В Армении просят мира. Не поздно ли?
Первый президент Армении, лидер оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Тер-Петросян нередко потрясает армянское общество откровенными заявлениями, которые ставят в тупик власть и приближенные к ней круги.
Тер-Петросяна никак нельзя назвать пацифистом или большим поклонником Азербайджана. Именно в период его правления пролилось немало невинной крови. Но нужно отдать ему должное - именно он первым прозрел и, возможно, ужаснулся, взглянув на дела рук своих. Он, армянин из диаспоры, повелся на националистические лозунги и, на этой волне придя к власти, с позволения сказать, "выиграл" войну.
Однако самое страшное для Армении началось после этой "победы". Стало ясно, что война не окончена, как бы не пытались в Ереване подводить под ней черту. Как показывает история, страны, оккупировавшие чужие земли, обязательно расплачиваются за содеянное. И если прежде на это требовались многие годы, то в эпоху ускорения времени понадобилось немного, чтобы уже первое поколение участников оккупации ощутило на себе все прелести "победы" и вражды с соседями.
Многое говорилось о лидере АНК в последнюю пару месяцев, вплоть до сговора его с президентом Саргсяном. То, что его молчание означало вовсе не это, доказало выступление Тер-Петросяна на 2-м съезде АНК 17 декабря. Жаль, что правда в Армении чаще всего становится просто сотрясением воздуха и успешно забывается теми, кому была адресована, но, возможно, на этот раз первый президент потряс основы режима не напрасно.
Лидер АНК произнес длинную речь, в которой открыто дал понять, что Армения стоит на пороге катастрофы. Год-другой, и страны вообще не станет, она уничтожит саму себя, и никакие враги ей для этого не потребуются.
Тер-Петросян признает, что страна находится в тяжелейшем положении, растут бедность и миграция, медленно, но верно загнивает армия, национальные богатства продолжают разбазариваться властными кругами. Все это Тер-Петросян считает только видимой частью айсберга, а невидимая его часть - это попытки властей любой ценой сохранить статус-кво в Карабахе, что влечет за собой продолжение существования в условиях изоляции от мира.
"Казалось бы, пока еще непреодоленные последствия экономического кризиса 2008 года, увеличивающиеся темпы эмиграции, достигший опасных пределов государственный долг, связанная с этим угроза дефолта и особенно потрясение, возникшее вследствие апрельской войны, окажут отрезвляющее воздействие на власти Армении, заставив их в корне пересмотреть проводимую деструктивную, чреватую катастрофой политику в вопросе Карабаха, и разработать совсем другую стратегию противодействия означенным вызовам. Однако, судя по реакции режима, похоже, нас и в этом вопросе ждет разочарование, поскольку вместо ожидаемых рациональных шагов он бросил на арену новую нелепую идеологию, которая вновь ведет нас в тупик, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Речь идет о замысле формирования "нации-армии", который, к сожалению, нашел место даже в программе нового правительства", - сказал, выступая на съезде, Тер-Петросян.
Вот оно, самое главное и самое опасное развитие ситуации для Армении, которое только можно было бы представить.
Идея превращения армянского общества в "нацию-армию" не является изобретением Еревана, однако страшнее и одновременно смешнее всего это определение звучит именно по отношению к армянскому государству. Идею подкинул этой осенью новоназначенный министр обороны Виген Саркисян. Человек глубоко штатский и не нюхавший пороха выступил с инициативой, сразу вызвавшей неприятие не только в обществе, но и в военных кругах.
Впрочем, армянским идеологам изобретательности не занимать, как и умения посмешить аудиторию. Говоря о том, что же сподвигло власти на введение в оборот идеи "нации-армии", Тер-Петросян буквально раздевает на глазах публики националистов, перечисляя их "бредовые грезы о взятии Баку, освобождении Западной Армении и создании Армении от моря до моря". Средневековье закончилось, и отношения между государствами регулируются по совершенно другим принципам международного права, резонно указывает армянский оппозиционер. Не менее бредово звучат и предвыборные лозунги вроде, цитируем Тер-Петросяна, ""всей нацией станем фидаинами", "мировая нация", "нация-организация", "Армения от моря до моря", "Куро-Араксинская республика", "ни пяди земли", "всеармянский банк", "Гюмри - в технопарк", "Дилижан - в финансовый центр", "Стамбул - в море крови"".
Хотя все эти лозунги и призывы вызывают гомерический хохот, армянскому политику явно не до смеха, потому что он понимает - идея "нации-армии" говорит только об одном: борьба за статус-кво будет продолжаться и нормальной жизни армянскому народу не видать. "Не извлекши уроки из горького опыта прошедших 18 лет, режим решил продолжать пресловутую политику вечного противостояния с Азербайджаном и Турцией, которая за этот короткий промежуток времени уже привела к большим экономическим, социальным, демографическим и морально-психологическим разрушениям в Армении и Карабахе. Это означает по меньшей мере еще 18 лет подвергаться этим разрушениям, пока от Армении и Карабаха ничего не останется, и проблема сама собой потеряет свою актуальность", - считает Тер-Петросян.
Эти слова страшны тем, что абсолютно правдивы. Армянский оппозиционер, пусть и с опозданием, но осознал, что территориальные амбиции станут концом Армении. Правда, опять же, к чести лидера АНК, заметим, что к этой мысли он пришел уже на закате своего президентства, за что и поплатился должностью - был смещен карабахским кланом за "пораженческие настроения". Трудно сейчас судить, но если верить Тер-Петросяну, в тот период была найдена формула, которая помогла бы решить вопрос к удовольствию обеих сторон. Но это никак не могло доставить удовольствия разжиревшим на войне и крови преступникам вроде Саргсяна, Оганяна и им подобных. Поэтому мир не состоялся.
Развеял Тер-Петросян и надежды режима на диаспору. Ереван почему-то считает диаспору чем-то ему обязанной и ожидает от нее пополнения армии и финансов. "Будучи сам из диаспоры, оставляю за собой право заявить со всей ответственностью, что такое ожидание - абсолютная химера и самообман", - разбил вдребезги эти мечты оппозиционер.
Одним словом, дормового хлеба не будет, а имеющийся у страны "едят" воры, которые растрачивают национальные богатства на виллы, экзотические развлечения и прочие удовольствия, параллельно обязывая законом граждан отчислять от и без того скудных зарплат средства на нужды армии. Наверное, понятие "нация-армия" в армянском представлении именно это и подразумевает - содержание армии из карманов граждан. Все это делает уже включенную в национальную стратегию идею "нации-армии" в фарс, репризу циркового клоуна.
Тер-Петросян уверен - если бы его миротворчество было принято за основу двадцать лет назад, то сегодня Армения не находилась бы в столь плачевном положении. Только компромиссы в карабахском конфликте могут спасти страну, открыть границы с Турцией. А поведение представителей правящей партии и режима, отрицающих компромиссы, политик считает из ряда вон выходящим и шокирующим.
"Мы удостоимся многих изношенных ярлыков и уже в который раз будем привязаны к позорному столбу в подтверждение следующего парадоксального силлогизма, характеризующего оригинальность армянской политической мысли: a. Уступаешь часть, другую часть получаешь возможность сохранить. b. Ничего не уступаешь - теряешь все. c. Сохранившие часть провозглашаются предателями, потерявшие все называются героями", - с горечью констатирует Левон Тер-Петросян.
Огонек здравого смысла в Армении вот-вот погаснет, а потому лидер АНК советует своим соратникам "мужественно идти на выборы под девизом "Мир, Примирение, Добрососедство"". Только это может помочь выйти из удушливого состояния нации, для которой "единственным объектом радости и гордости сегодня является Генрих Мхитарян"...
Что ж, Тер-Петросян свое слово сказал. Лидер АНК, возможно, - один из немногих политиков, кто решается говорить о мире. Идея мира в Армении не популярна, потому что мир, если речь о властьимущих и приближенных к кормушке, означает потерю возможностей для безнаказанного разграбления страны. А для основной массы населения... Эта масса настолько задавлена трудностями и настолько дезориентирована идеологией, что уже и не знает, чего хотеть и чего ждать. Поэтому народ поддерживает террористов "Сасна црер" и забрасывает гнилыми помидорами тех, кто смеет говорить о примирении и компромиссах. Возможно, что он опоздал со своим миротворчеством. Очень далеко все зашло.
Приходится сомневаться, что на выборах в парламент в будущем году армяне проголосуют за правду Левона Тер-Петросяна. Слишком уж она страшная и слишком уж расходится с тем, что они привыкли слышать и видеть вокруг. Большинство не решатся признать даже себе, что хотят мира. На то, чтобы достучаться до умов соотечественников, у трезвомыслящей оппозиции почти не остается времени. Тягаться с пропагандистской и карательной машиной карабахского клана ей будет нелегко, как непросто будет преодолевать интересы третьих сторон, как известно, имеющие место в армяно-азербайджанском конфликте.
Но кто-то ведь должен попытаться. Чтобы армянский народ окончательно не превратился в общество без будущего, героями и предметом гордости которого являются негодяй Гампинг Сасунян (освобожденный в США террорист АСАЛА) и футболист Генрих Мхитарян...
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре