Истинная история армянского "первохристианства" на Кавказе
В последнее время попытки присвоения армянской стороной исторических памятников и образцов азербайджанской культуры стали приобретать все больший размах. Воруют и присваивают наши бедовые соседи все - от истории до кулинарных рецептов.

С этой точки зрения очень интересно и показательно исследование, проведенное в книге "Армянские инородные сказки" главой Государственного агентства по авторским правам Камраном Имановым.

Ранее книга уже публиковалась, была выставлена и в Интернете, однако, учитывая, что информационная война против Азербайджана набирает обороты, мы посчитали нужным вновь представить ее вниманию читателей. В книге обстоятельно и аргументировано исследуются корни, причины и последствия армянских фальсификаций и плагиата.

Напомним, что в предыдущий раз мы опубликовали очередной параграф из главы "Театр абсурда", в которой приведены некоторые примеры абсурдных притязаний из политического фольклора армянства, когда "сменяются названия, а не вещи". В параграфе речь шла об "армяно-скакунском абсурде". 

А сегодня предлагаем вашему вниманию еще один параграф из этой главы - "Абсурд с первохристианством на Кавказе".

Как отмечалось ранее, "абсурд" есть измышленная нелепость, сотворенная бессмыслица. Выражение является абсурдным не потому, что в нем заключена семантически сумбурная бессмыслица, а как раз напротив, когда оно имеет вполне определенный, изначально задуманный смысл. Именно этот смысл и несут армянские притязания на азербайджанские земли, тесно сопряженные с непрекращающимся присвоением нашего культурного достояния.

Генетика абсурда весьма многолика: это и подтасовка исторических фактов, и их умышленная фальсификация, это и досужие домыслы, и искусно продуманные вымыслы, доведенные до мифотворчества. Будучи внедренными в общественное сознание, они по замыслу, должны явиться стереотипами и психологическими штампами, безоговорочно принимаемыми на веру. Возможно, именно это имели в виду древние римляне, заявляя "Credo, cuia absurdum" или "верую, потому что это абсурдно". Мы же продолжим знакомить читателей с очередным абсурдом в последовательности "Ab absurdo..." "...Ad absurdum" ("От абсурда..." "...К абсурду").

Итак, абсурд с первохристианством на Кавказе

Армяне всюду утверждают, что являются первым принявшим христианство народом на Кавказе (да и не только на Кавказе) и произошло это событие в начале IV века нашей эры. Вместе с тем, исторические хроники запечатлели, мягко говоря, несколько иную картину.

Несомненно, то, что христианская традиция Кавказа имеет богатую и древнюю историю. Согласно источникам, христианство начало распространяться в Кавказской Албании еще с I-II века нашей эры. И это был первый, так называемый апостольский период албанской христианской традиции, восходящий к именам апостолов Фаддея, Варфоломея и ученика апостола Фаддея - Елисея. Прежде чем обратиться к исторической хронике, важнейшему литературно-историческому памятнику Кавказской Албании - "Истории Албании" М.Каланкатуклу (Каланкайтуксого), дадим небольшую справку.

Как известно, раннее христианство распространялось усилиями апостолов - миссионеров, просвещавших своими проповедями нехристианские народы. Распространение христианства в Армении связывают с именем апостола Фаддея, миссия которого закончилась трагично, так как по прибытии в Армению он принял мученическую смерть от царя Армении Санатрука. С именем Варфоломея историческая традиция связывает начало христианизации Сюника (Зангезура), который, сначала просветив сюникцев, пошел просвещать население Армении. Христианское просветительство в Албании же связывается с именем святого Елисея (Егише), рукоположенного на эту миссию патриархом в Иерусалиме. Это была успешная миссия, и вот, что пишет М.Каланкатуклу: "...он [Елисей], направив путь из Иерусалима в Персию, зашел к маскутам, минуя Армению, и начал свою проповедь в Чола... Оттуда он прибыл в область Ути... Святой патриарх [Елисей] прибыл в Гиш, основал церковь и принес чистую бескровную жертву. Это место является истоком церквей наших, жителей Востока, истоком первопрестольных городов и началом места просвещения".

Итак, как следует из текста, первая церковь была построена в Гиш, который традиционно идентифицируется с имеющейся ныне церковью в Киш Шекинского района Азербайджана. О распространении христианства в Албании ранее, чем в Армении есть много и других свидетельств, зафиксированных М.Каланкатуклу, в т.ч. и таких, что, по признанию армянского католикоса Авраама, албанский престол был создан ранее армянского, или о том, что армяне просветились спустя 270 лет после албан и др.

Что касается торжества христианства как государственной религии, то, по мнению специалистов, подтверждаемому первоисточниками, это общий период для трех стран - Албании, Грузии и Армении, и он связывается с именем Григория Просветителя. В Албании же в те годы был на престоле царь Урнайр, имеющий, как и Григорий, парфянское происхождение. Датируется это знаменательное событие примерно 314 г.

Теперь, после небольшой справки, уважаемые читатели, мы вернемся к вопросу о первохристианстве на Кавказе и поставим вопрос: где, на какой территории находилась первая церковь Армении, где располагался ее патриарший престол и, наконец, где же была сама паства - принявшее христианство армянское население? Если следовать "Армянской книге канонов", первая армянская церковь была построена в селении Аштишат армянской области Тарон, на берегу реки Арацани - притока Евфрата. Другими словами, не на территории Южного Кавказа, а в Малой Азии! Запомним это.

Далее армяне утверждают, что престол армянской церкви в IV веке установился в Вагаршапате - столице Армении, где Григорием Просветителем был построен кафедральный собор, названный им Эчмиадзин. Как известно, их местонахождение армянские источники локализируют в районе Еревана. При этом в армянских источниках указывается, что Вагаршапат находился на правом берегу р. Аракс. Запомним и это.

Как же происходил обряд крещения принявших христианство? Так, согласно армянскому историку Агафангелу (V в.) Григорий Просветитель для крещения армянского царя Трдата вышел со своей свитой из Вагаршапата, направился в Багуан и далее крестил армянского царя "в водах Евфрата". Мы предлагаем читателям мысленно проделать этот путь из Закавказья в Малую Азию.

Вот здесь и начинается абсурд. Если рядом был Аракс, зачем же надо было крестить царя в Евфрате за тридевять земель, и сколько мог продлиться такой поход для крещения? Стало быть, Вагаршапат, скорее всего, находился недалеко от берегов Евфрата. Тогда почему же он абсурдно указывается в Закавказье? Ответ очевиден: для того, чтобы быть поближе к тогдашним албанским и нынешним азербайджанским землям, для того, чтобы, даже ценой абсурда, "обосновать" притязания на чужие земли и культуру народа - насельника этих земель. Мы не говорим уже о том, как престол, находящийся в одном географическом регионе (Южный Кавказ), управлял епархиями и обслуживал паству, находящуюся в другом - Малой Азии?

Мы также указывали, что армянский церковный престол, выполнявший государственные функции в условиях отсутствия государственности, был перенесен в Эчмиадзин в первой половине XV века с далеко идущими целями - создать на азербайджанских землях территориальную основу именно для будущей государственности. Отсюда - и продолжающиеся до сегодняшнего дня попытки объявить Албанию "восточным краем Армении", албанский этнос - армянским, а все памятники албанской материальной и нематериальной культуры - армянскими.

Следуя далеко идущему замыслу, албанские литературно-исторические памятники, будучи переписаны на грабар (древнеармянский), подвергались и продолжают подвергаться многочисленным "желаемым" искажениям. Именно эта участь и должна была постигнуть, в первую очередь, замечательную "Историю Албании" М.Калантуклу, исторический памятник, таивший в своем оригинальном тексте множество фактов, противоречащих армянской концепции и вскрывающих абсурдность созданных и создаваемых мифологем, внедряемых в общественное сознание.

Стало быть, в первую очередь, нужно было вносить необходимые изменения, дополнения, словом, "желаемые" искажения, в историю Албании. Именно поэтому развитие темы абсурда с первохристианством связано с подобной ревизией важнейшего литературно-исторического памятника - "Истории Албании" М.Каланкатуклу, на который мы ссылались. Неслучайно, что и первое упоминание об этом источнике связано с казусом. Об "Истории Албании" албанского историка М.Калакатуклу (Каланкайтукского) первое упоминание засвидетельствовано в связи с прибытием в 958 году армянского католикоса Анании (943-962 гг.) в Хачын (территория Карабаха) по приглашению албанского католикоса Гагика (948-962 гг). Это была эпоха "Албанского ренессанса" - возрождения и укрепления албанской государственности после ее низложения в связи с завоеваниями арабского халифата.

О том, как проходила эта встреча, информирует армянский источник (Х.Датеан - Арарат, 1896г.), и все нижеследующее построено на этой информации. Албанский католикос Гагик заявил армянскому католикосу Ананию, что "как и было во все времена и как отражено в "Истории Албании", он рукоположен от имени святого Григория". Другими словами, албанский католикосат ни в коей мере не связан с армянским, является независимым и апостольским. Однако армянский католикос Анания для установления обоснованности утверждения албанского католикоса не пожелал обратиться к "Истории Албании", как к свидетельству сказанного, усомнился в истинности изложенного албанским историком М.Каланкатуклу, заявив, что в "Албании - есть всего лишь главное епископство, в то время как в Армении - католикосат".

Далее армянский источник сообщает, что Анания, заполучив рукопись "Истории Албании", потребовал уничтожить следы, связанные с принятием Албанией христианства ранее Армении. Он потребовал, чтобы "была найдена информация в рукописях, устроившая нас (армян), информация, которую мы (армяне) желали бы видеть".

