Олимпийский чемпион-1992 Назим Гусейнов: «Мечтаю открыть собственную школу дзюдо» - Чем сейчас занимается великий азербайджанский дзюдоист, покоритель олимпийской вершины в Барселоне-1992 Назим Гусейнов?

- К сожалению, на сегодняшний день моя деятельность не имеет прямого отношения к дзюдо, хотя мне этого очень бы хотелось. Моя мечта - открыть собственную школу дзюдо. Очень хочется приносить пользу отечественному спорту, больно видеть, что вот уже на протяжении трех Олимпиад наши дзюдоисты не заоевывают медалей.

- Что мешает вам воплотить мечты в реальность?

- У меня были проблемы со здоровьем. Благодаря помощи и поддержке президента Азербайджана и Национального Олимпийского Комитета Ильхама Алиева, вице-президента Чингиза Гусейнзаде, главы Федерации дзюдо Физули Алекперова я отправился на лечение в Израиль. Сейчас чувствую себя лучше и уже в 2007 году надеюсь претворить свои планы в жизнь. Разумеется, при поддержке НОК и Министерства молодежи и спорта. Мне всегда помогал бывший министр Абульфаз Гараев, а сейчас поддержку оказывает нынешний глава минспорта Азад Рагимов. Я им всем весьма признателен.

Еще очень хотелось бы поработать в сборной Азербайджана. По разным причинам это мое желание также пока остается неисполненным. Всегда готов поделиться своим опытом с младшим поколением дзюдоистов.

- Именно на молодежь делает сейчас ставку тренерский штаб сборной. Как думаете, удастся ей проявить себя на Олимпиаде-2008 в Пекине?

- Шансы на медали есть. Из молодых должны сказать свое слово действующий чемпион Европы Эльнур Мамедли и чемпион мира среди молодежи Ниджат Шихализаде. Связываю надежды и с более взрослыми дзюдоистами - Эльханом Раджабли и многократным чемпионом Европы Эльчином Исмайловым, которого, надеюсь, травмы оставят в покое. Конечно, завоевать золото им всем будет очень сложно, но за место на пьедестале побороться вполне реально.

- Занять первое место японцы не позволят?

- Они и другие представители азиатских школ дзюдо. Чтобы подобраться к ним, в частности, к японцам, нужно как можно больше сборов проводить в Стране Восходящего солнца. Ведь азиатский стиль заметно отличается от европейского.

- Насколько сильно изменился уровень дзюдо в Азербайджане по сравнению с тем временем, когда на татами выходили вы?

- Несмотря на отсутствие олимпийских наград, считаю, что дзюдо в нашей стране стало сильнее. В Афинах Мехман Азизоа и Мовлуд Миралиев были очень близки к завоеванию бронзовых наград, но остановились в шаге от пьедестала, заняв 5-е места. Надеюсь, что в Пекине результаты будут лучше.

- О вашей великолепной победе в Барселоне до сих пор помнят не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Наверняка за эти годы у вас не было отбоя от предложений поработать зарубежом.

- Да, предложения действительно были. Особенно до 2000 года. Приглашали в ту же Японию, где обо мне помнят еще и потому, что я неожиданно отнял у них золото Олимпиады 1992 года. После Барселоны пальма первенства в моей весовой категории (до 60 кг) вновь вернулась к Японии. В Атланте, Сиднее и Афинах в этом весе побеждали именно родоначальники дзюдо.

Звали поработать в Корею, во Францию, в другие страны, но я не захотел бросать Азербайджан и не жалею об этом.

- Расскажите нашим читателям о том, как начинался ваш путь в дзюдо.

- Заниматься начал в 1981 году. Тренировочным процессом руководил Тарлан Гасанов, с легкой руки которого и началось развитие дзюдо в Азербайджане. Но непосредственно моим наставником был нынешний главный тренер сборной Азербайджана Агаяр Ахундзаде. Серьезные успехи пришли ко мне спустя 6-7 лет. Я становился чемпионом СССР, получил звание заслуженного мастера спорта Советского Союза. Позднее был включен в сборную страны, в составе которой выиграл ряд международных турниров категории "А".

