Армянский драм безнадежно заблудился в чужих валютах
Не секрет, что шоу-бизнес, в особенности со скандальным оттенком, или громкие криминальные сенсации вызывают в обществе интерес куда более острый, чем скучноватая экономическая цифирь, а уж какой процент аудитории знает, что означают и как определяются биржевые индексы, и говорить нечего. Впрочем, иногда экономические новости все-таки "выходят в топ". И происходит такое либо после крупного успеха, либо, что чаще, на фоне впечатляющего провала.

Вот и в сегодняшней Армении "экономические новости" - на пике интереса. Только вот речь идет не о крупном инвестиционном проекте. Все куда прозаичнее - резко снизился курс местной национальной валюты в отношении евро и доллара. Проще говоря, драм "посыпался". Если в начале недели за доллар давали 400 драмов, то теперь уже 456, ожидают его подъема до 500 драмов.

Армянские аналитики, в том числе газета "Айкакан жаманак", отмечают: курс драма уже тихонечко сползал вниз. Но когда за 2-3 недели национальная валюта потеряла 5% стоимости, это еще можно было как-то компенсировать. Нынешний же обвал, уверены здесь, наверняка вызовет рост цен, прежде всего на все то, что завозится в страну из-за рубежа. А в условиях армянской конкретики это не только французский парфюм или немецкий фарфор, а еще и большая часть товаров первой необходимости, начиная от пшеничной муки и заканчивая лекарствами и одеждой.
 

Неудивительно, что в Армении обвал драма вызвал настоящую потребительскую панику - дошло до того, что в местных "обменниках" больше 300 долларов в одни руки не дают

Неудивительно, что в Армении обвал драма вызвал настоящую потребительскую панику - дошло до того, что в местных "обменниках" больше 300 долларов в одни руки не дают, ссылаясь на нехватку валюты. Как подозревают ереванцы, на самом деле "зеленые" просто придерживают в расчете на дальнейшее снижение курса армянской национальной валюты.

Газеты, как того и следовало ожидать, отслеживают "хронику пикирующего драма". И пытаются найти ответы на вопросы, почему так происходит, как долго будет продолжаться падение валюты и, главное, что теперь делать среднестатистической армянской семье, тем самым дяде Ашоту и тете Ануш. По которым рост цен и падение курса драма ударит больнее всего.

Излишне повторять, что столь резкое падение курса национальной валюты - это признак серьезных проблем в экономике и уж тем более тот случай, когда глава местного Центробанка, министр финансов, а еще лучше, премьер или президент должны выступить с разъяснениями, рассказать о принятых мерах - словом, успокоить публику.

Но пока ничего подобного в Армении не происходит. Журналистам приходится довольствоваться опросом депутатов от правящей Республиканской партии. Один из которых - Алик Петросян - выдал "на диктофон" прямо-таки шедевр в стиле "армянского радио". Он на полном серьезе принялся уверять: самая большая проблема Армении, оказывается, в том, что она является одной из тех редких стран, которые работают с 4 видами валюты, "то есть, армянским драмом, российским рублем, евро и долларом".
 

"Сейчас европейцу и американцу все равно, каков курс доллара, а наша вся проблема в том, что мы оказались в таком месте, в территориальном плане, что работаем и в зоне рубля, и в зоне доллара, и в зоне евро... а что нам делать?"

"Сейчас европейцу и американцу все равно, каков курс доллара, а наша вся проблема в том, что мы оказались в таком месте, в территориальном плане, что работаем и в зоне рубля, и в зоне доллара, и в зоне евро... а что нам делать?" - вздохнул депутат. Да, еще выразил сожаление, что, увы и ах, армянский драм является денежной единицей только на территории Армении. Не уточнив, правда, намерен ли он добиваться того, чтобы армянский драм заменил, к примеру, боливиано - национальную валюту Боливии, где сначала боролись за легализацию коки, а недавно признали "геноцид армян". Или претендовал на роль "резервной валюты", или, к примеру, использовался при взаиморасчетах с зарубежными армянскими лоббистами.

Но если серьезно, то, как отмечают многие ереванские эксперты, падение курса драма - это прямое следствие обвала рубля в результате снижения цен на нефть и экономических санкций Запада против России.

В такой ситуации тем для дискуссий - превеликое множество. Но вот в чем дело. Можно спорить до хрипоты, что именно происходит в Украине, прав или не прав Запад, который наложил на Россию санкции, и как Москве следует на них реагировать. Можно выдвигать и опровергать разного рода конспирологические теории падения цен на нефть или, наоборот, настаивать на том, что все происходящее - "голая" экономика и не более того. Но такие дискуссии хороши в Москве или, скажем, в Берлине, но не в Ереване. Потому как Армения по понятным причинам не может реально повлиять ни на ситуацию в Украине, ни на решения стран Евросоюза ужесточить или, наоборот, ослабить санкции против РФ, ни на цены на нефть. Для Еревана важно определить, как в подобной ситуации надлежит вести себя Армении, чтобы по крайней мере минимизировать ущерб от российских экономических неурядиц. Но этот вопрос в Армении оставляют за рамками дискуссий. Потому как в глубине души осознают: у страны попросту нет выхода.
 

Для Еревана важно определить, как в подобной ситуации надлежит вести себя Армении, чтобы по крайней мере минимизировать ущерб от российских экономических неурядиц. Но этот вопрос в Армении оставляют за рамками дискуссий. Потому как в глубине души осознают: у страны попросту нет выхода

В самом деле, Алик Петросян может, конечно, уверять, будто экономика Армении безнадежно запуталась в четырех валютах, но в реальности драм накрепко пристегнут к "неблагополучному" российскому рублю. Более того, в ближайшие годы эта зависимость будет расти. В Москве, как сообщают "Известия", уже обсуждается вопрос снижения роли доллара и евро в расчетах между странами, входящими в Евразийский союз, создание единой платежной системы ЕАЭС и т.д. Реализация этих мер назначена не на завтра и даже не на послезавтра, но сам "тренд" более чем очевиден.

Теоретически можно, конечно, порассуждать на тему, что вожделенные евро, доллары, юани или песо можно заработать на рынках стран, не входящих в ЕАЭС. Но вся ирония судьбы в том, что этот рецепт очень хорош для стран с диверсифицированной и самодостаточной экономикой. Это Беларусь может продать калийные удобрения Литве за евро, а самосвалы МАЗ России - за рубли. Казахстану тоже ничего не мешает диверсифицировать свои валютные поступления. А что делать Армении, которая не просто "замкнута" на Россию, а по сути дела выживает исключительно за счет помощи РФ? При том, что собственная экономика находится на "точке замерзания"?
 

А что делать Армении, которая не просто "замкнута" на Россию, а по сути дела выживает исключительно за счет помощи РФ? При том, что собственная экономика находится на "точке замерзания"?

В результате территориальных притязаний к Азербайджану и Турции две из четырех ее границ закрыты, от инфраструктурных проектов в регионе эта страна изолирована, особой инвестиционной привлекательности тоже не просматривается. Вступление в ЕАЭС тоже не открыло перед Ереваном двери в рай. Конечно, Армения только за счет обнуления пошлин на нефть, газ и природные алмазы получила "приварку" в бюджет, которую эксперты оценили в миллиард долларов (для сравнения: объем инвестиций в ее экономику еле-еле дотянул до 600 миллионов).

Но даже такой "спасательный круг" не может удержать на плаву армянскую экономику. Нет и шансов на ее возрождение без кардинальных политических решений, на которые у Еревана банально не хватает решимости. До последнего времени здесь рассчитывали на поддержку России, но теперь, как язвительно констатируют армянские прозападные аналитики, "нет российского нефтегазового рая, и каждый должен сам позаботиться о себе. А Армения не может".
 

К чему действительно нечего добавить.