И, конечно, как понимают уважаемые читатели, такая информация была "найдена", а точнее, специально вписана, искажая оригинальный текст. Она выглядела следующим образом: "...спустя 226 лет со времени апостолов-проповедников Бартоломея (Варфоломея) и Фаддея, на 17-й год правления армянского царя Трдата и в годы правления албанского царя Урнайра просветитель Армении, святой Григорий из рода Суреан Пехлев Аршакуни был рукоположен со стороны этих апостолов-проповедников. В то самое время, когда армянский и албанский цари Трдат и Урнайр пребывали в идолопоклонничестве".

А вот другой источник - Степаннос Орбелиан, подтверждая приведенное, указывает, что по совету и настоянию Анания в "Историю Албании" были крайне аккуратно внесены дополнения, согласно которым первый епископ Албании по просьбе ее царя Урнайра был рукоположен в сан армянским просветителем Григорием и на албанский престол его конфессиональный глава на протяжении 440 лет рукополагался со стороны армян, поскольку в Армении был католикосат, в то время как в Албании архиепископат и так продолжалось на протяжении периода 26 армянских католикосов, вплоть до католикоса Авраама". Как понимает читатель, смысл вносимого "дополнения" заключался в том, чтобы подчеркнуть подчиненное армянскому церковному престолу положение албанской церкви, указания на то, что именно армянский глава церкви "назначает" албанского, что является прямым следствием армянского первохристианства.

Фальсификаторство и подлоги продолжались и в после-дующем, и, естественно, более всего страдала самая древняя рукопись "Истории Албании", датируемая специалистами от 1289 года и хранящаяся в Армении, в Матенадаране. Кроме того, в различные варианты рукописей вносились правки с целью их согласования таким образом, чтобы "обосновать" первохристианство армян на Кавказе. Так армянский католикос Акоп Шамахеци (1759-1763 гг.) по примеру своего предшественника Анании истребовал рукопись 1289 года, потребовал от Лункианоса внести в нее подчистки и изготовить новую копию, исключающую "нежелательный текст", и эта, так сказать, "конфессиональная редакция", преследующая цель "подчинить по историческому источнику" албанский католикосат армянскому, была осуществлена.

Вот свидетельство относительно этого подлога армянского специалиста Л.Дадяна: "Первоначальные записи соскоблены и искажены. Следы первоначальной записи явно видны", причем, по мнению Л.Дадяна, Лункианос этим занимался и ранее. То же самое было сделано и в бытность католикосом преемника Шамахеци Симеона Ереванци (1763-1780 гг.). Тем самым тогда еще существовавший и независимый албанский католикосат и его клирики лишались бы возможности ссылаться на "Историю Албании".

А вот приписку, сделанную, по мнению специалистов, на рукописи самим католикосом С.Ереванци, мы дадим без комментариев: "Столько, сколько мы соскребли ногтем, - это ложь и добавлено тщеславными людьми после и в свою пользу... Думается, что это совершили после католикоса Анании албанские чернецы (монахи)". Не случайно, согласно свидетельству армянского историка Т.И.Тер-Григоряна, "История Албании" М.Калакатуклу попала к нам не в своем первозданном виде, и переписчики рукописей по указанию армянского духовенства умышленно вносили в текст соответствующие поправки, искажая его.

Приводим цитату, в которой Тер-Григорян апеллирует к приписке, сделанной на полях рукописи католикосом Симоном. Вот что приписал католикос: "Только в "Истории Албании", хотя и не во всех копиях, утверждается, что будто бы после Елисея (74г.) до святого Григория (340г.) престол албанского католикоса занимали другие католикосы. Но все это ложь". Словом, еще за 200 лет до принятия христианства Арменией у Албании уже были свои христианский патриарший престол и католикосат.

Не комментируя изложенное, мы только попросим читателей вернуться к меткому замечанию Ж. де Малевиля, приведенному во вступительной статье.

Такова вкратце суть армянских абсурдных утверждений о первохристианстве на Кавказе, который, невзирая на все "зачистки", остался тем, чем он являлся изначально - "нелепостью, отметающей исторические факты, изыскивающей способы подложных свидетельств, переписыванием собственной истории и искажением истории соседних народов".

Изложение приводимого абсурда хотелось бы завершить знаковым армянским свидетельством (Н.С.Вартапетов "Христианские памятники Закавказья"): "[Армянская церковь], вооружившись христианским флагом, во все времена уничтожала народы исторической Албании и ее неотъемлемой части Карабаха (Арцаха) и, "умело подстраиваясь к исторической ситуации, оказывала услуги Сефевидам, затем - Российской империи, точно так же, как в свое время служила Византии, иранским Сасанидам, арабским халифам и монголам".