Армения vs диаспора: приятных сюрпризов не будет, неприятные уже есть

В Ереване очередной всплеск надежд на диаспору. Формально здесь отмечают 110-летие Всеармянского благотворительного союза (AGBU). И в честь этого знаменательного события в газетах "Айастани Анрапетутюн" (Республика Армения) и The New York Times опубликовано открытое письмо, озаглавленное "Будущее армянской нации решается сейчас". Подписи под ним поставили такие видные армянские деятели, проживающие в Армении и в различных странах мира, как Рубен Варданян, Нубар Афеян, Вардан Грегорян, Шарль Азнавур, Лорд Ара Дарзи, Самвел Карапетян, Артур Джанибекян и другие.

Текст помпезный и напыщенный. Авторы письма заверяют, что "мы (т.е. армяне всего мира - Ред.) подошли к этой важной вехе с осознанием уникальности момента, когда необходимо переосмыслить будущее Армении и задуматься о вкладе каждого из нас в создание более сильной и процветающей нации". Дескать, "изгнанные со своей исторической родины и рассеянные по всему миру армяне сделали невероятно много для развития государств, ставших их новым домом. Мы давно научились адаптироваться к культуре и традициям приютивших нас стран и стали их преданными гражданами, сохранив при этом исторически сложившуюся у нашего народа идентичность, язык и христианскую веру в лоне Армянской Церкви".

Саргсян доигрался - диаспора бросает Армению - ПОДРОБНОСТИ

Саргсян доигрался - диаспора бросает Армению - ПОДРОБНОСТИ

Насчет "преданности" господа, конечно, хватили через край. Достаточно вспомнить и волну армянского террора, прокатившуюся по миру в семидесятые-восьмидесятые годы, и бесчисленные провокации, устраиваемые армянским лобби для подрыва отношений многих стран с Турцией, а теперь и с Азербайджаном.

Важно другое. Перечислив армянские благотворительные организации, авторы письма продолжают: "Необходимо пробудить в армянах беспрецедентный дух партнерства, благодаря которому все армянские организации и частные лица будут действовать слаженно и сообща". После чего переходят к конкретике: "Мы призываем всех к небывалой до сей поры долгосрочной инвестиционной кампании, направленной на восстановление социальной, экономической, технологической и культурной мощи армянской нации, объединенной вокруг Армении. В то же время мы призываем правительство Армении поддержать объединенные усилия армян всего мира посредством принятия новой стратегии развития, основанной на включенности всех общественных групп как в Армении, так и в диаспоре в процессы трансформации и развития".

И вообще, мол, "вместе мы, армяне, являемся глобальной нацией. И для глобальной нации настало время решительных действий". Все это должно, по замыслу авторов, убедить всех, что если не сегодня, то завтра армяне всего мира бросят все силы на помощь маленькой, но гордой независимой Армении, что откроет перед ней невиданные перспективы, а армяне, используя свой потенциал "глобальной нации"...

Диаспора берет власть в Армении в свои руки

Диаспора берет власть в Армении в свои руки

Правда, не совсем понятно, что же такое "глобальная нация". Само по себе понятие "нация", как известно, накрепко связано именно со страной, а не с языком, происхождением, формой носа или еще чем-нибудь. Термин "глобальная нация" - это в лучшем случае оксюморон, нечаянно изобретенный из любви к пафосу, в худшем - милый эвфемизм для обозначения "глобуса Армении". Да тут еще лезут в голову непрошенные параллели. В 1986 году в СССР разразилась одна из крупнейших техногенных катастроф современности - авария на Чернобыльской АЭС. Освещали восстановительные работы на станции журналисты многих изданий. Не была исключением и "Комсомольская правда", еще не ставшая таблоидом. Ее корреспонденты обосновались в одной из сельских гостиниц недалеко от Чернобыля. "Удобства" в этой гостинице располагались во дворе. И уже в статье один из журналистов язвительно поинтересовался: если у нас еще "удобства во дворе", может, со строительством АЭС торопиться не стоит? И вот теперь, когда в армянских кругах заговорили о "глобальной нации", нелишне поинтересоваться: если Армения за четверть века независимости не состоялась как государство, может, с претензиями на "глобальную роль" стоит повременить? И не лучше ли вместо "прогулок по глобусу Армении" заняться обустройством собственной страны?

Можно, конечно, возразить: авторы письма как раз и говорят об обустройстве страны. Они призывают помочь Армении стать современной, развитой, и прочая, и прочая, и прочая. Словом, речь идет об очередной реинкарнации старого как мир "заграница нам поможет". И в эту благостную картинку можно было бы даже поверить, если бы не одно "но".

"Зорибалаяновский клан" собирает с армян миллиарды на оккупированный Карабах - ПОДРОБНОСТИ

"Зорибалаяновский клан" собирает с армян миллиарды на оккупированный Карабах - ПОДРОБНОСТИ

Установка "заграница нам поможет" предлагается не просто в переводе на армянский, а еще, скажем так, в версии 2.0. В том, что именно диаспора - это для Армении главный бонус, главный козырь и вообще эксклюзивный пропуск в рай, в Ереване, Гюмри, Ванадзоре не сомневались.

Только вот с того времени, когда Армения была очарована надеждами на "спюрк", прошло уже четверть века. А надежды, как известно, - товар скоропортящийся. Особенно если они не получают никакого подтверждения своей реальности и обоснованности.

С надеждами Армении на зарубежную диаспору произошло то же самое. Вначале Армения действительно располагала монополией на симпатии мирового сообщества, но даже в таких условиях у армянского лобби не хватило, да и не могло хватить силенок на коренной пересмотр международного права и формирование политики, идущей вразрез с коренными интересами ведущих мировых держав. А уж об "инвестиционном буме" от диаспоры, которого Армения так и не дождалась, сегодня можно говорить разве что с издевкой.

Здесь, пожалуй, требуется пояснение. Бизнес без риска не может существовать в принципе. Но какой риск считать допустимым, а какой - уже нет, каждый решает для себя. По вполне понятным причинам, когда для инвестиций и бизнеса открываются новые страны, первыми туда приходят коммерсанты, готовые рискнуть. А потом уже, когда этот "бизнес-авангард" продемонстрирует, что на новом месте в принципе можно работать, подтягиваются и остальные. Часто таким первопроходцем оказывается сырьевой бизнес: нефть, газ, колтановую руду или бокситы приходится добывать там, где они есть, а не там, где это удобно и приятно. Но рынок того же Китая в те годы, когда словосочетание "китайское чудо" еще не вошло в экономический лексикон, начинали осваивать бизнесмены из числа этнических китайцев.

Российские армяне отказались от инструкций из Еревана - ПОДРОБНОСТИ

Российские армяне отказались от инструкций из Еревана - ПОДРОБНОСТИ

Точно так же на заре независимости авангард бизнесменов из диаспоры в Армению вроде бы прибыл. Зарубежные соотечественники с удовольствием рассуждали о любви к родине, живо интересовались, куда можно "вложиться", но трясти кошельками не спешили. Во-первых, как оказалось, когда речь шла об инвестициях, а не о помощи, коммерсанты с фамилиями, заканчивающимися на "ян", вели себя примерно так же, как их коллеги по цеху англосаксонского, русского, французского, арабского, китайского происхождения - они пытались выяснить коммерческую привлекательность будущих вложений. А когда таковую не обнаруживали - извините. Патриотизм - это хорошо, но бизнес есть бизнес.

А во-вторых, в диаспоре, и не только в диаспоре, куда быстрее, чем того хотелось бы Еревану, узнавали о реалиях жизни в Армении - и о зашкаливающей коррупции, и о монополизме, и о сращивании власти с криминалом, и о "решении проблем" методами, привычными для дорвавшейся до власти шпаны. До поры до времени тех же Азнавура или Керкоряна удавалось "расколоть" на программы помощи, но после того, как оборотистые ереванские партнеры начинали крутить деньги, поступавшие как бы на благотворительность, начали закрываться и армянские гуманитарные фонды. А так как соотечественники удачным опытом в Армении похвастать не могли, коллеги по цеху за ними тоже не тянулись. Словом, провал по всем направлениям. И если в середине девяностых в ответ на подписание в Баку "Контракта века" еще могли заявлять "у Азербайджана есть нефть, а у нас диаспора!", то теперь понятно, что лозунг этот сбылся совсем не так, как того хотелось Еревану: в Армении такое количество семей выживает за счет частных трансфертов из-за рубежа, что в стране сформировалась "нефтяная болезнь без нефти". И это единственный осязаемый экономический результат наличия у Армении своей диаспоры.

Только вот это еще не все. Потому что, не дождавшись от диаспоры ни инвестиций, ни ожидаемой политической поддержки, Армения получила от нее "подарок" весьма и весьма неприятный.

