Париж и Афины укрепляют военный союз

Day.Az представляет читателям очередной материал из рубрики "Зарубежный взгляд на регион". В ее рамках на нашем портале публикуются переводы важнейших аналитических материалов авторитетных зарубежных изданий, посвященных событиям в регионе в целом и в Азербайджане в частности.

Le Monde

Всего через год после того, как Греция заказала у Франции 18 истребителей, первые шесть самолетов Rafale приземлились 19 января на военной базе Танагра в 40 километрах к северу от Афин. По этому случаю состоялась помпезная церемония в присутствии премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, который сделал покупку нового оружия инструментом дипломатического убеждения, чтобы успокоить турецкие амбиции в восточном Средиземноморье.

В середине сентября 2021 года Афины пополнили свой флот шестью истребителями, еще больше пополнив портфель заказов Dassault. Стоимость 24 "Рафалей" с вооружением и запасными частями оценивается в 3,3 миллиарда евро. Афины также планируют приобрести по меньшей мере три фрегата Belharra, построенных Naval Group, на сумму от 3 до 5 млрд. евро. Греция также, по сообщениям, заинтересована в приобретении четырех или пяти корветов Gowind у Naval Group.

Несколько дней назад министр обороны Греции Никос Панагиотопулос и его французская коллега Флоранс Парли побывали на верфи компании в Лорьяне (регион Бретань). "Греция - друг и союзник Франции. Мы разделяем одно и то же видение того, какой должна быть европейская система обороны в мире", - сказала г-жа Парли.

"Статус Греции в отношениях с международными партнерами изменился. Греция проявила стойкость, преодолела экономический кризис и миграционный шок", - объяснила Доротея Шмид, директор программы по Турции и Ближнему Востоку во Французском институте международных отношений (IFRI), во время дебатов, организованных исследовательским центром 13 января. Она больше не просит денег и снова становится интересным партнером для заключения контрактов. Более того, когда президент Макрон посещает Грецию, он приезжает с важными подрядчиками.

Годовой оборонный бюджет Греции на 2021 год составляет 5,5 млрд евро, что на 41% больше, чем в 2020 году. Но для консервативного правительства Кириакоса Мицотакиса эти инвестиции необходимы. "Я обязан постоянно укреплять - в рамках наших бюджетных возможностей - сдерживающий потенциал страны. Первые "Рафаль" - это преимущество, по крайней мере, по типу самолета перед нашей соседней страной. Мы создали союзы с очень великими державами. С Францией. С Соединенными Штатами. Естественно, это нервирует Турцию, но наши соглашения не направлены против кого-либо", - сказал Мицотакис 14 января.

В Анкаре франко-греческое сближение вызывает обоснованное раздражение. В начале января министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что "Греция использует свое членство в Европейском союзе для создания альянсов и искусственной угрозы", стремясь превратить двусторонние споры в проблемы между Турцией и Европой. Подписание этих оружейных контрактов тем более критикуется Анкарой, которая также является членом НАТО, поскольку оно сопровождается стратегическим партнерством в области безопасности и обороны, которое содержит пункт о взаимной помощи между двумя странами в случае угрозы территории одной из них. Греция соглашается в этих рамках направить войска в страны региона Сахель для поддержки Франции.

В то же время, "соглашение не включает вопрос исключительных экономических зон, разграничения морских пространств, которые являются спорными между двумя странами. Например, если инцидент, подобный тому, что произошел летом 2020 года, повторится, Франция не обязательно вмешается, чтобы поддержать Грецию", - говорит Панайотис Цаконас, исследователь Греческого фонда европейской и внешней политики (Eliamep). Тогда, как известно, Анкара направила судно сейсмической разведки в сопровождении военных кораблей в воды, на которые претендует Греция, что вызвало обеспокоенность, в частности, со стороны Франции.

Афины также подписали контракт на обучение пилотов с Израилем, соглашения о взаимопомощи с Объединенными Арабскими Эмиратами или США и могут приобрести стелс-самолеты F-35. "Эти партнерства показывают общий интерес в стабилизации региона и не направлены конкретно против Турции. Несмотря на некоторые контракты, подписанные с США, и американское присутствие на базах в Александрополе (север) и Суда (Крит), Вашингтон хотел бы уйти из восточного Средиземноморья, и другие игроки могут захотеть войти в регион. Европа должна заявить о себе, чтобы это не обернулось ей во вред", - объяснил Танос Докос, советник по национальной безопасности правительства Греции, на круглом столе IFRI.

Эммануэль Макрон и Кириакос Мицотакис - два ярых защитника европейской стратегической автономии, которая заключается в том, чтобы европейцы могли сами обеспечивать свою безопасность. Для Франции позиционирование в Восточном Средиземноморье позволяет ей продвигать необходимость европейской обороны. Для Греции дипломатические союзы стали необходимы, чтобы противостоять соседу, которого она считает все более агрессивным.

"Париж сразу же разделил озабоченность Греции по поводу напористости Турции в регионе. Анкара вмешалась в гражданскую войну в Ливии, но также проецировала свою мощь на Южный Кавказ, Африканский Рог и Персидский залив, а Париж понимал ценность позиционирования в регионе", - говорит Эммануэль Карагианнис, доцент кафедры безопасности в Королевском колледже Лондона. "Греция строит новую геополитическую идентичность в качестве оплота Запада в восточном Средиземноморье", - добавляет он. Но Доротея Шмид предупреждает об опасности принятия такой позиции европейского щита: "Умножение греческих альянсов даже вне европейских партнеров только увеличивает чувствительность проблемы и возможность инцидента".