внимание существование данных проблем, на суд зрителей представляется сюита из балета, которая представляет собой презентацию собранных в единое, гармоничное исполнение различных частей балета. Я горд тем, что сюита из моего балета "Огузнаме" прозвучала в исполнении симфонического оркестра Стамбульского университета, который несколько лет назад выступал на знаменитом Бетховенском фестивале в Германии. Об успешности премьеры свидетельствует то, что по ее окончании было принято решение о всестороннем распространении видео и аудио-записи с этого концерта, а ноты данного музыкального произведения вошли в библиотеку Стамбульского университета.

- Интересная получается ситуация. Вы презентуете в Большом Зале Стамбульского университета сюиту из столь сложного произведения как балет, а "правят бал" в Азербайджане молодые, именующие себя композиторами люди, некоторые из коих открыто признаются в незнании нот. Как Вы прокомментируете происходящее?

- Каждый человек, пишущий музыку, выбирает свой жизненный путь. Благо, жанров в музыке очень много, и каждый волен сам выбирать тот или иной жанр. Скажу лишь, что написание классических музыкальных произведений, в число коих входит и балет, требует, помимо таланта, еще и глубоких знаний, для получения которых нужно учиться музыке. Те люди, которые именуют себя композиторами, но не знают нот, такими знаниями не обладают. Зато они с лихвой наделены жаждой зарабатывания денег, что не наказуемо, но не имеет никакого отношения к композиторству. Я лично выбрал иной путь, который не предполагает финансовое обогащение, но который имеет самое непосредственное отношение к выбранной раз и на всю жизнь профессии композитора.

- Перефразирую вопрос. Насколько правильно то, что отечественные телеканалы львиную долю своего эфирного времени выделяют на передачи, так или иначе касающиеся именно этих любителей заработка, именующих себя композиторами?

- Я согласен с вами в том, что такого рода проблема имеет место. Когда ты предъявляешь свои претензии на сей счет руководству отечественных телеканалов, они заявляют, что таков выбор потребителя, на которого они и работают. Но у них нет вразумительного ответа на вопрос о причинах появления такого потребителя. И это понятно. Ибо они и принимали участие в появлении того потребителя, которого мы ныне имеем. Это очень печально. Ибо уровень отечественного зрителя должен был быть значительно более высоким. На то были все предпосылки.

Увы, в результате деятельности отечественных телеканалов и их музыкальных отделов, мы имеем ныне зрителя, которому интересны передачи о житье-бытье, а не о реальных творческих достижениях представителей отечественной эстрады и сюжеты о молодых людях, которые именуют себя композиторами, не стесняясь при этом признаваться в незнании нот.

Акпер Гасанов
Day.Az