Лукашенко испортил Новый год всей Армении

Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин сделали экс-президенту Армении Сержу Саргсяну непристойное предложение. С таким странным заявлением на встрече с журналистами 19 декабря выступил армянский политолог Рубен Меграбян, говоря о заявлении Лукашенко относительно разговора с Саргсяном о деоккупации и возвращении Азербайджану пяти районов в Карабахе. 

Напомним, что ранее во время своей полной сенсационных откровений встрече с российскими журналистами Лукашенко заявил, что они с Путиным "заняли консолидированную позицию" и предложили Саргсяну вернуть Азербайджану пять из семи оккупированных районов. 

"Какая причина не возвращать их, они же пустуют. Он говорит: если я верну, они там дорогу перережут, оккупируют Карабах и прочее. И мы с Путиным четко пообещали, что мы введем свои войска, и это не позволим (при азербайджанцах это говорили). Он сказал: нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим", - заявил Лукашенко. 

Именно это заявление и показалось армянскому политологу непристойным, что он связывает с тем, какие отношения Армения выстраивала с союзниками на протяжении последних 30 лет. 

"Заявление президента Беларуси о том, что Минская группа действует недостаточно эффективно, говорит о присоединении Александра Лукашенко к тем подходам, которых придерживаются наши враги в лице турок и азербайджанцев", - отметил политолог. 

Опустив ремарку Меграбяна о "врагах", отметим, что сложно сказать, насколько политолог силён собственно в политике, но по ряду других дисциплин у него явственно ощущаются пробелы. Во-первых, не совсем понятно, о каких тридцати годах говорит Меграбян. Армения объявила о независимости от СССР в августе 1990 года, а официально независимость Армении была утверждена Верховным советом страны год спустя - в сентябре 1991 года. Единственное, что руководство Армении "выстраивало" в промежутке между 1988 и 1991 годами - территориальные притязания к соседнему Азербайджану и политику этнической чистки и изгнания азербайджаноязычного населения из самой Армении и Нагорного Карабаха. 

Во-вторых, неясно, что господин Абрамян понимает под "непристойным предложением". Слово "непристойный" имеет весьма своеобразный оттенок значения, и, услышав заявление Абрамяна, даже не хочется думать о том, что именно могли предложить Саргсяну Лукашенко и Путин. Можно было бы сослаться на неточность перевода его слов на русский язык, однако и в оригинале политолог использовал то же слово. На армянском в его заявлении прозвучало слово "анпаркешт", что означает "неприличный", "непристойный", путём сращения отрицательной приставки "ан" с "паркешт" - "приличный", "порядочный". 

Если политолога возмутило само предложение вернуть оккупированные территории, то у него, видимо, есть пробелы и во владении политической конъюнктурой региона. Семь районов вокруг Нагорного Карабаха даже самой Армений фактически признаются оккупированной территорией под благовидным названием "пояс безопасности". Каков бы ни был статус автономии Нагорного Карабаха в будущем, статус семи прилегающих районов (разве что за вычетом Лачинского коридора) сторонами вообще не обсуждается. Так что "возмущение" политолога неуместно и может быть смело отправлено в том же направлении, что и язык Пашиняна по словам Лукашенко. 

Далее Меграбян утверждает, что за семь месяцев, что у власти в Армении новое руководство, невозможно исправить то, что произошло за 30 лет в отношениях с партнёрами. 

Вот в этом армянский политолог чертовски прав: армянское руководство так подмочило себе репутацию и опустилось в глазах партнёров и соседей, что исправить сложившееся положение будет непросто. В звучащих в адрес властей в Ереване заявлениях с каждым следующим годом всё сложнее находить признаки уважения, что, фактически, своими толкованиями о "непристойных" предложениях подтверждает и сам политолог. 

Однако далее он не советует начать проявлять больше конструктивизма во внешней политике, в частности, на пути к урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а подобно обидевшемуся ребёнку рекомендует властям страны пересмотреть свои отношения с союзниками. 

Темой "пересмотра отношений" пропитаны не только последние семь месяцев деятельности руководства Армении, но и риторика и.о. главы правительства ещё до становления им премьер-министром. 

Но именно недостаточное уважение по отношению к союзникам, в частности ОДКБ, проявившееся в истории с отзывом генерального секретаря организации Хачатурова, вылилось в нынешнее пренебрежительное отношение к властям страны на международной арене, в результате которого экс-президенту страны делают "непристойные" предложения, а и.о. премьер-министра вопрошают о местонахождении его языка. Вот уж воистину неверно выстроенные отношения с партнёрами! 

Меграбян касается и вопроса поставок вооружения Азербайджану Беларусью и Россией, делая вывод, что представления о добре и зле в Армении и то, как на эти явления смотрят её "союзники", никак не сходятся. Вслед за столь пафосными заключениями Меграбян выражает сожаление о том, что "так называемые союзники" Армении рассматривают поставки вооружения как бизнес. 

Позвольте спросить, а разве продажа оружия есть или когда-то была чем-то иным? Эта тема, муссируемая в Армении уже не первый год, явно не даёт покоя очень многим. А ведь всё на самом деле очень просто: официальный Баку показал себя в качестве независимого и надёжного партнёра, с которым можно и нужно иметь дело, чего нельзя сказать об Армении, продолжающей обеспечивать себя вооружением на кредиты России, отношения с которой то и дело стремится "пересмотреть". 

Если бы Меграбян был политологом не диванным, а хоть чуточку дельным, он бы прекрасно понимал, что Армении, если она желает в будущем пользоваться уважением и доверием тех, кого хотела бы считать партнёрами, в первую очередь следует пересмотреть и наладить напрочь испорченные отношения с соседним Азербайджаном. И начать было бы неплохо с освобождения оккупированных территорий. 

Впрочем, многочисленным политологам, которых в Армении развелось как грибов после дождя, не обязательно понимать это, а вот руководству Армении - не мешало бы. Понимают ли всё вышесказанное власти в Ереване - покажет год наступающий. 

Фикрет Долуханов, обозреватель Trend
специально для Day.Az