Самый необычный театр Баку

Мудрое высказывание, которое приписывают Конфуцию, гласит: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". А если убрать частицу не, то и вовсе на проклятие смахивает. Но у китайского народа есть более мудрое пожелание: "Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу".

Вот такую мельницу и попытались выстроить в 1918 году бакинские творцы - авантюристы: братья-музыканты Левьен, художник Евгений Самородов, скрипач У.Гольдштейн, актер (впоследствии администратор БРТ) А.Коган, создавая "Интимный театр "Момус"".

Да-да, именно "интимный", но вовсе не в том значении этого слова, как его воспринимают сегодня. Истинное значение станет вам понятно из статьи.

Так вот, идея была, но ничего бы из этой затеи не вышло, если бы не участие в проекте Худадат бека Гаджигасанского. Это - ключевая фигура во всей этой истории. Ибо помимо колоссальной энергии, любви, дерзновенной фантазии и авантюризма, вложенных в это дело всеми участниками группы, он вложил еще и деньги, предоставляя необходимые театру субсидии. Личность - в чем-то эпатажная и в некоторой степени загадочная. Судя по имени, он, наверняка, принадлежал к аристократическому роду. Но точных данных об этом человеке мне найти пока не удалось. Известно только то, что был он человеком всесторонне образованным, с утонченным художественным вкусом и манерами европейца.

В "Родословной книге" Москвы я нашла лаконичную информацию о нем: жил в Москве до 1917 года по ул. Тверской дом 18, кв.56. Звание - Личный Почетный гражданин. Занятия - торговля хлопком, мануфактурными товарами.

Примечание: Имена почетных граждан заносятся в Книгу "Почетные граждане Москвы", хранящуюся в Московской городской думе. Записи ведутся в ней в хронологическом порядке, включая лиц, которым звание было присвоено в период с 1886 по 1917 год.

Дальше следы Худадат бека теряются. На персональной страничке есть пометка - "1 колено". Это может означать, что дворянство ему было пожаловано за определенные заслуги пред отечеством. Ни даты рождения, ни информации о членах семьи нет. Возможно, что у Гаджигасанского на тот момент не было детей. Или вся семья проживала в Баку. Но, как бы там ни было, а в 1918 году он уже был здесь и принимал живейшее участие в создании "Интимного театра". Тем более, что время - 1918 год - вполне способствовало этой затее.

Под его руководством был создан интерьер театра, о котором наперебой и в восторженных тонах сообщали многие бакинские газеты. "Впечатление, производимое театром "Момус", - сообщала газета "Единая Россия", - прекрасно. Это очаровательный уголок, художественно и изящно расписанный г. Самородовым и г-жой Соловьевой, в выдержанном благородном тоне. Красивая, уютная гостиная, бар, блестящая сервировка - все это ново, богато, нарядно".

По первоначальному замыслу основателей, "Момус" должен был стать "интимным", предназначенным для художественного самовыражения, отдыха и развлечения артистической интеллигенции и меценатствующих представителей дворянского и купеческого сословия, которым вход в этот театр был доступен по оплачиваемым членским билетам и специальным пропускам. Стилистикой постановочных миниатюр театр был похож на вечера-капустники Станиславского, которые потом реорганизовались в театр-кабаре "Летучая мышь". Помимо миниатюр предполагалось давать творческие вечера и музыкальные концерты, вечера поэтов и художников, издавать интимный журнал искусств, создать клуб деятелей сцены, литературы и печати.

Вот, что сообщает газета "Азербайджан" (1919, №90) о целях "Момуса": "Не "занятность" только, но блёстки подлинного вдохновения, не лицедейство, а контакт, точнее - интимная эмоциональная связь между сценой и зрителем. "Момус" - театр для немногих, тонко чувствующих. Ничего вульгарного, ничего шаржированного. Сконструированный по образу мюнхенского однотипного театра, "Момус" хочет дать не только эстетическое наслаждение, но и душевный уют, а это так необходимо, ибо душа современного человека оголена, как сцена без задней стены".

СПРАВКА:

На самом деле определением "интимный" весь мировой театр обязан одному человеку - Августу Стриндбергу. Его "Интимный театр" просуществовал совсем недолго (1907-1910), был рассчитан всего на 160 мест (ширина сцены - 6 м, глубина - 4). На камерной сцене за 3 года было поставлено 25 пьес, сыграно более 1000 представлений. В 1908 году он пишет статью "Открытые письма "Интимному театру"", где излагает свою концепцию на то, какими качествами должен обладать артист, как ему вести себя на сцене, как готовиться к репетиции, каковы обязанности у режиссера и директора. Театр, по его утверждению, не должен быть "торгово-промышленным предприятием, где первой двигательной системой является капиталист", где "торговля в антрактах спиртным обычно составляет по меньшей мере половину выручки". По его мнению, идеальный театр - это тот театр, где "народ получает образование". Он стремился создать театр, где камерная сцена помогала бы воплощению идеи интимного театра: раскрытие тончайших переживаний героев, "самых мимолетных, неуловимых движений сознания и перемен их настроения". Интимный театр, по замыслу драматурга, должен был раскрывать внутреннюю жизнь человека. Он считал, что конфликт его времени - это борьба всех со всеми, всюду и во всем: между классами, между личностью и обществом, между мужчиной и женщиной. Но "Интимный театр" не оправдал его ожиданий.

А теперь вернемся к бакинскому "Момусу"...

Театром руководило Правление, куда входили все выше упомянутые лица, кроме У.Гольдштейна. Представления, состоявшие их циклов миниатюр (по типу "Летучей мыши"), начинались в 12 часов ночи. За год театр окреп материально и завоевал себе репутацию интересного, художественного и уважаемого театра в городе. Здесь творили высокопрофессиональные люди - актеры, художники, композитор М.Попов, художница С. Самородова, учившаяся искусству театрального мастерства в Париже.

Летние месяцы 1919 года - это период творческого расцвета театра. Помимо местных творческих сил к коллективу примкнули съехавшиеся в Баку из разных городов России и укрывшиеся здесь от гражданской войны поэты Сергей Городецкий, Василий Каменский, Рюрик Ивнев, композитор Н.Черпнин, дирижер В.Гасс, Николай Евреинов - режиссер, драматург, историк театрального искусства, музыкант, художник и психолог.

В журнале "Жизнь искусства" от 18 августа 1920 года читаем: "В Бакинском театре "Момус" Н.Н.Евреинов ставил свои небольшие пьесы с колоссальным успехом. Особенно была в моде пьеса Н.Евреинова "Такая женщина"". Газеты наперебой расхваливают Бакинский "Интимный театр "Момус"", заверяя читателей, что этот театр может соперничать с любым московским.

Из газеты "Искра", 1919 год, 9 октября, № 194: ""Момус" - явление незаурядное у нас в Баку. Его постановки, в которых с такой силой соперничают между собой замысел автора, декорации художника Самородова и фантазии режиссера Угрюмого, сделали бы честь московской "Летучей мыши". Все эти изящные миниатюры, эти "менуэты сожалений", "китайские болванчики" и прочие шедевры, идущие в "Момусе", вам ясно говорят, что здесь служат искусству и не за страх, а за совесть, и что в конце концов, если он только не сойдёт с рельс, он станет тем храмом, в который усталые от спекуляций и лжи люди придут помолиться".

Уход Худадат бека

Но 21 ноября 1919 года Худадат бек Гаджигасанский покидает Правление, и театр переходит в руки дирекции, состоявшей из главного режиссера В. Угрюмого, художника Е.Самородова, артиста театра Е.Муромского. С этого момента "Момус" теряет свой "интимный" характер. Лишившись финансовой поддержки Худадат бека, коллектив переходит на самоокупаемость, переносит начало спектаклей на 20 часов и играет свои циклы дважды за вечер. Но это не спасает тяжелое экономическое положение театра. Налоги, установленные в декабре 1917 года Бакинским городским управлением, составляли 50% от дохода. Пришлось поднимать цены на и без того дорогие билеты. Тяжелая экономическая обстановка и дороговизна требовала повышений зарплат для сотрудников театра.

Все это провоцировало театр на отказ от прежних позиций интимного театра. Отныне он стал общедоступным, но не художественным. Зал заполнили люди третьего сословия, то есть - "городские обыватели" (классификация сословий в Российской империи начала ХХ века). Сюда приходят буржуазная интеллигенция, спекулянты, мелкие торговцы, мешочники, прислуга и т.д. Словом, публика, далекая от категории избранных.

Однако название "Момус", что в древнегреческой мифологии означает злое божество зависти и злословия, так и осталось за театром. Почему устроители выбрали именно такое название, остается только догадываться. Счастливая пора длилась недолго. К концу 1919 и январю 1920 года театр теряет свою художественную неповторимость. Он превращается в театр миниатюр, каких в городе на тот момент было великое множество.

В марте выходит закон о снижении налоговых обложений, но это уже большого значения не имеет. Художественный уровень катастрофически падал. Понимая, что этот процесс уже не остановить, из театра уходят режиссер Угрюмый, художник Самородов, композитор Попов. Это повлекло за собой еще больший художественный упадок. "Тот интерес, какой в лучших кругах театральной публики был возбужден первыми циклами, уступили место прискорбному разочарованию", - констатировала газета "Азербайджан" в номере от 1 апреля 1920 года. А 27 мая 1920 года театр, дав последний спектакль, прекратил свое существование.

P.S.

В 1919 году Худадат бек Гаджигасанский покинул театр "Момус". Но покинул ли он Баку? Его судьба осталась неизвестной. Но художник Евгений Самородов, его жена художница по костюмам Самородова, поэт Сергей Гродецкий, режиссер Угрюмый, композитор Попов и часть актеров войдут потом в состав труппы Свободного Сатир-Агиттеатра. Он проживет три сезона, работая в жанре миниатюры, политической агитки, а затем, изменив формат драматургической основы, станет называться Бакинским рабочим театром (БРТ), но для бакинцев навсегда останется Русской драмой. Хотя так в Баку назывался антрепризный театр Полонского, который получил статус "государственный" и назывался - Государственная Русская драма, поначалу квартировавший в театре Тагиева, а затем (после пожара) в помещении кинотеатра "Микадо". Там, где теперь прописан Государственный Русский драматический театр им. Самеда Вургуна.

Валентина Резникова