Леопардов в стране станет больше

Об ожидаемом росте популяции леопарда в Азербайджане сообщило недавно Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана (МЭПР). В ходе мониторинга, проведенного Азербайджанским представительством Всемирного фонда защиты дикой природы (WWF) в Зангезурском национальном парке имени Гасана Aлиeва, с помощью фотоловушки был зарегистрирован еще один переднеазиатский (кавказский) леопард и сделаны три его снимка.

Специалисты провели анализ фотографий для изучения территориального и социального поведения животных. Кроме того, тщательно исследовались пятна на телах кошек, что является наиболее достоверным признаком территориальной резиденции. Другими словами, защиты своей территории. "Это показывает, - убеждены зоологи, - что для леопарда на территории Азербайджана созданы благоприятные условия размножения и жизни".

Более того, они надеются, что в скором времени на территории парка и в целом в стране популяция пятнистых кошек увеличится в разы и с помощью фотоловушек можно будет даже заснять самку леопарда с детенышами.

Напомним, что первый фотоснимок леопарда был сделан в сентябре прошлого года в ходе мониторинга, проведенного Азербайджанским представительством WWF. Это произошло в Зангезурском национальном парке. Второй - спустя месяц, но уже в Гирканском национальном парке. А уже в нынешнем году в зимние месяцы леопарда наблюдали и ученые Института биоресурсов Нахчыванского отделения Национальной академии наук Азербайджана (НАНА).

Кавказское убежище

Вместе с представителями азербайджанского офиса Всемирного фонда защиты дикой природы они изучили ареал обитания леопардов, характер их питания и даже конкурентов. По итогам работы сделаны сотни фотоснимков животных, входящих в Красную книгу страны. В которой, кроме всего прочего, числятся еще и рысь, дикая кошка, безоаров козел, муфлон, каспийский улар, дикобраз, куница каменная, барсук, кабан, волк, лиса и т.д.

Всего тысячу лет назад леопард был вполне обычен по всему Кавказу. Его переднеазиатский подвид ранее обитал на территории от Северного Кавказа до Красного моря и от Босфора до Пакистана, однако в XX веке область его распространения значительно сократилась. Население региона росло, а вместе с ним росли стада и отары. Параллельно уменьшалась численность диких копытных. Пятнистому хищнику ничего не оставалось, кроме как включить в свой рацион домашний скот. В ответ человек объявил ему войну на уничтожение. Теперь леопард все чаще погибал в капканах, петлях и других ловушках. Только в окрестностях Тбилиси в последние годы XIX века за четыре сезона были убиты десятки зверей, что по местным меркам фактически равноценно полному уничтожению местной популяции. К 1950-м годам на российском Кавказе сохранились лишь единичные особи леопарда. Сегодня они лишь изредка туда заходят из Ирана через страны Южного Кавказа.

Своеобразным убежищем для него некоторое время оставалась территория в горах Западного Кавказа, круглогодично охраняемая от браконьеров. Здесь не было постоянно проживающего населения и домашнего скота, что позволяло поддерживать высокую численность копытных. Но в годы революции и гражданской войны охотничье хозяйство было разрушено, а его обитатели стали добычей красных, белых, зеленых дезертиров и просто голодных вооруженных людей.

Благополучие - в резерватах

В 1924 году на этих землях был учрежден Кавказский заповедник, но массовое браконьерство продолжалось все 1920-е и 1930-е годы, не говоря уже о периоде Великой Отечественной войны. Только в послевоенные годы поголовье копытных начало понемногу расти, но к этому моменту в регионе уже оставались считанные экземпляры леопарда. Трудно сказать, сумела бы столь малочисленная популяция выжить, но именно в эти годы на Кавказе, как и по всей стране, началась массовая борьба с волками, в ходе которой широко использовались отравленные приманки. На численность волков эта кампания повлияла слабо, зато леопардам нанесла решающий удар: к 1950-м годам относятся последние достоверные сообщения о леопардах и их следах на Кавказе. Ведь он - зверь крайне скрытный и непосредственные встречи с ним в природе чрезвычайно редки. Не заметить его присутствия в той или иной местности знающему человеку невозможно. Зимой он оставляет следы на снегу, а летом - на мягкой земле (у водопоев). Но самое главное - леопарды метят границы своих владений, оставляя характерные царапины на земле и на деревьях. Именно такие знаки искали специалисты в начале двухтысячных на Кавказе и обнаружили признаки присутствия леопарда на западе Дагестана, а также в горных районах Чечни.

Для специалистов совершенно очевидно, что медлить с реинтродукцией (выпуском того или иного вида в места, где он когда-то обитал) нельзя. Жизнь крохотной группы леопардов на Северном и Южном Кавказе теплится только благодаря миграции зверей из Ирана, где на склонах Эльбурса обитает самая крупная популяция переднеазиатского леопарда - более полутысячи единиц. Ее благополучие обеспечивается сетью резерватов, оснащению и охране которых могут позавидовать многие заповедники.

В нашей стране научно-практическую работу по изучению и сохранению популяции леопардов проводит Кавказское представительство Всемирного фонда дикой природы.

Что касается биосферного резервата, который создается на территориях Балакенского и Загатальского государственных природных заповедников. Сейчас в мире насчитывается более пятисот биосферных заповедников (признанная в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" территория с нетронутой либо слегка измененной хозяйственной деятельностью природой). Скоро к ним прибавится еще один - биосферный заповедник (резерват) Южно-Кавказского региона. После совместного с германскими специалистами детального изучения лесного массива Балакен-Лагодехи, находящегося на границе с Грузией, где в настоящее время разместился Загатальский государственный природный заповедник, азербайджанские экологи при содействии международных организаций пришли к решению создать первый в стране биосферный заповедник.

Под особой охраной

В 2009 году был даже принят Национальный план действий по сохранению леопарда в Азербайджане, предусматривающий комплекс мер на ближайшие пять лет. По словам главы Бакинского офиса WWF Эльшада Аскерова, в рамках проекта на своих пилотных участках отечественные специалисты содействуют укреплению охранного режима в местах их обитания. Например, на Ахар-Бахарском участке Илисуйского заповедника, там, где река Алазань впадает в Мингячевирское водохранилище, обнаружены следы жизнедеятельности леопарда. "На другом берегу Алазани, - рассказал он, - на территории нацпарка Вашловани, наши грузинские коллеги успели сделать фотографии леопарда фотоловушками, установленными экологами из неправительственной организации "Накрес". Мы стараемся укрепить охранный режим этой территории, расположенной вблизи двух хребтов: Дашузского и Ахар-Бахарского".

Таким образом специалистами-зоологами России и Азербайджана разработана вполне конкретная совместная Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда на Кавказе. Общая схема действий выглядит так: несколько животных, взятых из зоопарков, селят в вольерах поблизости от их предполагаемых владений. В этом временном пристанище леопарды размножаются, и уже их дети, взрослея, выходят на волю - здесь же, рядом с родным вольером. Дальше они будут размножаться уже на воле и расселяться сами. Людям останется только наблюдать за процессом (каждый выпускаемый на волю леопард получит радиоошейник) и по мере необходимости добавлять в группу основателей новых животных, чтобы обеспечить необходимое генетическое разнообразие создаваемой популяции.

Хотя котят впоследствии и ждет переезд за пределы своего дома, но, так или иначе, леопард вновь ступит на землю Кавказа. И, надо надеяться, больше ее не покинет.