Саргсян спровоцировал мятеж в Ереване, чтобы избежать революции
Под шумок громких событий двух последних недель в Ереване, относительно спокойно свершилось то, чего многие граждане Армении со страхом ожидали - "тихой сапой" вступили в силу новые тарифы на электроэнергию. Формально, они немного даже снизились, однако, фактически, ввиду отмены субсидирования благотворительным фондом "Ташир", расходы большинства жителей страны на электроэнергию, безусловно, возросли, по некоторым оценкам, почти на 10%.
Население, возбужденное тревожной ситуацией вокруг захвата группой радикалов территории полка полиции в Ереване, попросту не успело осознать очередной удар властей по их и так далеко не блестящему "благосостоянию". Впрочем, новые тарифы еще аукнутся властям, когда социум "переведет дыхание" после будоражащих событий в Ереване. Еще, как говорится, не вечер.
Между тем, двухнедельный вооруженный инцидент в столице Армении вызывает множество вопросов. Разные лица и структуры позиционируют его по-разному. Многие граждане страны проявили явную симпатию к требованиям активистов, другие неприязненно игнорировали. Служба Национальной безопасности однозначно называет их действия террористическими. Самые тяжелые параноики пытаются вписать в мозаику событий даже "руку" Баку. Однако президент страны Серж Саргсян демонстративно избегает слова "терроризм", предпочитая называть мятежников "авантюристами" и "людьми неуравновешенными", при этом, лицемерно игнорируя тот факт, что вокруг эскалации насилия в столице прослеживаются очевидные "подвижки" в стиле печально известного "майдана".
Что бы там ни говорили армянские оппозиционеры, вооруженный захват заложников и убийство офицера полиции членами группы "Сасна црер" с требованием освобождения, так сказать, "ветерана" карабахской войны Жирайра Сефиляна, безусловно, - акт терроризма. Теракт, как говорится, и в Африке теракт.
Воистину, бесстыдный цинизм армянской стороны не перестает поражать. Военного преступника Сефиляна, воевавшего в Карабахе, позиционируют как политика от оппозиции, запускается политическое шоу с захватом заложников и требованием его освобождения. И все это - с подачи властей, с целью помешать процессу урегулирования карабахского конфликта, считает заместитель гендиректора Информационного агентства Trend, политолог Арзу Нагиев. Он отмечает, что президент страны Серж Саргсян, традиционно прибегает к таким "грязным" приемам, как только в процессе урегулирования наблюдается прогресс.
Специалисты отмечают, что недовольство режимом настолько сильно в армянском общественном сознании, что чувство солидарности с любым его оппонентом превалирует над извечными человеческими ценностями. Так, по наблюдениям главы аналитического бюро Alte Et Certe Андрея Епифанцева, даже тот факт, что сторонники Сефиляна совершили убийство полицейского, не смущает толпы горожан, которые выступают в их поддержку. По словам Епифанцева, идеология сторонников Жирайра Сефиляна очень проста - резко ужесточить позицию на переговорах по Нагорному Карабаху, не идти ни на какие компромиссы. В случае провала такой тактики мирных переговоров, эта группа требует прямо идти воевать, наступать на Азербайджан. "Кроме того, их требования касаются борьбы с коррупцией, целого спектра социально-экономических вопросов, отношений с Россией. Власти опасаются, что их разгон приведет к народным волнениям, и они вынуждены выжидать. Поэтому ситуация оказалась в тупике", - отметил эксперт.
Парадоксально, но ситуация оказалась на руку именно властям Армении.
Безусловно, воинственность армянских радикалов вполне уместна на улицах Еревана. На линии фронта она, как правило, сходит на нет. Победоносное контрнаступление ВС Азербайджана в начале апреля отрезвило самых убежденных скептиков в лагере армянских сторонников войны.
Тем не менее, Серж Саргсян старается извлечь максимальную из истории с мнимым "мятежом". Не случайно, силы безопасности фактически "нянчились" с террористами целых 14 дней, но так и не пошли на штурм. Это странное пассивное противостояние спецназа с горсткой вооруженных гражданских, при наличии тяжелой, в том числе бронированной и даже стенобитной военной и гражданской техники, продолжалось бы еще и дольше, если бы осажденные в полку ППС радикалы внезапно сами не сдались властям.
В разгар дипломатической активности Москвы в деле урегулирования карабахской проблемы, причем по упорным слухам, вовсе не в пользу армянской стороны, инцидент возымел эффект "божьей благодати" для властей Армении.
Безусловно, недовольство разгулом коррупции и вседозволенностью элиты годами копится в сердцах жителей Армении, а растущие цены и тарифы усугубляют обстановку донельзя. Спонтанные волнения, впрочем в ограниченных масштабах, вызванные последними событиями, позволили обществу ненадолго выпустить "пар", и вновь вернуться в обычное состояние апатичной обреченности. Иными словами, зреющий социальный взрыв вновь был отложен ввиду растраченного попусту мятежного духа. То, что в выигрыше остается режим, наверное, - "секрет Полишинеля".
Теперь армянский президент "с полным основанием" демонстрирует "большому северному брату", что его принудили ужесточить позицию по карабахскому конфликту, что сегодня подчиниться воле Кремля, согласиться с пресловутым "планом Лаврова, по сообщениям, предусматривающим частичное освобождение оккупированных территорий, означает резкую дестабилизацию Армении, позиционируемой как "форпост РФ" на Южном Кавказе и ставит под угрозу само его пребывание у кормила власти". Силовое решение конфликта на улице Хоренаци, намекает Саргсян, могло бы с подачи радикалов придать мятежникам ореол мученичества и вызвать волну антироссийских настроений, в связи с их требованием о "деколонизации" Армении со стороны РФ.
Ряд экспертов также отмечает, что в упомянутых событиях прослеживаются некоторые элементы явления, известного, как "цветная революция". Действительно, тысячи людей "акциями неповиновения" выражают поддержку мятежникам. По приказу властей митинги разгоняются с применением дубинок, слезоточивого газа, а порой, и шумовых гранат. В ответ в полицию летят камни и взрывпакеты. Еще более характерной деталью является выстрел таинственного снайпера, унесший жизнь полицейского в машине, довольно далеко от злополучных казарм. Не правда ли, напоминает киевский "майдан", вернее начало прелюдии к нему? Однако, незавершенность очевидных проявлений этой технологии в Ереване можно понимать, как некую "пробу пера", продолжение которой, как полагают многие, не заставит себя ждать.
Между тем, сам Саргсян вновь разыгрывает фарс, громко отвергая насилие, как инструмент борьбы. На днях, выступая в Ереване, он подчеркнул, что все протекающие в Республике Армения процессы будут происходить исключительно в рамках Конституции и законов государства. "В первую очередь следует полностью ликвидировать даже саму деструктивую идею о возможности решения вопросов насильственным путем. Мы отныне не имеем права допустить даже вероятность попытки решить вопросы силой оружия - следующая может быть разрушительной для нашей страны", - заявил, как говорится, "на голубом глазу" армянский президент.
Впрочем, тревожные для режима "звоночки", этакая "пиратская копия" инструмента смены режимов, могла быть и предостережением для Саргсяна. Можно полагать, что абсолютно непопулярная у себя дома фигура крайне изворотливого, а порой и неуправляемого президента Армении вполне может представляться неким силам досадной помехой на пути их масштабных планов.
Однако, хоть ереванский "майдан" и не удался, "осадок", без сомнения, у Саргсяна останется. Не может же он определенно знать, свергать ли его собираются, или пугают только для острастки, чтобы место свое знал...
Р.Рахибоглу
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре