Российский эксперт: полноценная война за Карабах может начаться в любой момент – ИНТЕРВЬЮ
Интервью Day.Az с директором Аналитического центра МГИМО, доктором политических наук Андреем Казанцевым.

- В последние недели растет напряжение на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении. Как вы считаете, какова вероятность возобновления полноценной войны?

- К сожалению, возможность возобновления полноценной войны в Карабахе есть всегда, хотя в этом году вероятность и не очень высока, меньше 30%. Собственно, война и не кончилась, так как мир не заключен. Более того, стороны не разведены международными силами, линия фронта сохраняется. Это - результат преступного бездействия международного сообщества, как и тяжелое положение беженцев. В этой ситуации провокации неизбежны. Ведь с очень небольшими средствами можно вызвать очень серьезные последствия. Это как в горах - можно бросить сверху маленький камушек, и есть шанс вызвать лавину.

Кто организует провокации? Вопрос сложный. Серьезные эксперты не имеют права верить прессе на слово. Нужны серьезные объективные международные расследования, скажем, под эгидой ООН или ОБСЕ, а для этого в Карабахе нет соответствующих структур. Это - еще одна ошибка международного сообщества. Поэтому сейчас можно только гадать на основе того, кому это выгодно.

Кому эти провокации выгодны? Они сейчас явно не нужны России или Евросоюзу, так как может разрушиться и так хрупкий мир на Кавказе, а это негативно скажется и на интересах Москвы, скажем, на ситуации на Северном Кавказе, и на попытках Брюсселя построить стабильную зону "соседства" и "Восточного партнерства".

Для Америки безопасность на Кавказе, в принципе, не столь важна. Но у правительства Обамы сейчас главный приоритет в Центральной Евразии - Афганистан, надо вывести оттуда без проблем хотя бы основные силы. А Южный Кавказ, особенно, Азербайджан и Грузия, - один из альтернативных маршрутов снабжения американских войск в Центральной Азии. В случае войны в Карабахе он может заблокироваться. С учетом постоянной нестабильности на пакистанском маршруте американские войска могут оказаться полностью зависимы от милости России, чего Вашингтон не желает.

В Ереване не могут не понимать, что соотношение сил сейчас - с учетом очень серьезного перевооружения азербайджанской армии - совсем не такое, как в 90-е годы. Откровенно говоря, для Азербайджана война тоже нежелательна, потому что она может разрушить экономическое чудо. Уже сейчас Азербайджан - это две трети ВВП всего Южного Кавказа. С учетом роста могущества страны многие проблемы могут разрешиться в будущем просто сами собой.

В целом, этот анализ показывает, что серьезным игрокам война сейчас не нужна, а, значит, она маловероятна. Чтобы началась война, нужно, чтобы какой-то очень мощной силе в мире она срочно понадобилась, либо, чтобы просто начался хаос, как при распаде СССР или во время падения монархии в России.

Но уже сейчас есть и силы, для которых она выгодна. Это - мировые антисистемные силы, включая международных террористов, а также - антисистемные экстремистские силы в самих государствах Южного Кавказа. Вот они могут от войны очень выиграть, "половить рыбку в мутной воде", так сказать.

Поэтому мой прогноз на ближайший год: провокации продолжатся, люди, к сожалению, будут гибнуть, но большой войны при нынешнем раскладе не будет. И так продолжится, как минимум, еще несколько лет, пока либо не начнется, наконец, большая война, когда ею кто-то очень влиятельный в мире заинтересуется, либо усилиями международного сообщества не удастся свести поближе позиции конфликтующих сторон.

Надо быть реалистами и понимать, что сами по себе, без помощи и поддержки внешних посредников, Азербайджан и Армения в течение ближайших десятилетий по Карабаху никогда не договорятся. Но посредники должны не только говорить, но и что-то реально делать. А так получается, что большая война никому не нужна, но и потратить свои ресурсы на установление мира никто из внешних сил не хочет.

В общем, Карабах на Южном Кавказе это - логика тяжелой хронической болезни, захватившей весь организм. Она либо когда-нибудь приведет к страшному обострению и даже гибели организма, либо потихоньку заглохнет и пройдет.
 

- Как поведет себя Россия, если война все-таки начнется?

- Россия на данном этапе однозначно сохранит нейтральную позицию. Гарантии безопасности Армении в рамках ОДКБ распространяются только на ее международно-признанную территорию, и, собственно, сам Ереван всегда давал понять, что эти гарантии нужны для того, чтобы был соблюден стратегический баланс с Турцией, а не с Азербайджаном. Россия также на это пошла, прежде всего, из соображений, связанных с Турцией.

Предстоящая интеграция Еревана в Таможенный Союз ничего в этом плане не изменила, так как это - экономическая, а не военная структура. Москва много раз давала понять и Баку, и Еревану, что заинтересована в партнерстве, как с Азербайджаном, так и с Арменией. Скажем, Россия оказывает большую экономическую поддержку Армении и гарантирует ее безопасность от Турции, но она и Азербайджану, который в экономической помощи не нуждается, продает самое современное оружие.

С учетом этого приоритета стратегического партнерства с обоими государствами нейтралитет не означает, что Россия останется пассивной. Я много раз говорил, что война в Карабахе сейчас не соответствует ни интересам России, ни интересам США, ни интересам ЕС. Поэтому на данном этапе ключевые участники Минского процесса окажут дружное и согласованное давление на обе стороны с целью замораживания крупномасштабных боевых действий в случае их начала.

Я очень боюсь, что, скажем, если в США придут к власти республиканцы (а их кандидат, Ромни, говорил, что Россия - геополитический противник США № 1, да и предыдущий кандидат - Мак-Кейн - был тесно связан с прежним руководством Грузии и сильно выиграл в рейтингах от войны в Южной Осетии), то ситуация может измениться. Тогда разногласия Брюсселя и Москвы в соревновании за постсоветское пространство обострятся, выработка общей позиции Брюсселя, Вашингтона и Москвы станет невозможной. Вот тогда точно на Южном Кавказе какой-нибудь деятель, вроде деятелей начала 1990-х годов, может попытаться "половить рыбку в мутной воде".


- Хотелось бы узнать ваше мнение относительно ситуации вокруг Сирии. Создается ощущение, что сильные миры сего и сами не знают, что теперь делать с этой страной...

- Да, ситуация в Сирии зашла в тупик. Еще год назад казалось, что Асад вот-вот падет. Но Запад понял, что простого решения проблемы нет, так как, помогая оппозиции, он помогает международным террористам (их по американским данным до трети от числа оппозиционных боевиков). А еще одно террористическое гнездо на Ближнем Востоке - это то, что никому не нужно. Россия своей мягкой поддержкой Асада способствовала этому осознанию. Но две основные внешние стороны конфликта - а это, с одной стороны, Иран, с другой - Саудовская Аравия и Катар, к миру не готовы. Они будут и дальше финансировать и вооружать обе стороны конфликта, хотя, может быть, и не в таких масштабах, как еще недавно, когда их части вообще чуть ли не воевали друг с другом.

Все это - части необъявленной войны между персами и арабами, суннитами и шиитами, которая длится уже столетия.

Скажем, были слухи, что, с одной стороны, алавитам помогали Хезболла и стражи исламской революции, а с другой - суннитам содействовал, скажем, катарский спецназ и разные наемники, нанятые на арабские деньги. При этом военной победы ни Асад, ни его противники достичь не смогут. Если крупные мировые державы не договорятся и не заставят Иран и арабские страны прекратить помощь конфликтующим сторонам, то Сирия окончательно развалится на части, как это было в свое время с Афганистаном. Увы, я, как реалист, полагаю, что это сейчас - вариант наиболее вероятный. Дело в том, что ни американцы не могут реально повлиять на саудовцев, ни Россия - на Иран.


- Еще одним проблемным регионом сегодня оказалась Украина. Чем и когда, по-вашему, завершится противостояние? Стоит ли реально ожидать отставки действующего президента или раздела этой страны?

- Украина - другой пример ситуации, зашедшей в тупик. После отставки правительства Азарова власть и оппозиция ищут какое-то компромиссное решение, но никак не находят. Возможно, с учетом сложносоставности Украины, наличия Востока и Запада, федерализация и создание какого-то двухстороннего правительства, - скажем, как у немецкоговорящих фламандцев и франкоговорящих валлонов в Бельгии, - тоже хороший вариант. Поэтому вариант с федерализацией кажется мне желательным, но тяжело осуществимым.

А делить страну на пространственные части - слишком тяжело, это надо довести до открытого столкновения. Деления по типу Чехословакии не будет потому, что там было хорошо известно, где Чехия, а где Словакия. В Украине же есть много зон, которые не вполне западные и не вполне восточные. Вот как их поделят? Как в бывшей Югославии, с большой кровью и с необходимостью кому-то существование этих мелких государств финансировать десятилетиями? Какие огромные деньги Брюсселю приходится тратить сейчас, каждый год, чтобы сохранять стабильность на Балканах! А ЕС или России такое нужно?

Что сейчас будет на Украине - непонятно. В науке это называется "высокая неопределенность", то есть, ситуация, когда одинаково вероятно почти все. Мне кажутся маловероятными только крайние варианты. С одной стороны, невозможна новая "цветная революция". Народ уже понял, что ничего принципиально при этом не поменяется. Да и нынешние лидеры оппозиции такой поддержкой, как тогда Ющенко с Тимошенко, не пользуются. То есть, если Янукович сам не согласится отойти в сторону, силой его не смогут "скинуть".

С другой стороны, власть, хотя формально она и может отдать такой приказ, не сможет в реальности надолго ввести устойчивый режим ЧП и просто силой задавить протестующих. Нет для этого ни благоприятной геополитической обстановки (Запад начнет очень сильно давить, а украинская элита к такому давлению весьма чувствительна), ни внутренних резервов.

Янукович, наверное, досидит до конца срока, хотя бы потому, что ситуация со следующими президентскими выборами почти тупиковая. Вот данные социологического исследования Центра социальных и маркетинговых исследований "Социс". Если бы выборы президента Украины состоялись в ближайшее воскресенье, кандидатуру действующего президента Украины Виктора Януковича поддержали бы 19,8% человек.

Вторую позицию занимает лидер партии "УДАР" Виталий Кличко, который собрал бы 19,1% голосов, третью - внефракционный депутат Рады Петр Порошенко - 10,5%. Получается, что ни у кого нет большой поддержки в народе, но та часть электората, кто кого-то поддерживает, очень расколота. Альтернативой президенту Януковичу будет президент Кличко - это, мне кажется, не лучший вариант с учетом того, что он вообще совсем недавно занялся профессиональной политической деятельностью, а управленческого опыта вообще серьезного не имеет. При этом надо не забывать, что в Украине не только политический кризис, но и, прежде всего, тяжелая экономическая ситуация. Страна на грани финансового краха. Поэтому она нуждается в компромиссах, но смогут ли политики их реально найти, пока большой вопрос.

- И последний вопрос. До Олимпиады в Сочи остались считанные дни. Как бы вы оценили уровень безопасности в Сочи? Стоит ли туристам, в том числе из Азербайджана, беспокоиться по поводу своей безопасности?

- Уровень обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи соответствует мировым стандартам. На это брошены все силы российского государства, это вопрос престижа. К сожалению, Кавказ, включая российский Северный Кавказ, не самое безопасное место в мире. Но олимпиады успешно проводились и в намного более "проблемных" регионах мира. Например, в Сеуле, расположенном недалеко от "замороженной" линии фронта - демаркационной линии между Севером и Югом.

Кроме того, международный терроризм может нанести удар в самой благополучной стране и в самом, казалось бы, безопасном регионе. Например, самый страшный теракт в истории мирового олимпийского движения произошел во время олимпиады в абсолютно благополучном Мюнхене в Германии - туда приехали палестинские террористы и уничтожили израильскую спортивную команду. Так что пусть наши азербайджанские друзья спокойно едут на Олимпиаду. Благо, она пройдет недалеко...