Армяне теряют влияние в России - ПОДРОБНОСТИ

Армяне теряют влияние в России - ПОДРОБНОСТИ

Напомним: в те годы ХХ века, пока на карте мира не существовало независимой Армении, политическая жизнь в армянской диаспоре била ключом. Здесь действовали "традиционные политические партии" - "Дашнакцутюн", "Гнчак", "Рамкавар-Азатакан". Проходили конференции, съезды, ассамблеи и форумы. Издавались книги. И самое главное, все это было "заточено" под территориальные притязания к соседним странам - Турции, Азербайджану, Грузии... Где-нибудь в Калифорнии или на Лазурном берегу было легко и приятно рассуждать о мифических "исторических правах армянского народа" на Карабах, Джавахетию или Восточную Анатолию, не задумываясь о таких скучных вещах, как дефицит бюджета, пенсии, зарплаты и т.д. Но вот Армении уже не получится игнорировать всю эту прозу жизни. В отличие от Ниццы или Бостона, такие вопросы, где проходят дороги, где есть нефть и каким путем вывозить на экспорт медно-молибденовую руду, на жизни Еревана, Гюмри или Чаренцевана отражаются самым непосредственным образом.

Теоретически в 1991 году у Армении был шанс выбрать реализм и строить, простите, внятное государство - с нормальными отношениями с соседями, с жизнеспособной экономикой, вменяемой внешней политикой. Но тогда приоритеты оказались другими. Предать "армянскую мечту" о чужих землях - как можно? А вера во всесильную диаспору позволяла не думать о реалиях жизни. И вот этот "коктейль" оказался куда опаснее обманутых надежд как таковых. Потому что именно он привел Армению к нынешней катастрофе.

Ереван и диаспора поссорились всерьез и надолго - ПОДРОБНОСТИ

Ереван и диаспора поссорились всерьез и надолго - ПОДРОБНОСТИ

И теперь, когда власти Армении - а это письмо вряд ли могло появиться без отмашки, вернее, слезной просьбы официального Еревана - вновь пытаются реанимировать надежды на "заграницу", чем эта "родная заграница", даже если очень захочет, в реальности может помочь Армении? Той самой Армении, которая, напомним в который уже раз, оказалась безнадежно "отжатой" от экономической жизни региона и остается в зажатом положении? Подбросить деньжат? Прислать специалистов? Увы и ах. Армении сегодня, прежде всего, нужны политики, способные принять давно назревшие решения и сделать шаг к реальной нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, но таковых, увы, в политической верхушке диаспоры не найти. А без отказа от агрессивной политики в Армении не изменится ничего. Даже если таких писем будет написано несколько сотен.

Впрочем, складывается впечатление, что в Ереване это тоже понимают. Но на фоне прихода к власти нового правительства в частности и нарастания социальной напряженности вообще народу надо подкинуть новый повод для оптимизма.

Только вот нынешние попытки властей Армении возродить старые надежды выглядят, пардон, слишком уж жалко. А умудренные опытом люди напоминают: в жизни большинства людей есть, если можно так выразиться, рубежные точки. Одна из них - первый школьный день, то самое заветное "первый раз в первый класс". Аккуратненьких, преисполненных важности первоклашек, а в особенности их родителей, в этот день переполняют самые радужные надежды: папы, мамы, бабушки, дедушки, тети и дяди видят в них будущих золотых медалистов, ученых, академиков, чемпионов, авторов сногсшибательных открытий...

Почему диаспора не торопится платить Еревану - ПОДРОБНОСТИ

Почему диаспора не торопится платить Еревану - ПОДРОБНОСТИ

Но проходят годы, и выясняется, что медалей, наград и высоких званий, увы, на всех не хватает. Что кто-то действительно стал академиком, кто-то - чемпионом, кто-то - миллионером, а кто-то, как бы это помягче выразиться, оказался на далеко не лучшей социальной позиции. Рецептов для такой ситуации множество. Можно научиться ценить то, что имеешь, - популярная, кстати сказать, жизненная мудрость. Можно упереться, долго и тяжело работать и чего-то в итоге достичь. Можно попытаться использовать счастливый случай. Можно...Только вот мало кто в этой ситуации предложит вновь отправиться первый раз в первый класс. Во-первых, время упущено. А во-вторых, и в главных, еще Эйнштейн предупреждал: безумие - делать одно и то же и каждый раз ждать разного результата. Однако в Армении поступают именно так, пытаясь реализовать стратегию, провалившуюся еще четверть века назад.

Только вот, если быть до конца откровенными, на что еще в Ереване могут посоветовать надеяться своим гражданам? Судя по всему, Армения рискует оказаться первой страной, где дефицит распространился даже на поводы к оптимизму.

Нурани