Иран обменял политику на экономику - Азербайджан может заработать на этом - АНАЛИТИКА

Несмотря на то, что многие аналитики и эксперты сейчас говорят о международных экономических последствиях, которые будет иметь достижение договоренности по иранской ядерной программе и снятие с этой страны западных санкций, нельзя забывать и о политической составляющей вопроса. То есть, необходимо помнить, что Иран является одной из стран, которые претендуют на лидерство в регионе. С этой точки зрения, очень интересно, как же сложатся взаимоотношения и дальнейшая политика Исламской Республики как в Каспийском регионе, так и на Ближнем Востоке, и не приведет ли снятие санкций к определенной политической напряженности.

Напомним, что Иран и "шестерка" международных переговорщиков достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Принят совместный всеобъемлющий план действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее санкции со стороны Совета безопасности ООН, США и Европейского Союза. СБ ООН 20 июля единогласно принял резолюцию по иранской ядерной программе. Теперь должно последовать согласие конгресса США.

Иранская сторона заверяет, что ни при каких условиях не будет стремиться к обладанию, разработке или получению доступа к любому виду ядерного оружия.

Документ, достигнутый между Ираном и "шестеркой", предполагает, что Совет безопасности ООН снимет с Ирана санкции, связанные с ядерной программой. Эмбарго на поставки оружия продлится еще пять лет, а на поставки ракет и технологий - восемь лет.

Исламская республика согласна отказаться от обогащения урана выше 3,67 процентов на 15 лет. Ограничения на исследования в ядерной сфере сохранятся на восемь лет. Контроль над выполнением соглашений возлагается на МАГАТЭ, а ход выполнения соглашений будет рассматриваться Ираном и "шестеркой" не реже, чем раз в два года.

Условия определены конкретные и Иран, который долгое время живет в условиях значительных ограничений, отказывается от разработок ядерного оружия в обмен на поэтапное снятие санкций, что означает обретение определенной экономической свободы.

По словам председателя Совета целесообразности Ирана Акбара Хашеми Рафсанджани, соглашение, достигнутое Тегераном и "шестеркой" международных посредников, остановило угнетение иранского народа.

"Была проделана большая работа для того, чтобы восстановить права иранского народа [на ядерную программу] и снять с него бремя международных санкций", - сказал он.
 

Глава Совета целесообразности также прокомментировал недовольство Израиля ядерным соглашением, отметив, что Иран всегда заявлял о том, что ислам запрещает ядерное оружие.

"На основании Дополнительного протокола они могут удостовериться, что мы не продвигаемся к созданию ядерного оружия, о чем неоднократно заявлял Верховный лидер Ирана", - сказал Хашеми Рафсанджани.

Действительно, договоренность по иранской ядерной программе является достижением международного значения, поскольку будет иметь влияние на ход международных экономических процессов, и, прежде всего, отразится на мировом нефтегазовом рынке.

О внешнеполитических стремлениях и желании Ирана играть ведущую роль на региональном уровне, известно всем. Однако, не думается, что в нынешних условиях иранская сторона будет идти на конфронтацию с кем-либо в ущерб своим собственным экономическим интересам. Иран никогда не был так близок к выходу из-под западных санкций и этим все сказано.

Сейчас ИРИ сконцентрировала свое внимание на внешнеэкономических связях, активизировала усилия по расширению сотрудничества с соседями, которое сулит стране огромные инвестиции и доходы, что, в свою очередь, позволит возродить "спящую" экономику страны и реанимировать нефтегазовую отрасль.

ИРИ, которая занимает одну из лидирующих позиций по запасам углеводородов, планирует, что в возрождение и развитие нефтегазовой отрасли страны к 2022 году будет вложено порядка 180 млрд. долларов. Кроме того, республика готова обеспечить потребности Европы в нефти, а также готовится представить в декабре новую модель своих нефтяных контрактов под названием Iran Petroleum Contract (IPC) для международных инвесторов. Также, с учетом наличия соответствующей инфраструктуры, ИРИ намерена возобновить и расширить нефтяные своп-операции (операции по замещению) с соседями. 

То есть, Азербайджан не только может поделиться с иранской стороной своим опытом в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, но и перейти на новый уровень сотрудничества в форме своповых поставок нефти. Тем более, что Иран уже выразил готовность осуществлять своповые поставки азербайджанской нефти в регион Персидского залива.

По словам министра нефти Ирана Намдара Бижана Зангане, нефть может транспортироваться из иранского порта Нека на Каспии по трубопроводу (мощностью прокачки в 500 тысяч баррелей в сутки) на Тегеранский НПЗ. Взамен Азербайджан получит нефть на южных границах Ирана.

Кстати, Зангане также отметил, что все переговоры по этому вопросу можно провести сейчас, а соглашение подписать и начать работу после отмены введенных в отношении Ирана санкций.

Сотрудничество Азербайджана и Ирана в сфере поставок нефти можно рассматривать и в обратном направлении. Ведь Азербайджан также предложил Ирану новые формы сотрудничества в нефтегазовой отрасли, среди которых и начало поставок иранской нефти по главному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Несмотря на то, что в настоящее время по трубопроводу поставляется большая часть нефти, добываемой в Азербайджане, а также "черное золото" из Казахстана и Туркменистана, его возможности позволяют транспортировать дополнительные объемы. И в случае, если иранская нефть пойдет по БТД, Иран получит доступ к средиземноморью.
 

Резюмируя, хотелось бы сказать, что на данном этапе Иран находится на пороге величайшего для страны события, которое позволит стране вернуться на международную экономическую арену. Этого момента ИРИ ждала очень давно и вряд ли какие-либо внешнеполитические амбиции страны смогут этому помешать. Сейчас первостепенной целью для иранской стороны является обретение экономической свободы, которая даст возможность развить огромный ресурсный потенциал страны. Думается, что на этом фоне Иран немного попридержит свои политические амбиции и стремления и полностью сконцентрирует свое внимание на экономической составляющей.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь