Европе объявлена война на уничтожение – ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Интервью Day.Az со старшим аналитиком Центра изучения кризисного общества, экспертом Российского совета по международным делам (РСМД) и Института Ближнего Востока Сергеем Балмасовым.
- В одном из предыдущих наших с вами интервью на вопрос, не является ли миграция в Европу организованной, вы ответили, что реальные подозрения на этот счет имеются. Не превратились ли после всего случившегося в Брюсселе подозрения в уверенность?
- Эти подозрения постепенно укрепляются. Следует сказать, что, с одной стороны, искусственно организовать миллионные потоки беженцев невозможно - но для этого изначально были созданы условия - фактически, уничтожены целые страны, вроде Ирака, Ливии и Сирии.
Другое дело, как эти потоки можно перенаправить. В частности, имеются доказательства, что различные иностранные структуры помогали беженцам переправиться именно в страны ЕС. Небезынтересно и то, как в одном из случаев плодотворное сотрудничество наладили некоторые израильские и турецкие организации. Такое возможное "неофициальное" сотрудничество Анкары и Тель-Авива было бы неслучайно - у них есть свои обиды на позицию ЕС к внутритурецкой ситуации и к палестинскому вопросу.
- Террор фактически объявил миру войну. Что может противопоставить в данном случае мир? Как показала война в Сирии, военная сила в подобных случаях не дает эффекта.
- Военной силой можно победить лишь военную силу. Для борьбы против терроризма требуется планомерная превентивная работа специальных служб. Террор уже не одно десятилетие и столетие является оружием радикальных группировок. Например, он активно использовался и в XIX веке.
Опыт показывает, что для его искоренения требуются две вещи - с одной стороны, последовательность и жесткость в принимаемых мерах против его носителей, потенциальных и реальных, и исправление самой ситуации, при которой это явление приобрело такие формы - а именно социально-экономические упущения.
- В Нидерландах созывается встреча ЕС для обсуждения сложившейся ситуации. Говорить о том, что решат участники встречи, было бы несерьезно. Но какие шаги, по-вашему, были бы наиболее эффективными на первых порах?
- Евросоюзу придется всецело пересмотреть принцип открытости границ, чем пользуются террористы. Кроме того, ему придется неизбежно обратить большее внимание на выходцев из азиатских и африканских стран, а также их потомков.
В данном случае возможно и рассмотрение применения в некоторых особенно запущенных исключительных случаях принципа коллективной ответственности по отношению к некоторым их категориям - например, лишение гражданства тех лиц и их родственников, которые представляют потенциальную или реальную опасность для принимающей страны с их принудительной депортацией. Например, как это делают аравийские монархии в отношении нелегалов, нередко отправляемых на Коморские острова и в другие страны "третьего" мира.
Также странам Европы необходимо устанавливать более серьезный контроль за мечетями и организациями мигрантов и не гнушаться закрытием тех из них, чья деятельность идет вразрез с их ценностями. Кроме того, спецслужбам европейских государств неизбежно придется более активно работать по пригородам крупных населенных пунктов, ставших заповедниками для преступности всех мастей.
Но для этого руководству Евросоюза необходимо отказаться от иллюзий, которыми его представители забили свои головы - относительно толерантности и возможности безболезненного проживания под одной крышей людей совершенно разных культур и мировоззрения. Ему пора понять, что европейской цивилизации объявлена война на уничтожение.
- Вы считаете невозможным существование под одной крышей людей разных культур и мировоззрений. А как же, например, ваша страна, Россия?
- В России, в отличие от Европы, имеется куда более длительный многовековой опыт сосуществования культур, и одним прыжком проделанный ею путь Европа осилить не в состоянии. Повторюсь, европейской цивилизации объявлена война на уничтожение.
В этой связи следует вспомнить прошлогоднее заявление представителей "Исламского государства", в котором они указали страны, по которым в ближайшее время должны будут нанесены удары. Европа, в частности, Франция и Бельгия, оказались в их числе, и это свидетельствует о серьезности намерений джихадистов.
Соответственно, чтобы выиграть эту войну, ЕС сам должен переходить полностью на соответствующее военное положение.
- Откуда берется "романтика" террора, где ее корни?
- По сути, это оружие отчаяния, когда ничего иного уже не остается, метод и средство борьбы тех, кому зачастую нечего терять, кроме своих цепей. Однако такими настроениями пользуются в своих интересах и более серьезные люди и организации, поскольку к громким терактам приковывается все внимание. Тем более, если они направлены против мало ожидавших их стран.
- Ну, если подходить с этой позиции, то можно оправдать и действия "ИГ". Вам так не кажется? У них ведь тоже есть по-своему "романтическая" идея - якобы месть Западу за устроенный на Ближнем Востоке кошмар. Заслуживает ли террор оправданий?
- Разумеется, это не оправдывает выбор террористических методов борьбы, которые служат для них лишь инструментом достижения цели. Кроме того, террор отнюдь не устраняет возникших проблем и не помогает несчастным исправить их положение, а, скорее, наоборот.
- Кто может сегодня считать себя в безопасности?
- Как показывает ситуация, никто. Другое дело, что в более выигрышной ситуации оказываются те, кто не забывает про собственную безопасность, не затуманивает собственные мозги толерантностью и ведет планомерную превентивную работу по недопущению создания на своей территории крупных иностранных сообществ. Классическим примером служит Япония, страна, на территории которой произошло на порядок меньше терактов, чем в той же Франции.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре