Азербайджан становится региональным перекрестком

"Город, возникший на пересечении древних торговых путей" - наверное, сегодня никто не сосчитает, сколько раз эта фраза повторилась и на страницах учебников, и в многочисленных путеводителях, предназначенных для вездесущих туристов. Но от частого повторения она не потеряла и своей магической притягательности. Торговые пути во все века обещали процветание и развитие. Удобная гавань и судоходная река Гудзон, по убеждению многих, предопределили судьбу Нью-Йорка, в самом узком месте пролива, разделявшего Европу и Азию, там, где сходились торговые пути по морю и по суше, в незапамятные времена возник городок Бизантиум - будущий Константинополь и Стамбул...

А теперь новый перекресток торговых путей формируется в Азербайджане, На трехстороннем саммите в столице Азербайджана сделан важный шаг к реализации проекта "Север-Юг". 

Впрочем, расскажем все по порядку. 

Центр большой дипломатии

В течение последних дней центр региональной дипломатии, без сомнения, находился в столице Азербайджана. Здесь состоялся трехсторонний саммит с участием глав государств Азербайджана, Ирана и России. Сначала в Баку прошли двусторонние переговоры Президента Азербайджана Ильхама Алиева и его иранского коллеги Хасана Роухани. На следующий день - встреча главы государства Ильхама Алиева с президентом России Владимиром Путиным. И, наконец, трехсторонний саммит, посвященный реализации проекта "Север-Юг". 

Понятно, что в ходе этих встреч прозвучало немало действительно программных заявлений. Еще по итогам двусторонних переговоров с Хасаном Роухани Президент Ильхам Алиев выразил уверенность, что проведенные переговоры и подписанные документы обеспечат дальнейшее развитие ирано-азербайджанских связей. "Веками наши народы живут вместе, бок о бок, в условиях дружбы и добрососедства. Объединяющие нас столетиями история, культура, религия являются нашим общим большим достоянием. Мы строим наши двусторонние связи на прочной основе", - подчеркнул глава государства.

В свою очередь, президент Хасан Роухани подчеркнул стремительное развитие связей наших стран в последние годы. Он отметил, что связи между нашими странами, имеющими общую историю и культуру, развиваются во всех сферах, в том числе в экономической, торговой, банковской и финансовой областях. Эксперты-экономисты уже прикидывают эффект от строительства совместного с Ираном автомобильного завода в Нефтчале (что, кстати, полностью укладывается и в программу развития регионов, реализуемую в Азербайджане, и в стратегию укрепления ненефтяного сектора экономики).

Насыщенной, как того и следовало ожидать, была и повестка дня азербайджано-российского саммита. В своем приветственном слове Президент Ильхам Алиев отметил: "За последние три года, Владимир Владимирович, это Ваш третий визит в нашу страну, что само по себе является показателем высокого уровня отношений между нашими странами. Я тоже часто бываю в России. Мы встречались недавно в июне в Петербурге. Частые встречи, конечно, придают новый импульс развитию наших отношений, которые уже давно вышли на уровень стратегического партнерства и охватывают практически все сферы нашей жизни. У нас активное взаимодействие на международных площадках, укрепляется политический диалог, крепнут экономические связи, также в транспортной, энергетической сферах есть хорошие результаты, гуманитарное сотрудничество развивается". В свою очередь, Владимир Путин отметил: "Полностью хочу согласиться с той характеристикой, которую Вы дали нашим отношениям. Действительно, они приобрели не на бумаге, а на деле характер стратегического партнерства. Что очень важно, что наши отношения весьма диверсифицированы, они развиваются по всем направлениям". 

А потом вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин анонсировал создание в Баку сборочного авиационного производства и центра модернизации вертолетов. 

Конечно, в ходе переговоров была затронута и тема урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В ходе двусторонней встречи с Владимиром Путиным Президент Азербайджана высоко оценил роль России в карабахском урегулировании. А позже, выступая на трехстороннем саммите, глава Азербайджанского государства подчеркнул: "Международное сообщество и организации признают территориальную целостность Азербайджана и являются сторонниками справедливого урегулирования конфликта в соответствии с нормами международного права. ООН, Движение неприсоединения, ОБСЕ, Организация исламского сотрудничества и другие международные организации однозначно поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Существующий в связи с конфликтом статус-кво неприемлем. Конфликт должен быть урегулирован в соответствии с нормами международного права и в рамках территориальной целостности Азербайджана". Как напомнил Президент Ильхам Алиев, "долгие годы территориальная целостность Азербайджана нарушена, 20 процентов азербайджанских земель находятся под оккупацией, от этой оккупации страдают более одного миллиона азербайджанцев. Совет безопасности ООН принял четыре резолюции в связи с конфликтом. Эти резолюции требуют безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных земель. К сожалению, вот уже более 20 лет эти резолюции не выполняются".

Но, конечно же, главной темой стал транспортный коридор "Север-Юг". Именно реализации этого проекта уделено особое внимание в Итоговой декларации саммита глав трех государств. В Итоговой декларации президентов Азербайджана, России и Ирана стороны, в частности, заявляют, что будут продолжать всестороннее развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, а также будут углублять и расширять политический диалог на различных уровнях по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, развивать трехсторонний формат сотрудничества в области культуры, туризма и бизнеса, взаимодействовать по вопросам молодежного обмена, консульским и таможенным вопросам, а также содействовать связям между регионами и провинциями сторон и подчеркивают важность дальнейшего облегчения визового режима для граждан сторон, всемерно противодействовать терроризму, экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия, наркотических средств и их прекурсоров, торговле людьми и преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, стороны примут эффективные меры по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры в целях расширения имеющихся возможностей осуществления перевозок пассажиров и грузов по международному транспортному коридору "Север-Юг" и будут и далее на взаимовыгодной основе содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках развития и повышения эффективности коридора "Север-Юг".

Прорыв плотины

Есть на Востоке такая мудрая поговорка: "Вода найдет себе дорогу". Вначале это крохотный, слабенький ручеек, но постепенно он принимает в себя воду других ручьев, превращается в полноводный, мощный поток...И хорошо, если к приходу "большой воды" люди на будущих берегах реки уже готовы. 

События вокруг коридора "Север-Юг" развиваются по той же логике. Баку и Тегеран начали обсуждать этот проект еще в те годы, когда Иран находился под действием международных санкций и о бурном развитии торговли с Европой не мог и помыслить. Но санкции невечны, Иран стремительно открывается миру.

Но есть тут еще одна сторона вопроса, о которой вспоминают далеко не всегда. Железнодорожное сообщение Ирана с РФ и странами Европы было прервано не в результате санкций, наложенных на ИРИ. Иран со своей великолепной по всем меркам железнодорожной сетью оказался отрезанным от остального "железнодорожного" мира в результате армянской агрессии против Азербайджана.

Напомним: железнодорожное сообщение Ирана с "северным соседом" в лице сначала Российской империи, а затем уже СССР было налажено очень давно. В советские годы при всей "закрытости" страны существовал  регулярный пассажирский поезд Москва-Тегеран. Из Москвы он шел в Баку, а затем сворачивал на восток, следовал через железнодорожную станцию Мегри на территории Армении до нахчыванской Джульфы, где уже находилась железнодорожная переправа. Однако уже в конце восьмидесятых "мегринский участок" железной дороги был блокирован. О выходе на железные дороги России, а через нее - страны Европы Ирану пришлось забыть. 

А сегодня уже Баку, Тегеран и Москва обсуждают новый проект - строительство железной дороги Астара-Астара-Решт, которая вновь соединит железнодорожные сети ИРИ и независимого Азербайджана, откуда уже Иран получает выход в Грузию, Россию, Турцию, страны Европы...А значит, транспортный коридор "Север-Юг" сегодня нужен всем. Он нужен Ирану, поскольку позволяет ИРИ задействовать свою железнодорожную сеть, в прямом смысле слова выйти на рынки России и стран Европы. Он нужен России, которая развивает свои связи с Ираном и другими странами региона. Он нужен государствам Европы, заинтересованным в надежном транспортном коридоре, соединяющем их с бурно развивающимися странами Южной Азии, прежде всего Индией. Наконец, этот транспортный коридор обещает множество преференций Азербайджану. Это и доходы от транзита, и инвестиции в инфраструктуру, и сама эта инфраструктура. А еще - существенные гарантии политической безопасности. 

И понятно, что такие политические удачи не падают с неба, даже при наличии географических условий. Для таких дипломатичесих прорывов, как трехсторонний саммит в Баку - а это, напомним, первая встреча в таком формате - необходима огромная подготовительная работа. 

Известно и другое. Значительную роль в продвижении проекта транспортного коридора сыграл февральский визит Президента Ильхама Алиева в ИРИ. Именно тогда были заключены важные договоренности, которые и предопределили успех трехстороннего саммита. Наконец, у нашей страны уже есть опыт реализации масштабных транспортных и инфраструктурных проектов - Новый шелковый путь. И теперь этот опыт находит новое применение уже в другом, скажем так, направлении. 

И самое главное, эти проекты - и "Новый шелковый путь", и транспортный коридор "Север-Юг" - не направлены против кого-то. У них простая и во всех смыслах взаимовыгодная цель - доставить грузы и пассажиров из точки А в точку В. К взаимной выгоде продавцов, покупателей, транзитеров на огромном пространстве от Северной Европы до Южной Азии, где уже продумывают стратегию инвестиций и подсчитывают будущие барыши. 

В стороне от главной дороги

Только вот, как оказалось, проигравшие в регионе все-таки есть. В лице все той же Армении, которая в очередной раз, как бы это повежливее выразиться, оказалась в весьма незавидном положении. 

Здесь, пожалуй, нужно несколько отвлечься от темы. Своя история и свои знаменитости есть не только среди людей. Свои "звезды" есть среди самолетов, среди океанских лайнеров, поездов (достаточно вспомнить Восточный экспресс)...Есть свои знаменитости и среди дорог. Одна из них - это американское Шоссе номер 66. Ее называли и "Матерью дорог", и "Главной улицей Америки". Эта дорога, соединившая Лос-Анджелес и Чикаго, проходит сквозь всю страну, мимо главных достопримечательностей, она включает в себя главные улицы многих небольших городков. Это шоссе упоминается во множестве фильмов, песен, литературных произведений. 

Но...уже в середине пятидесятых "Мать дорог" начала проигрывать в конкуренции другим автомагистралям. А в 1984 году ее вообще вывели из эксплуатации. 

Но дорога не сдается. И сегодня туристические путеводители предлагают отправиться по "Главной улице Америки" в увлекательное автопутешествие по дороге, где, казалось, застыли пятидесятые годы ХХ века с их семейными закусочными, города-призраки, автозаправки, знакомые разве что по фильмам...

Но как быть, если "выведенной из эксплуатации" оказывается целая страна? 

Вот и Армения в очередной раз "выпала из тренда". Иранский транзит проходит мимо нее. А представители Москвы и Тегерана обсуждают в Баку строительство "азербайджанской" дороги в Иран в обход Армении. Есть от чего прийти в отчаяние. 

И самое обидное для Еревана, что тут еще недавно делали серьезные ставки на иранский транзит. Обсуждали даже строительство собственной железной дороги через Мегри. Пытались заинтересовать инвесторов - сначала российских, затем китайских, наконец, иранских.

А закончилось все очередным провалом. Одними из первых отказались россияне. Китайцы проявили вежливый интерес, но не более того. В Иране внимательно выслушивали ереванские рассуждения о новой дороге, и вроде бы не говорили холодного и безжалостного "нет", но вкладывать реальные деньги в проект, который не обещал ничего хорошего, - увольте. Даже если удастся построить железную дорогу между Ираном и Арменией - что с ней делать потом? На чьи сети выходить? В Грузию? А дальше? У самой Грузии есть железнодорожная связь с Азербайджаном, завершается строительство магистрали, выходящей на Турцию, но с российскими дорогами связи нет. На них надо выходить уже через территорию Азербайджана...а там вряд ли будут рады "армянскому транзиту". В Иране предпочли не рисковать: дорога Астара-Астара-Решт и надежнее, и удобнее, и дешевле. 

А это для Армении не просто очередной крах надежд. Иран по понятным причинам воспринимали здесь этаким "последним шансом" все-таки ухватить свой кусок "транзитного пирога". А теперь начинают осознавать: иранский транзит тоже пошел прахом. И самое неприятное для Армении - в регионе формируется новая транспортная сеть, и Армения остается от нее в стороне. Железные и шоссейные дороги, нефте- и газопроводы - все идет в обход. Вместе с деньгами инвесторов, разумеется. И теперь даже если Армении удастся добиться разблокирования старых дорог, найти желающих профинансировать их реабилитацию будет ой как затруднительно.

И вот это уже не дипломатический провал, а национальная катастрофа, в которой Армении некого винить, кроме самой себя.

Нурани