Провалы Еревана в 2015 году - ПОЛНЫЙ ТУПИК
В конце каждого года принято подводить итоги. И хорошо, если есть чем гордиться и что вспомнить с радостью. Если же нет, то это прямой путь к депрессии и формированию комплексов и фобий. Что у человека, что у государства - этот закон распространяется на всех.
Чем запомнился 2015-й для Армении? Попробуем ответить на этот вопрос. Конечно, не было бы никакого дела до Армении, если бы она не служила палкой в колесе развития всего региона. Если бы не проповедовала агрессию и сепаратизм и не представляла бы угрозы для стабильности в этой части мира.
Итак, начнем.
Поле чудес
Например, премьер-министру Овику Абрамяну 2015-й запомнился... экономическим ростом. В не имеющей действующей промышленности, увязшей в долгах Армении "рост" экономики каким-то образом достиг аж почти пяти процентов, а точнее 4,6. Похоже, премьер Армении набрел на поле чудес, где из посеянного им драма выросло целое вечнозеленое денежное дерево.
Интересно, что ранее Абрамян обещал армянам по итогам 2015-го рост в 2-3 процента. Но за день до конца года решил немного прибавить, наверное, назло международным организациям, в один голос дававшим неприятные для Еревана прогнозы. Например, Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития в 2015 году прогнозировали в Армении стагнацию (нулевой рост), Всемирный банк и Евразийский банк развития - рост на 0,8 процентов, Азиатский банк развития - рост на 1,6 процентов. Международное рейтинговое агентство Moodychr("39")s прогнозирует рост на 2,3 процентов, а Fitch даже рецессию в экономике Армении. Если верить Абрамяну, Армения "продолжила" развиваться. Правда, похоже только в фантазиях властей. Потому что цифры, причем официальные, говорят об обратном.
По данным местного госкомстата, только за 10 месяцев 2015 года импорт в Армению в целом сократился на $850 млн. Причем, Армения стала не только меньше покупать, но и продавать. Объем внешнеторгового оборота по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 20,4 процента.
Еще интереснее, что фантастический "рост" экономики Армении произошел на фоне беспрецедентного роста внешнего долга страны, приближающегося к критическому. Эксперты МВФ прогнозируют, что в 2016 году внешний долг РА превысит 50 процентов от ВВП и будет расти последующие годы. То есть Армения фактически становится страной-банкротом.
Если следовать уверениям Овика Абрамяна, то получается, что к порогу полного краха страну привел как раз "экономический рост" и "бурный расцвет" промышленности и сельского хозяйства.
В плане экономики минувший год отметился для Армении и другими провалами. Например, в течение всего года с тупым упорством муссировалась тема железной дороги Иран-Армения. Постепенно тема наскучила, и даже из Москвы недвусмысленно намекнули, мол, кому нужна эта ветка, когда строится дорога Иран-Азербайджан-Россия.
Не менее унизительным для Еревана стало лишение иллюзий относительно какой-то особой роли Армении в продвигаемом Китаем новом Великом шелковом пути. Какие только армянские чины не ездили в Пекине за "укреплением двустороннего сотрудничества", но не получили там ничего, кроме словесных заверений. Когда же пробный поезд по маршруту Китай-Европа прошел через Азербайджан, масштаб провала стал ясен Еревану окончательно.
По мнению того же Овика Абрамяна, одним из потрясающе позитивных итогов года является присоединение Армении к ЕАЭС. Позитивные стороны этого шага Еревана для страны весьма сомнительны, что хорошо известно и самому премьеру. Правда, если говорить откровенно, планировавшаяся ранее ассоциация с ЕС тоже не принесла бы Армении процветания. Принести процветание этой стране способен только отказ от оккупации азербайджанских территорий и включение в экономическую карту региона. Но такая перспектива станет концом власти Саргсяна, а обменять власть на благоденствие армянского народа карабахский клан явно не намерен.
Вывод: в 2015-м армянская экономика продолжила движение в тупик и при этом еще и сошла с рельсов.
Серж навсегда
Однако умирание экономики отошло на второй план по сравнению с событием, потрясшим Армению в последний месяц года. Речь о референдуме по конституционным реформам. Новая конституция Армении изменила форму правления в стране и обеспечила нынешнему президенту Сержу Саргсяну, а через него и преступному карабахскому клану возможность делать с этой страной все, что ему вздумается.
Нет, конечно, в самом основном законе про это ничего не написано. Но в Армении нет никого, кто бы сомневался в том, что новая конституция написана под Саргсяна и его шайку. В нынешней ситуации не было никакой необходимости в подобной реформе, у страны есть много других, более насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения. Кстати, на этот факт обратила внимание и миссия ПАСЕ. Эта международная структура, обычно терпимо относящаяся к "шалостям" Еревана, в этот раз не выдержала и разразилась заявлением, которого от нее там никак не ожидали. "Относительно низкий уровень явки граждан на конституционном референдуме в Армении свидетельствует о том, что этот референдум был обусловлен политическими интересами, а не потребностью граждан", - говорится в заключении наблюдательской миссии ПАСЕ.
Можно сказать, что в 2015-м армянская оппозиция и армянский народ потерпели сокрушительное поражение от властей. И конституционный референдум поставил в этом процессе жирную точку.
Хотя надежда на изменения к лучшему у армян все же была. Она появилась летом, когда Ереван и другие крупные города охватили акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию. Такого мощного народного неповиновения страна не помнила со времен акций 2008 года. Все это время удавалось сдерживать возмущение граждан, пока дела страны не пошли совсем плохо. Повышение платы за свет стало последней каплей, не помогли даже провокации на карабахском фронте, призванные отвлечь внимание народа от внутренних проблем.
Народное движение было утоплено, вначале в полицейском произволе и репрессиях, а затем - в пустых обещаниях, которые власти так и не исполнили. Затравленное население окончательно потеряло всякую веру в справедливость. Остатки надежд добил референдум, играючи сфальсифицированный и подстроенный под интересы Сержа-всемогущего.
Но так называемый "электромайдан" все же напугал Саргсяна. Об этом говорит закрученная под конец года темная история с "подготовкой переворота", в которую не верит в Армении никто. Речь об очень странном деле Артура Варданяна, которого Служба национальной безопасности обвиняет в якобы подготовке заговора с целью государственного переворота, вплоть до подрыва самолета Саргсяна. В Армении уверены, что дело Варданяна знаменует очередную "охоту на ведьм", и под раздачу пойдут неугодные властям лица. Саргсян получил прекрасный повод для публичной чистки - в назидание существующим и потенциальным оппонентам.
Вывод: 2015-й ознаменовался для армянского народа окончательным умиранием демократии и укреплением диктатуры карабахского клана.
Топорная дипломатия
За что бы ни брались в минувшем году власти Армении, все заканчивалось конфузом и усугублением проблем. И те же переговоры с Китаем, и истеричная кампания в связи со 100-летием так называемого "геноцида", и дипломатическая деятельность в международных организациях.
Кстати, о дипломатии. Осень 2015-го стала для армянской дипломатии полным провалом. В комитетах ПАСЕ были приняты два документа, идущие в разрез с официальной позицией Еревана. Проекты резолюций "Рост напряженности в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана" и "О преднамеренном лишении воды гражданского населения в прифронтовых районах Азербайджана" стали серьезным ударом по армянской позиции. В Армении по сей день продолжают искать виновных в этих провалах, призывают не обращать внимания на тот факт, что в ПАСЕ фактически признали, что находящиеся под контролем ВС Армении территории Азербайджана являются оккупированными, а не "освобожденными", "спорными" или еще какими-то.
В Ереване, по-видимому, считали, что их заигрывания с Европой в то время, как Баку, наоборот, постоянно подвергается давлению, дают им, как говорится, право надеяться. В минувшем году эти заигрывания приобрели почти что комичный характер. Официальный Ереван пользовался любым поводом, чтобы продемонстрировать свою лояльность и приверженность европейскому выбору и заставить Европу забыть, что Армении, вообще-то, член совершенно иного экономического союза. От ЕС в ответ поступали обещания найти "особый статус" для Армении. И так продолжалось весь год.
Не менее глупо выглядел Серж Саргсян и на последнем саммите ОДКБ, когда устроил демарш, требуя от организации последовать примеру НАТО (речь о поддержке альянсом Турции в вопросе сбитого Су-24) и "защитить" Армению от Азербайджана. Если говорить точнее - помочь Еревану укрепить статус-кво на оккупированных территориях и отрезать Баку возможность освободить свои земли военным путем. Пылкая речь Саргсяна была выслушана в гробовом молчании и без комментариев. А затем президенты перешли к другим вопросам, более занимающим их, чем "армянский вопрос", будто никакого выступления и не было.
В урегулировании карабахского конфликта 2015-й стал, мягко говоря, никаким. Армения продолжила свою разрушительную работу, как могла ставила палки в колеса мирному процессу и провоцировала напряженность на линии фронта. Пожалуй, это единственное дело, в котором она достигла реальных "успехов". Если, конечно, гибель армянских парней в Карабахе можно назвать успехом.
Имиджевые потери Еревана в 2015 году от подобной топорной дипломатии были огромны. Они измеряются не деньгами или потерями на фронте. Единица имерения тут - будущее армянского народа.
Вывод: перспективы существования армянской государственности в минувшем году стали более чем туманны. И это - главное, о чем следует задуматься Сержу Саргсяну, если он надеется дожить до своего будущего неограниченного в полномочиях премьерства...
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре