Первый мундиаль: как все начиналось - ФОТО В начале XX века англичане считали, что они больше всех понимают в футболе, потому что его изобрели. Бразильцы уверяли, что на зеленом газоне им нет равных. А немецкая пресса утверждала, что именно команда Германии сильнейшая на планете. В общем, возникла острая необходимость реально померяться силами, провести футбольный чемпионат мира. И первый состоялся в 1930 году в Уругвае.

Когда 21 мая 1904 года в Париже была создана ФИФА - организация, призванная объединить национальные футбольные федерации и способствовать проведению международных соревнований, все восприняли это с энтузиазмом. Тем более что чемпионат мира по футболу собирались провести, что называется, по "горячим следам", в 1906 году. Впрочем, тогда еще не было нужного количества национальных сборных, и эту идею отложили до июня 1914 года.

В 1914 году чемпионат мира не состоялся по вполне понятным причинам: в августе началась Первая мировая война. Тут уж было не до сражений на футбольных полях...

В те годы президентом ФИФА был англичанин Даниэл Берли Вулфолл. Этот гордый британец считал, что только в Англии умеют играть в футбол. Именно поэтому он был категорически против чемпионата мира среди национальных сборных. В 1918 году Вулфолл скончался, его сменил горячий поклонник идеи чемпионата мира француз Жюль Риме. Да и Первая мировая война была закончена.

Британцы, как одни из победителей, потребовали распространить санкции против потерпевших в войне поражение государств и на футбол. Однако это не нашло никакой поддержки у других членов Исполкома ФИФА. Тогда четыре британские федерации вышли из этой организации в знак протеста. О проведении чемпионата мира забыли на десять лет.

Немного "оттаивать" ситуация начала только к 1928 году. Именно тогда на конгрессе членов ФИФА в Амстердаме при поддержке Жюля Риме было решено провести чемпионат мира в 1930 году. Было оговорено все, кроме одного: кто же станет хозяином первого розыгрыша Кубка мира. Это стало известно лишь в мае 1929 года

Выборы страны-хозяйки чемпионата мира-1930 были довольно ложными и интересными. Свои кандидатуры выставили пять европейских стран: Италия, Швеция, Голландия, Венгрия и Испания, а потом к ним присоединился Уругвай. И тут произошло нечто странное: представители Старого Света дружно сняли свои заявки, оставив Уругвай в гордом одиночестве. В итоге именно эта латиноамериканская страна и стала хозяином первого мирового футбольного первенства.

В стартовом списке участников чемпионата мира-1930 было только 13 национальных сборных: Аргентина, Чили, Мексика, Бразилия, Боливия, Перу, США, Парагвай, Уругвай, Франция, Югославия, Бельгия и Румыния.

Регламент мирового первенства 1930 года не слишком отличался от нынешнего. Как и сейчас, участники ЧМ разделялись на группы, а дальше был плей-офф. Правда, без 1/8 финала и четвертьфиналов: победители четырех групп сразу же встречались в полуфинале. А уже затем две лучшие сборные, которым удача сопутствовала в полуфиналах, вели в решающем поединке борьбу за звание чемпиона. В первый день чемпионата мира в один и тот же час состоялись сразу два матча: Франция - Мексика и Бельгия - США. А исторический первый гол в рамках мировых чемпионатов забил француз Люсьен Лоран. В том поединке победили французы - 4:1, а во втором матче успех сопутствовал американцам. Счет 3:0 не оставлял сомнений в их превосходстве над бельгийцами.

Невероятно, но в Уругвае европейские сборные немного уступали своим конкурентам, причем не только в количественном отношении, но и в качестве игры. Среди четырех победителей групповых турниров Европу представляли только югославы. Но и они не сумели дойти до решающего поединка. Братья-славяне уступили в полуфинале хозяевам чемпионата с неприличным даже для того времени счетом - 1:6.

Точно с таким же результатом 1:6 сборная США проиграла аргентинцам. Таким образом, в финале встретились две лучшие команды чемпионата и сильнейшие в те годы - Уругвая и Аргентины. На решающий поединок прибыли более 20 тысяч аргентинских болельщиков, а уругвайцев собралось на стадионе около 70 тысяч, на

стадионе был аншлаг. Организаторам турнира, прекрасно осведомленным о нравах не в меру темпераментных южноамериканских болельщиков, пришлось предпринять необходимые меры безопасности. Перед входом на стадион изымались все виды холодного и, случалось, огнестрельного оружия.

С судейством на турнире дело обстояло далеко не блестяще. В те времена не установилась еще единая, принятая всеми трактовка правил, судьи принимали разные решения в одинаковых игровых ситуациях или же демонстрировали непонимание самой сути игры. Например, бразильский арбитр Рего дал финальный свисток в матче сборных Франции и Аргентины в тот момент, когда при счете 0:1 француз Ланжилле выходил один на один с голкипером соперника. Фактически да конца матча оставалось еще шесть минут, и после энергичных протестов французских футболистов матч все же доиграли.

А боливиец Сакуэдо в матче сборных Аргентины и Мексики назначил аж пять одиннадцатиметровых ударов. И когда на последней минуте арбитр назначил еще один пенальти в ворота мексиканцев, которые проигрывали 3:6, их болельщики выбежали на поле и хотели побить арбитра. Тому пришлось спасаться бегством, правда, он успел дать финальный свисток.

Арбитр в галифе

Видя, что творят латиноамериканские судьи, организаторы турнира решили назначить на финальный поединок европейского арбитра. Им стал бельгиец Жан Ланженю, двухметровый детина, выходивший на поле в галифе, кепке и пиджаке. Согласитесь, странная форма для футбольного арбитра. На финал он прибыл не в самом лучшем расположении духа. Дело в том, что распоряжение немедленно отправиться в Монтевидео, чтобы судить финальный матч, застало Ланженю в путешествии по Аргентине. За арбитром даже послали специальный полицейский катер.

О том, что происходило потом, арбитр рассказывал так: "Еще у аргентинского берега мы трижды возвращались, чтобы полицейские смогли высадить безбилетного пассажира - аргентинского болельщика. Но тот решился прыгнуть на палубу и в четвертый раз, однако не рассчитал и упал в воду. Теперь полицейские стали спасать

его. Мы петляли в караване аргентинских кораблей и хотя плыли быстрее, чем большинство этих посудин, все выигранное время потратили на бесконечно затянувшийся таможенный контроль в Монтевидео - чиновники упорно искали оружие.

Все мы немного боялись финального матча. Европейские коллеги обсуждали, как обеспечить мою безопасность. Они считали, что такой матч представляет буквально смертельную угрозу для жизни арбитра. Но, как оказалось позже, опасения были совершенно напрасными. Намного больше пришлось мне попотеть за кулисами. Дело в том, что перед матчем я получил два мяча, один из которых был аргентинского производства, а второй - уругвайского.

Каждый финалист хотел играть своим, но этот спор я решил так: вынес на поле оба мяча, а капитаны команд разыграли ворота и мяч. Выиграл аргентинский, но своей сборной он удачи не принес. Не могу описать все то, что происходило после финального свистка, зафиксировавшего победу хозяев со счетом 4:2. Он принес им звание первых чемпионов мира по футболу. Десятки тысяч зрителей пели уругвайский гимн, но я уже торопился в раздевалку. Быстро переоделся и помчался к пристани. Позже ходили слухи, что местная полиция охраняла меня от разъяренных аргентинских болельщиков".

Финальный поединок складывался очень непросто для хозяев чемпионата: после первого тайма вела в счете сборная Аргентины - 2:1. И, по мнению большинства зрителей, второй гол был забит из офсайда. Но судейская бригада оставалась при своем мнении. Ланженю даже собирался прервать матч и уже понес было мяч к центру поля. Но тут трибуны утихли, и можно стало продолжать игру.

Надо сказать, что, если сборная Уругвая имела великолепную линию полузащиты, то у аргентинцев в качестве джокеров были нападающие Стабиле, Феррейра, Эваристо и Пеуселле. Именно они и делали погоду на поле в первом тайме. Но на вторую половину встречи их почему-то не хватило, и нити игры взяла в свои цепкие руки команда Уругвая.

Чудо свершилось

Местные болельщики неистово поддерживали своих любимцев, распевали на трибунах религиозные гимны, громко молились и бросали на футбольное поле четки. И чудо свершилось. Его сотворили левый полусредний Педро Сеа и форвард Эктор Кастро, которые переломили ход поединка. После головокружительного прохода Кастро с центра поля счет сравнялся. А в конце матча тот же Кастро подвел итог встречи, обыграв чуть ли не всю оборону соперника и мощным ударом вогнав мяч в ворота - 4:2. Кстати, Эктор выделялся среди участников финала не только блестящей игрой: у него не было одной руки. Так он и остался единственным безруким футболистом из тех, кто когда-либо участвовал на заключительном этапе мировых первенств.

В общем, футболисты Уругвая победили вполне заслуженно. Команда состояла из отличных спортсменов, показавших дружную коллективную игру, что редко встречается в латиноамериканском футболе даже сейчас.

"Результат матча беспокоил нас только первую четверть часа. Именно тогда Стабиле забил гол и сборная Аргентины вышла вперед. Я понял, что нам следует изменить ритм и тактику игры. Вместе с крайним левым Ириарте мы начали наступление на Торре, но ему приходил на помощь неутомимый Монти из центра поля. Все же мы сравняли счет и начали диктовать темп, - рассказывал после матча Педро Сеа. -Иногда высказывается мнение, что мы играли без какой-либо системы, но это не соответствует действительности.

Приведу в пример один из российских тактических приемов. Защитник Назацци выходит вперед, к центру поля. В роли атакующего полузащитника он вдруг становился абсолютно неприкрытым и выводил нас на ударную позицию. Назацци появлялся там, где противник менее всего ожидал, а поэтому каждый его ход вызывал замешательство в рядах аргентинской сборной".

Сразу же после игры президент ФИФА Жюль Римэ вышел на поле, и под восторженные овации зрителей вручил Кубок мира капитану уругвайцев Хосе Назацци. Уругвайские футболисты тоже были вне себя от восторга: ведь они победили на самом первом мировом первенстве. И если бы им сказали, что через 20 лет уругвайский футбол окажется в серьезном упадке, а сборная станет всего лишь крепким середнячком, уругвайцы наверняка не поверили бы.

После исторической победы весь Уругвай ликовал. Местная пресса захлебывалась восторгами, превозносила футболистов своей национальной команды до небес. К сожалению, герой финала Эктор Кастро не очень любил журналистов и практически не давал интервью.

Пули для фанатов

А вот в Буэнос-Айресе после финала царило уныние. Но это еще половина беды. В какой-то момент апатия сменилась настоящим латиноамериканским буйством, наиболее агрессивные аргентинские болельщики не нашли ничего лучшего, как оккупировать уругвайское посольство. Демарш закончился серьезными столкновениями с полицией. Пролилась кровь десятков раненых...

Поначалу полицейские пытались просто предотвратить драки и оттеснить фанатские группировки на другие улицы. Но потом, когда этого сделать не удалось, а любители футбола большой толпой набросились на стражей порядка, полиция применила силу. Увы, не дубинки или слезоточивый газ, а огнестрельное оружие. В общем, отношения между футбольными федерациями обоих государств были прерваны. И восстановились они только через два года, когда стало понятно, что на носу следующий чемпионат мира и ради этого надо мириться.

Интересно, что накануне чемпионата мира-1930 многие футболисты и экономисты предрекали этой идее финансовый крах и полный провал. Говорилось, что многие зрители просто не пойдут на матчи турнира, что билеты слишком дороги и что любой боксерский поединок соберет куда больше болельщиков, чем самый важный футбольный матч. Что касается финансовой составляющей, то организаторы турнира получили очень неплохой доход в 255 107 долларов. Сумма по тем временам огромная. Оказалось, проводить мировые чемпионаты не только интересно, но и выгодно. Поэтому не возникало вопроса, проводить чемпионат мира в 1934 году или нет. Было ясно, что лучшие команды мира соберутся вновь и опять разыграют главный трофей турнира.

Неожиданно серьезную поддержку идея чемпионатов мира получила от таких стран, как Германия и Швеция. Президенты Федераций футбола этих стран очень хвалили организаторов турнира и вообще призывали проводить первенства планеты чуть ли не каждые два года. Предложение было отвергнуто, потому что посчитали, что вполне достаточно собираться и раз в четыре года. Более того, высказались в пользу второго чемпионата мира и критиковавшие до этого подобную инициативу англичане. Руководство британского футбола пообещало через четыре года прислать на чемпионат мира свою сборную, чтобы показать всем, как действительно надо играть в футбол.

А вот бельгийцы остались страшно недовольны не только выступлением своей национальной команды на чемпионате мира, но и самой организацией мундиаля. Наверное, свою роль здесь сыграл тот факт, что за два матча турнира бельгийцы так и не сумели поразить ворота соперников. А ведь именно тогда сборная Бельгии

слыла в Европе как одна из самых забивающих. И унылый ноль в графе "забитые мячи" тамошние болельщики восприняли чуть ли не как личное оскорбление.

Но почему на участие в чемпионате мира не претендовала футбольная сборная СССР? Ответ лежит на поверхности. В те времена в России просто не было настоящей футбольной сборной. Нет, существовали отдельные команды, была даже сборная Москвы. Но из всех этих коллективов нельзя было собрать полноценную футбольную сборную СССР.

Чемпионат без нас

Во-первых, футбол у нас пребывал не в самом лучшем состоянии, а сборную Советского Союза не собирали ни в 1928-м, ни в 1929 году. В 1930-м это сделали только в середине сентября, то есть уже после окончания чемпионата мира.

Во-вторых, ощущалась острейшая нехватка стадионов, на которых можно было бы играть в футбол. По одному такому полю было в Москве, Киеве, Минске, Тбилиси и Сталино. А вот все остальные годились для легкой атлетики, а не для футбола.

В-третьих, не было знающих тренеров, которые сумели бы за короткий срок подготовить сборную к чемпионату мира. Большинство команд располагало играющими тренерами, которые мало что понимали в стратегии тогдашнего футбола.

И, в-четвертых, тактическая выучка в советских командах очень сильно хромала. Не было четкого разделения на нападающих и защитников. Справедливости ради надо отметить, что в те времена ничего не знали о том, что могут быть еще и полузащитники, но в СССР команды действовали по принципу "все в атаке, все в обороне".

Так что если брать во внимание, что ведущие сборные мира уже тогда действовали на поле по схемам "1-2-4-4", "1-4-2-4" или "1-2-3-5", становится понятным, что советской команде, даже если бы ее и удалось сформировать, ловить в поединках с аргентинцами, уругвайцами или бразильцами было бы особенно нечего.

Кроме того, у России страны было много других проблем. Начинались коллективизация и индустриализация. И среди этих проблем и задач футбол был явно лишним.

Нажмите на фотографии для увеличения: