Ровшан Аскеров: «Уверен, что некоторые члены нынешнего парламента пошли в политику, руководствуясь не желанием обустроить жизнь народа, а улучшить собственное материальное благополучие за казенный счет» - Ровшан, на презентации своей книги "Страно(В)едение" в Баку вы пообещали, что в скором времени представите читателям новый роман - о любви. Слово держите?

- По моему глубокому убеждению, любое произведение искусства - кинофильм ли, картина ли, песня ли - все они о любви. А уж романы - тем более. Коль уж сам жанр называется таким романтическим словом, то ясно, что теме любви в нем будет уделено основное внимание. Вот я и решил обратиться к такой богатой и любопытной теме. Хотя, если быть откровенным, то и первая моя книга - "Страно(В)едение" - это книга о любви. На ее страницах я отчаянно признавался в любви к родному городу. К Баку. Так что, как видите, любовь повсюду. И совершенно разные формы проявления она имеет.

- Любовная линия снова разворачивается на фоне разных стран?

- Да. Это будут четыре различные истории любви в разных странах и различных людей. Причем герои разнятся как по своему социальному статусу, так и в понимании самого этого великого и большого чувства. В конце концов, она такая разная - любовь. И каждый вкладывает в нее совершенно разный смысл. Каждый видит ее по-своему.

- Планируется ли презентация книги в Баку?

- Надеюсь, бакинскому читателю будет интересно познакомиться с этой книгой поближе. Тем более, что одна из историй разворачивается на улицах Баку. Ну, а как без этого, ведь это опять мое признание в любви к родине. Баку - это не просто город, это и моя самая верная муза.

- На что потратите гонорар?

- На путешествие в места, где придумаю новую книгу.

- Современный писатель, попавший в обойму издательства, должен писать непрерывно. Вы только закончили книгу, есть какие-то новые идеи. Или вы решили сделать передышку?

- Знаете, в свое время Анна Ахматова заметила, что писать нужно только те стихи, которые, если не напишешь - умрешь. Но, я думаю, она лукавила. Все-таки все писатели, профессиональные писатели, пишут именно для того, чтобы не умереть. То есть они этим зарабатывают красивым умением складывать слова в предложения на хлеб насущный. Так вот, для меня писательство не является основной профессией. По крайней мере, пока. Так что меня, наверное, правильнее было бы называть удачливым графоманом. Для себя я решил так: если вторая книга будет пользоваться успехом, если поступит предложение от издательства, если мне будет что рассказать читателю... Видите, как много "если"? Так что не станем заглядывать так далеко вперед. Тем паче, что у меня есть основная работа на телевидении и не давят карточные долги, как на Толстого, Достоевского и Пушкина.

- Как ни крути, вы персона публичная. И в какой-то мере влияете на те или иные процессы в обществе. Вы занимаетесь активной общественной или политической деятельностью? Ровшан Аскеров - депутат, такое возможно?

- В нашем мире возможно все, что не противоречит законам физики. Но депутат - вряд ли. Я убежденный противник парламентаризма и сторонник монархии. Уверен, что некоторые члены нынешнего парламента пошли в политику, руководствуясь не желанием обустроить жизнь народа, а улучшить собственное материальное благополучие за казенный счет.

А насчет моего влияния на умы, мне кажется, вы сильно преувеличиваете.

- Ну и, конечно же, прогнозируемые и предсказуемые вопросы о ЧГК. Как вы оцениваете нынешний уровень, мне почему-то кажется, что то ли вопросы стали сложнее, то ли знатоки поглупели, а точнее - утратили прежний азарт (может, потому что взрослее стали). У вас нет такого ощущения?

- Вопросы стали не сложнее, просто они стали несколько иными. Но это нормально. Все-таки передача существует уже 34 года, и было бы странно, если бы она не менялась со временем. Вы посмотрите сегодня записи игр 80-90-х годов. Совершенно иные вопросы, совсем иной уровень игры. Сегодня она быстрее, агрессивнее, жестче. Порой даже более жестока.

Но и жизнь наша стала теперь такой. А игра, как маленький срез общества. В конце концов, в игре, как в капле воды, отражается вся картина времени и страны, в которой в эту игру играют. Вспомните германновское "Что наша жизнь? - Игра". Что ж, какая жизнь, такая и игра. И "знатоки" вовсе не поглупели, просто приспособиться к такому стилю не сразу удается.

Возраст тут ни при чем. В клубе хватает и молодых игроков. Только вот парадокс - два года подряд титул сильнейшей команды клуба по итогам года завоевывает самая возрастная команда Андрея Козлова. Так что Игре "Что? Где? Когда?" все возрасты покорны. Просто для победы в ней нужно любить не себя в искусстве, а искусство само по себе. Отдаваться процессу игры без остатка. Поэтому "молодежи" еще есть чему учиться у "стариков".

- Что вы сейчас испытываете, садясь за игровой стол?

- Да примерно, то же, что и тогда, когда впервые оказался в клубе. Ощущение праздника от того, что ближайший час или более - как повезет - я проведу в компании очень интересных людей и смогу испытать ощущение полета и получу возможность пожить в каком-то удивительном измерении. Мой капитан Алексей Блинов сравнивает каждую игру с выходом в открытый космос. Я склонен согласиться с ним.

- Как вам кажется, интерес к телеверсии ЧГК сильно упал за последние годы?

- Ни в коей мере. И хотя передача по объективным причинам "рейтинговых войн" каналов ставится то в пятницу, то в субботу, задвигается по сетке на очень позднее время, ее все равно смотрят и ждут. Да хотя бы взять такой показатель, как индекс узнаваемости. Меня узнают в Москве и таксисты, и работники торговли, и кассиры в театре, и актеры, и кинозвезды, и милиционеры, и стюардессы, и пилоты самолетов.

Я побывал в разных странах, и в Израиле, и в Греции, и в Германии все эмигранты из стран СССР смотрят игру и всегда выражают мне, как игроку, свою симпатию и признаются в любви к передаче. Так что сами судите, насколько широк контингент тех, для кого "Что? Где? Когда?" стала родной и любимой.

Более того, уже появилось поколение зрителей, которые начали смотреть игру уже в XXI веке и не помнят классических игр старых звезд. У них - свои кумиры, из молодых. А значит, интерес-то к передаче не падает. И что значит "телеверсия"? "Что? Где? Когда?" - это только то, что выходит на Первом канале в России, и то, что по лицензии ТК "Игра" выпускается на канале "Спейс" в Баку, а также в Украине и Грузии.

- На экран подает гладкая запись, но, как известно бывают курьезы, например, из-за жарких софитов и тесного помещения кто-то падает в обморок. Часто бывают курьезы?

- На экране вы видите прямой эфир. Никакой "гладкой записи"! Все, что видит зритель по телевизору во время трансляции, в то же самое время и происходит в Охотничьем Домике в Нескучном саду в Москве. Да, обмороки случаются, но дамы стоически держатся, кавалеры не дают им упасть, а во время рекламной паузы выносят их в сад, на свежий воздух. Но это очень уж крайний случай. Всего-то и было таких обмороков два или три.

- Говорят, что вы даже жену нашли благодаря ЧГК. Как это произошло?

- Да, это правда. Я вообще всегда говорю своей супруге, что, если бы в 1975 году на экраны Страны Советов не вышла передача "Что? Где? Когда?", то мы бы с ней никогда не встретились. Уж слишком мы разные по темпераменту, по вкусам - как в еде, так и в искусстве. Единственное, что нас объединяет - игра "Что? Где? Когда?". Во время съемок мы и познакомились. Она подошла поздравить нашу команду с победой, а через год уже мои друзья по команде поздравляли нас со свадьбой. Вот такие лихие повороты судьбы.

- Я знаю, что вы сейчас работаете на канале НТВ-Плюс. Вы заядлый болельщик? За кого болеете?

- Страстью к футболу я заразился от своего отца в 1982 году. Во время чемпионата мира по футболу в Испании. С тех пор не изменяю своей футбольной любви - болею за сборную ФРГ по футболу.

- Над какими еще проектами работаете?

- Сейчас на канале НТВ-Плюс готовим к выпуску спортивно-развлекательную передачу "Клуб Футбольных Джентльменов". Эдакая интеллектуальная передача для любителей и знатоков футбола. Я - автор идеи, главный редактор и один из ведущих. К середине апреля рассчитываем выйти в эфир.

Н.Кязимова
Day.Az

Новости по теме:

Ровшан Аскеров: "Мое "Страно(в)едение" - это своего рода признание в любви любимому городу"