Саргсян доигрался - диаспора бросает Армению

Армянская диаспора проявляет все меньше рвения в общеармянском деле и проталкивании интересов Еревана. При том, что на руководящие должности в Армении все активнее назначаются российские армяне, в самой России интерес к "армянскому вопросу" неумолимо гаснет.

Общеобразовательная школа Межкультурных коммуникаций №1650, которая более известна как "армянская школа", может быть закрыта в скором времени, сообщила РУСАРМИНФО председатель управляющего совета школы Ирина Рубанова.

"Школа является бюджетной организацией и размер выделяемых финансовых средств зависит от количества учеников. У нас мало учеников, поэтому и финансовая поддержка маленькая. При этом у школы очень большое здание, полный комплект учителей. Расходы на содержание здания и зарплаты в общей сумме превышают бюджетные выплаты. У нас не получается содержать самих себя, поэтому Департамент образования Москвы предлагает слиться с другими близлежащими школами", - сообщила изданию Ирина Рубанова.

По словам представителя школы, Департамент образования Москвы вправе требовать закрытия школы.

"Мы обращались за помощью в посольство Армении в России, Союз армян России (САР) к разным армянским меценатам, но везде молчат, игнорируют и не хотят помочь. Посол Армении в РФ Олег Есаян говорил, что школа нужна российским армянам, обещал созвать совещание, пригласить армянских бизнесменов, деятелей культуры, составить план по спасению школы. Но в течение 6 месяцев он абсолютно ничего не сделал. Я видела его машину у магазина, подбегала к нему, спрашивала, как обстоят дела, слышала те же обещания, но все это осталось в воздухе", - сообщила Ирина Рубанова.

Ирина Рубанова рассказала, что есть два варианта спасения школы: изменить статус на частную, чтобы она сама зарабатывала, или создать попечительский совет, то есть найти людей, которые могли бы обеспечить финансовые расходы школы.

Сейчас Департамент образования Москвы после акции протеста родителей разрешил остаться в этом здании до окончания 2016-2017 учебного года, но до июля 2017 года школа должна либо покинуть это здание и слиться с другой школой, либо найти инвесторов, которые обеспечат финансовую поддержку. Департамент образования Москвы разрешил сдать два этажа здания школы Высшей школе экономики в аренду, чтобы обеспечить какую-то часть финансовых расходов учреждения, пишет издание.

Интересно, что вместо того, чтобы раскошелиться, руководство Союза армян России дает школе странные советы. Например, вице-президент САР Левон Муканян советует в Facebook школьникам и их родителям устраивать массовые акции для привлечения внимания властей. Возможно, тогда "у них появится шанс", цинично пишет он. Непонятно только, почему российские власти должны финансировать армянскую школу в России, которая там, как надо понимать, не нужна даже самим армянам. По данным издания, школа №1650 была открыта в 1989 году после землетрясения в Армении и является территориально самой близкой к Кремлю. Занимает пятиэтажное здание около станции метро Китай-город. На сегодняшний день в школе учатся 159 учеников (это при том, что в Москве проживает более сотни тысяч армян), 80 процентов из которых армяне. В школе есть специальные программы адаптации для детей, которые приехали из Армении и не владеют русским языком. Большинство учителей школы также армяне.

А теперь раскроем скобки. Получается, что на столь дорогостоящем участке земли, в самом центре Москвы находится крупное школьное здание, в котором учатся всего 160 детей, хотя несколько лет назад их было 700. При этом полностью укомплектован преподавательский состав, получающий зарплату от государства. Странная какая-то ситуация. Российское правительство и так уже почти тридцать лет финансирует армянскую школу, которая по статусу с самого начала не должна была быть выше воскресной школы любого другого нацменьшинства. Повышать статус армянской школы было ошибкой, но что сделано уже сделано. Проблема лишь в том, что дети того землетрясения уже давно выросли, а последующим поколениям армян-москвичей хорошо и в обычной российской школе без углубления в армянские дебри. Родители других национальностей тоже не хотят отдавать в эту, по всей видимости, некогда престижную, а теперь превратившуюся в армянский клуб школу своих детей. Школа позиционируется как мультикультуральная, как чуть ли не единственная московская школа, где учатся дети 30 национальностей. Это, конечно, большая натяжка, так как подобным составом может похвастать практически любая школа Москвы, население которой состоит из представителей многих десятков национальностей. Кроме того, что значит "мульти", если 80 процентов учащихся составляют армяне?

Между тем, стараясь уклониться от финансирования, диаспора занимается демагогией и политизирует вопрос. Так, в интервью РУСАРМИНФО Муканян заявил, что будущее школы лежит в политической плоскости и общественно-политическая активность коллектива может помочь в деле ее сохранения. То есть представитель диаспоры предлагает ученикам и их родителям устраивать пикеты, шествия, стоять на тротуарах перед тем же расположенным по соседству Кремлем с плакатами соответствующего содержания. И все для того, чтобы не потрясти карманы местных армянских миллиардеров.

Политика лежала в основе превращения московской школы в армянскую с самого начала. В далеком 88-м армянское влияние было сильно в России как никогда. Это год не только спитакского землетрясения. Это год начала карабахского кошмара, который националисты проталкивали при молчаливом согласии и поддержке тогдашней Москвы. Армянство было всесильно и развязало войну с Азербайджаном, спровоцировав целую цепочку проблем для самой же России, отголоски которых звучат до сих ор.

Не удивительно, что армянская школа была открыта чуть ли не через дорогу от Кремля. Но времена меняются. Меняются приоритеты, взгляды и интересы. Однако армянство никак не может приспособиться к этим изменившимся условиям, все еще надеясь, что "кренделя небесные" так и будут сыпаться на голову сами по себе по первому требованию. Не будут. И история с оказавшейся на грани закрытия московской "армянской" школой проиллюстрировала это очень наглядно.

Зульфугар Ибрагимов