Стамбульский саммит будет способствовать турецкому прорыву в Африке

Day.Az представляет читателям очередной материал из рубрики "Зарубежный взгляд на регион". В ее рамках на нашем портале публикуются переводы важнейших аналитических материалов авторитетных зарубежных изданий, посвященных событиям в регионе в целом и в Азербайджане в частности.

Le Monde

Около сорока высокопоставленных африканских чиновников, включая тринадцать глав государств и двух премьер-министров, должны были принять участие в 3-м саммите Турция-Африка в Стамбуле в пятницу, 17, и субботу, 18 декабря. Там обсуждалось укрепление сотрудничества в области экономики, безопасности и культуры, начатое Анкарой в последние годы.

Встреча прошла под руководством президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который более чем когда-либо стремится подчеркнуть ослепительный прорыв турецкой республики на континенте. Африка кажется его любимой территорией.

Влияние на политику и безопасность

Результат налицо. За восемнадцать лет объем торговли увеличился в пять раз - с 5,5 миллиарда долларов (4,8 миллиарда евро) в 2003 году до 25,3 миллиарда долларов в 2020 году. Африка, которая когда-то была неизвестной территорией для дипломатии Анкары, сегодня имеет 43 турецких посольства, по сравнению с 12 двадцать лет назад. Turkish Airlines обслуживает 61 город на континенте.

Турецкие предприниматели завоевали рынок в Африке, строя дороги, стадионы и аэропорты, продавая строительные материалы, продукты питания, текстильное оборудование, медицинское оборудование и средства гигиены. Продаваемые по цене на 20-30% ниже европейских аналогов, турецкие товары часто имеют лучшую репутацию у африканских потребителей, чем товары, произведенные в Китае.

Интерес Анкары прежде всего стратегический. Участие турецкой армии в Ливии может только подтолкнуть Эрдогана к усилению своего политического влияния и влияния в сфере безопасности в регионе. В июле 2020 года министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу посетил Нигер и подписал соглашения о военном сотрудничестве, содержание которых осталось в тайне. По оценкам экспертов, там может быть создана военная база в дополнение к тем, что находятся в Ливии и Сомали.

Стипендии для имамов и богословов

"Как Турция, мы отвергаем ориенталистские подходы Запада к африканскому континенту. Мы принимаем народы африканского континента без дискриминации", - сказал он в октябре во время своего последнего африканского турне.

Турецкое влияние также является культурным и идеологическим. "Власти намерены внести свой вклад в преподавание ислама в мире", - объясняет Байрам Балчи, директор Французского института анатолийских исследований (IFEA) в Стамбуле. "Турецкие религиозные фонды и братства не только активно работают в Африке, но и предлагают стипендии имамам и теологам, желающим приехать и пройти обучение в Турции", - говорит он. Более 5 000 молодых африканцев в настоящее время учатся в Стамбуле или Анкаре; пятая часть из них получила стипендию.

Анкара работает в Западной Африке, где существует бесчисленное множество турецких исламских фондов с гуманитарным или культурным призванием. Фонд по правам человека и гуманитарной помощи (IHH), который работает в 41 стране с 1990-х годов, может похвастаться тем, что провел бесплатные операции по удалению катаракты 100 000 африканских пациентов. Турецкий Красный Полумесяц и Турецкое агентство по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (AFAD) оказывают поддержку людям, имеющим доступ к воде или медицинскому обслуживанию, особенно в Мали и Нигере.

175 школ в 25 странах

Управление по делам религии (Диянет), одно из самых богатых и влиятельных государственных учреждений, вносит свой вклад в строительство и восстановление мечетей в Мали, Нигере и Гане. Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) только что завершило реставрацию мечети Нурул Хамидие в Кейптауне, Южная Африка, крупнейшем торговом партнере Анкары на континенте.

Обучение африканской элиты также стоит на повестке дня турецкого правительства. Контролируемый государством исламский фонд "Маариф" управляет 175 школами в 25 странах.

"Анкара предлагает курсы на английском языке, особенно во франкоязычных странах Африки. Франция не может предложить такую услугу, а Турция может, и в этом часть ее успеха", - говорит Байрам Балджи.