- Но на пик своей карьеры вы вышли в начале 90-х годов...

- 1991-92-е годы получились для меня самыми удачными. На чемпионате мира-1991, кстати, тоже проходившем в Барселоне, я стал третьим. Проиграл в полуфинале будущему чемпиону из Японии Таданори Кошино. Заработал звание мастера спорта международного класса.

На следующий год стал чемпионом Европы, который проходил в Париже, победив в финале любимца местной публики Филиппа Предероля. Его во Франции называли не иначе как "Король Европы". Помню, как на следующий день после моей победы французские газеты вышли с заголовками "Король умер. Да здравствует король!".

Тем самым, я завоевал олимпийскую путевку, которую затем закрепил за собой, победив и в прикидочных схватках. Ну, а в Барселоне все начиналось достаточно просто - с побед над представителями Болгарии и Гвинеи. Дальше было тяжелее. Взял верх над сильными дзюдоистами из Италии и Монголии, а затем меня вновь ждала встреча с Кошино. Только на этот раз барселонское татами оказалось удачным для меня, а не для него. И, наконец, в финале взял верх над корейцем Хьюн Юном.

- Олимпийским чемпионом вы стали 2 августа в ваш 23-й день рождения. Лучшего подарка, наверное, и представить себе не могли.

- Конечно, что может быть лучше. Впервые на Олимпиадах зазвучал гимн Азербайджана, а флаг наш развевался выше всех остальных знамен. Для нашей страны то время было очень тяжелым. Было, как говорится, не до праздников. Но тем не менее, меня с большим почетом встречали в Баку. Было очень приятно.

- Немалую роль в вашем успехе сыграл и тогдашний тренер объединенной команды СНГ Владимир Николаевич Каплин...

- Да, безусловно. При нем в команде дисциплина была на самом высоком уровне. Его уважали и даже боялись. К нарушителям Каплин был очень строг. Именно такого авторитетнейшего специалиста не хватало мне в дальнейшем.

- Огонь и воду вы преодолели, а с медными трубами справиться удалось?

- Вроде бы да. Ведь я вновь стал чемпионом Европы, во второй раз выиграл серебро чемпионата мира, во второй раз попал на Олимпиаду. В Атланте я, также как и в Барселоне, был знаменосцем нашей сборной. Увы, повторить успех помешала травма пальца, который я повредил за месяц до старта Игр. Готовился я и к Сиднею, но на Олимпиаду в результате не попал.

- Сейчас стать олимпийским чемпионом сложнее, чем в ваше время?

- Не думаю. Чемпион он и есть чемпион. Сегодня дзюдоистам с постсоветского пространства намного легче попасть на Олимпиаду. Ведь в наше время конкуренция за место в составе была очень жесткая. На такую огромную страну, как СССР, в каждом весе была лишь одна вакансия, за которую шла упорнейшая борьба между дзюдоистами из 15 советских республик.

- Совсем недавно вы удивили отечественных любителей спорта, став участником чемпионата Баку по домино...

- С детства люблю играть в настольные игры. Они помогают отвлечься, мысленно отдохнуть. Что касается чемпионата, то поучаствовать в нем меня пригласил президент Бакинского спортивного клуба домино Барат Абдуллаев, который очень много делает для развития этого и других видов спорта в Азербайджане. Он сделал для меня много хорошего.

Естественно, это приглашение я принял с удовольствием. У меня был достаточно сильный напарник и общими усилиями мы вошли в тройку сильнейших.

- Мне известно, что еще один наш олимпийский чемпион Намик Абдуллаев любит играть в домино. У вас бы получился великолепный дуэт - пара олимпийских чемпионов.

- Мы с Намиком хорошие друзья, но об игре в паре, честно говоря, не задумывались. Может, в будущем и сыграем вместе.

Э.А.
Day.Az