Пробежка на Монблан: кто был первым в мире альпинистом Ещё каких-то два десятилетия назад гора Монблан считалась самой высокой в Европе. Но затем уступила титул Эльбрусу. Не то чтобы Монблан стал ниже - это Европа стала больше. Правда, число желающих попасть на его вершину от этого не уменьшилось. Вот и я в прошлом году решил наконец подняться на вершину "Белой горы".

Оказалось, что сделать это несложно. Покупаешь билет на канатную дорогу, которая начинается в посёлке Лез Уш, неподалёку от Шамони. Затем пересаживаешься в вагончик монорельса, и вот ты уже на высоте около трёх тысяч метров. Дальше два-три часа подъёма до приюта Тет Рус. Здесь можно переночевать или подняться по скале ещё на полкилометра вверх до приюта Де Гюте, угнездившегося на краю ледника. Рано-рано утром следующего дня надеваешь "кошки" - и вверх по снежному гребню, буквально проталкиваясь сквозь толпу таких же любителей. К полудню ты уже на вершине, и все Альпы у тебя под ногами. А вечером, если не лениться, можно оказаться уже в уютном отельчике в Шамони и нежиться в бассейне. Короче, ничего особенно экстремального. В разгар летнего сезона на Монблан ежедневно поднимаются около 200 человек.
 

Рано-рано утром следующего дня надеваешь "кошки" - и вверх по снежному гребню, буквально проталкиваясь сквозь толпу таких же любителей. К полудню ты уже на вершине, и все Альпы у тебя под ногами

Два века назад это бы выглядело фантастикой. В XVIII веке "Белая гора" считалась неприступной. Впервые она покорилась человеку 8 августа 1786 года. Причём стимулом для одного из первовосходителей стали банальные деньги. Дело в том, что швейцарский геолог и ботаник Орас-Бенедикт-де-Сосюр - тот самый, который изображён на двадцатифранковой купюре, - после нескольких неудачных попыток найти путь на Монблан решил учредить премию для того, кто это сделает. Об этом прослышал Жак Бальма, горный проводник, зарабатывающий на жизнь поисками кристаллов горного хрусталя.

В то время считалось, что за день взойти на вершину невозможно, а ночевать на леднике - верная смерть. Так думал и Бальма, до тех пор, пока однажды, не успев засветло вернуться в долину, на собственной шкуре не убедился, что ночёвка в горах возможна. А значит, возможно и покорение Монблана.

Напарником Бальма стал сельский врач Мишель-Габриэль Паккар, одержимый идеей взойти на Монблан. 7 августа 1786-го два столь разных человека, одним из который двигала идея, а вторым - корысть, отправились в путь. Деньги оказались сильнее: Бальма буквально втащил на вершину напарника, который уже подумывал бросить эту затею. 8 августа в 18:23 Паккар установил на вершине флаг. Этот день теперь считается началом эры альпинизма.
 

Жак Бальма, получивший-таки от Сосюра честно заработанные денежки и удостоившийся славы первого в мире альпиниста, вряд ли даже подозревал, сколько у него найдётся последователей

Жак Бальма, получивший-таки от Сосюра честно заработанные денежки и удостоившийся славы первого в мире альпиниста, вряд ли даже подозревал, сколько у него найдётся последователей. Через год на Монблан поднялся сам Сосюр. Вскоре вездесущие англичане организовали в Шамони альпинистский клуб. И пошло-поехало. Через 18 лет после похода Бальма и Паккара Монблан покорился женщине - Мари Паради.

С тех пор человек побывал на таких вершинах, в сравнении с которыми Монблан покажется убогим пригорком. Сейчас это не столько альпинистский маршрут, сколько развлечение для туристов-любителей. На Монблан поднялись сотни тысяч людей самыми разнообразными маршрутами и спустились с него всеми способами, которые только в состоянии придумать изощрённый ум современника. Есть и любители забежать на Монблан. Самый быстрый из них одолел путь из Шамони на вершину и обратно - которым Бальма и Паккар шли три дня - за пять часов десять минут. То ли ещё будет.