Актер Рамиз Новрузов: "Они в шестьдесят хотят играть восемнадцатилетних!"

Интервью Day.Az с народным артистом, актером Азербайджанского национального государственного академического драматического театра Рамизом Новрузовым.

- Как вы отнеслись к тому, что вскоре после объявления об увольнении всего актерского состава вашего театра, руководство изменило решение, и теперь все идет по-старому? Как вы это прокомментируете?

- В принципе, когда Министерство культуры объявило о начале реформ, я это только приветствовал. Ведь, к сожалению, так получилось, что все, кто по каким-либо причинам уходили из других театров, оказывались в нашем. Ну как мог какой-либо актер или актриса, которые не подходили по тем или иным причинам даже провинциальному театру, подойти нашему?! А из-за них страдали молодые актеры. Так что я приветствовал такую шоковую терапию.

Как мог какой-либо актер или актриса, которые не подходили по тем или иным причинам даже провинциальному театру, подойти нашему?!

- И совершенно не беспокоились о своей судьбе?

- Нет, абсолютно. Я как раз таки боялся за молодых, которые пока не успели проявить себя в театре.

- А за "стариков" не беспокоились? Ведь их в первую очередь могли бы списать...

- Нет, не беспокоился. Ну, как могут, например, убрать Нуреддина Мехтиханлы, Фирангиз Муталлимову или Саиду Гулиеву? Когда еще мы взрастим таких актеров? Да, справедливости ради надо сказать, что когда актерам нашего поколения было чуть больше двадцати, мы смеялись над "стариками" и негодовали, когда актер или актриса в таком возрасте играли 18-летних. К сожалению, и сейчас есть актеры, которые уже будучи в пенсионном возрасте, все еще норовят играть восемнадцатилетних.

Я помню, как наш великий актер и режиссер Адиль Искендеров однажды сказал, выступая перед студентами: "Вы думаете, что я не смогу сыграть Гамлета? Да я его со своим опытом просто с закрытыми глазами сыграю! Но надо мной же будут смеяться из-за того, что я в таком возрасте решил его сыграть!".

У нас есть и актрисы, которые в шестьдесят хотят играть восемнадцатилетних, не понимая или не желая понимать, что это просто смешно. А вот Фирангиз Муталлимова, например, плавно перешла с молодых ролей на возрастные, прекрасно справляясь и с теми, и с другими. Она вообще потрясающая актриса!

У нас есть актрисы, которые в шестьдесят хотят играть восемнадцатилетних, не понимая или не желая понимать, что это просто смешно.
 

- Можно ли сказать, что отказ от увольнения всей театральной труппы - это шаг назад?

- Получается, что да. К тому же, практически все, кто уйдет, знали об этом, были внутренне к этому готовы. Они знали о том, что театру больше не нужны их услуги. Это касалось актеров, которые состарились в театре, так ничего путного и не сыграв, кроме ролей из серии "кушать подано".

- Не так давно азербайджанский театр потерял Тельмана Адыгезалова, а на днях эстрада лишилась Руфата Мехтиева... На какие размышления наводят эти потери вас? Нет страха не успеть что-то сделать, что-то сыграть?

- Эти потери наводят меня только на мысли о том, что нужно заботиться о своем здоровье. Алкоголь, никотин - ведь это все его нещадно подрывает. Сколько творческих людей уши из жизни безвременно, именно из-за того, что не заботились о своем здоровье! У наших творческих людей есть одна общая болезнь - они слишком рано насыщаются сделанным, слишком рано останавливаются на достигнутом.

А что касается того, что я боюсь чего-то не успеть, то в любом случае, актер, сколько бы он не жил, все равно чего-то не успеет сыграть. Даже если и успеет оставить свой заметный след в искусстве.

- В кино вы уже успели оставить заметный след, сыграв нашего великого соотечественника, генерала Ази Асланова. А в театре?

- Считаю, что в театре я пока этого не сделал. Да, конечно, можно ради галочки, ради записи в трудовой биографии играть знаковые главные роли типа того же Гамлета, или Отелло, но вот насколько сыгранное тобой нужно публике, насколько оно вызовет общественный резонанс? Я всегда думаю об этом, а не о количестве брэндовых ролей. Ведь сколько мы видим примеров, когда человек сыграл главную роль в известном спектакле, но ее никто не заметил, что для актера настоящий позор. Хотя иногда спектакли ставились для конкретных актрис...

Хотя иногда спектакли ставились для конкретных актрис...

- Как это?

- Ну, например, хочет актриса сыграть главную роль в какой-либо постановке. Она убеждает в этом нужных людей, "пробивает" эту роль, и спектакль ставится конкретно "под нее" и для нее.

- А может, это просто как подарок к юбилею? Ведь такое практикуется в наших театрах...

- Я ничего не имею против постановок к юбилею знаменитых актрис или актеров и даже приветствую это. Но то, о чем я говорю - это совершенно другое, юбилейной постановкой тут и не пахнет!


- Вы сказали, что в театре, в отличие от кино, еще не сыграли своей самой главной роли. Почему? Может, в театре вам немного дискомфортно?

- Нет, наоборот, как раз на театральной сцене я себя ощущаю комфортнее, чем на съемочной площадке. Просто, наверное, еще не встретил своего режиссера (смеется). Нашим режиссерам, как я понял на практике, не особо нужны думающие актеры, актеры, которые знают, как сыграть ту или иную роль, у нас режиссеры любят безропотное подчинение. Я же могу высказать свое видение роли, и потому мне легко работать с Бахрамом Османовым, например. Понимаете, я могу донести собственную мысль, а не только навязанную мне извне.

У нас режиссеры любят безропотное подчинение. 

- Поэтому и ведете интеллектуальную передачу?

- Ну, это мне предложили, прочитав несколько моих интервью, в том числе и на Day.Az. И главным аргументом было то, что я умею правильно излагать свои мысли и очень похож на учителя, и потому вызываю доверие у подростков (смеется).