Художник Фархад Фарзалиев: "Седерек" вдохновляет - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО

Фархад Фарзалиев - член Союза художников Азербайджана, с 2013 года участник различных проектов YAY Gallery и Пространства современного искусства "YARAT". Молодой художник - довольно разносторонний человек, занимается не только инсталляциями, но и живописью, фотографией, графикой и музыкой.
Представляем читателям Day.Az интервью с Фархадом Фарзалиевым.
- Одна из ваших последних выставок называется "Я - твой единственный тигр". Откуда такая идея?
- Идея возникла после посещения моего любимого места в Баку - торгового комплекса "Седерек". Я считаю, что это место, откуда можно черпать вдохновение. Еще одно такое место - дикий пляж в Бильгя. Все мое вдохновение поступает оттуда.
- "Седерек"?..
- Да-да, толкучка. Я даже не знаю, как объяснить... Мне очень нравится эстетика китча, некой такой пестрой пошлости. В "Седереке" не все такое, как мне нравится, но можно найти самые удивительные вещи.
Где-то полтора года назад я был со своим другом в "Асан Хидмет", чтобы сделать себе новое удостоверение личности, в связи с тем, что мне исполнилось 25 лет. Рядом с моим другом стояла крупная женщина, на которой было леопардовое платье. Я не выдержал и начал фотографировать. А потом совершенно случайно обнаружил точно такое же платье в "Седерек", оно было нужно мне для фотосессии, которая и была представлена на выставке.
Изначально идея была в том, чтобы перенести текстиль для женской одежды обратно на тигров, т. е. так сказать "женскую шкуру" перенести обратно на представителей семейства кошачьих.
- В этом году вы были участником кураторского проекта группы "Безудержные" в рамках московской бьеннале современного искусства. В чем заключался основной посыл экспозиции, удалось ли вам донести до зрителя свою идею?
- Это была анонимная группа "Безудержные". Могу сказать, что это был шикарный опыт для меня. Экспозиция говорила о том, о чем обычно молчат, т.е. о нео-фольклоре кавказского региона. Это была не столько художественная выставка, сколько краеведческий музей кавказского нео-фольклора.
Я выставлял в качестве арт-объекта "азербайджанский бургер". Это композиция из кошелька, пачки сигарет, мобильного телефона и ключей. Композиция называется бургером из-за своей многослойности. Первое, что делает кавказец, скажем, в ресторане - это выкладывает на стол все свое "богатство".
Также я выставлял интерактивную инсталляцию "Кавказская раскраска". Это альбом, состоящий из 100 страниц, в котором изображены среднестатистические кавказцы. Каждый желающий мог раскрасить изображенных людей так, как он хочет. Учитывая тот факт, что на Кавказе по определенным причинам отдают предпочтение всевозможным оттенкам черного, мелки были представлены в черном, коричневом и темно-синем тонах.
Рассматривая альбом после того, как его раскрасили посетители выставки, можно увидеть, что здесь присутствует и юмор, и скрытая агрессия. Но, если честно, больше юмора или сарказма, как мне кажется. Один человек из Казахстана, например, просто написал: "Я из Казахстана. Ваш павильон как будто про нас. Приезжайте, будете как дома!". В общем, реакция была разная и интересная. Мне нравятся такие выставки, в которых посетитель может внести свою лепту в экспозицию. Это настоящая интерактивность. Мир меняется, почему искусство не должно меняться?
- Интересно, чем бы вы занимались, если бы не выбрали творчество?
- Я стал бы врачом. Изначально я хотел поступать именно в этот вуз.
- А каким именно хотели быть врачом?
- Это было не так важно, но больше всего я хотел стать хирургом. Неважно было, в какой области становиться хирургом, мне было все одинаково интересно. Интересны были также стоматология, офтальмология и кардиохирургия. Я даже готовился к поступлению по четвертой группе специальностей, хотел поехать учиться в Турцию. Но мои родители меня отговорили от этого шага.
- Почему же?
- Учиться надо целых двенадцать лет! Вообще, я всегда выбирал между медиа-программированием, медициной и искусством. Впрочем, у меня получилось так, что я занимаюсь и медиа-программированием, и искусством, совмещая эти два занятия (улыбается).
- Никогда не жалели о том, что послушались родителей?
- Нет. Я, вообще, никогда ни о чем не жалею, потому что считаю - все, что происходит в этой жизни, правильно и к лучшему.
- Ваше основное жизненное кредо?
- Сложный вопрос (задумался). Скорее всего, всегда стараться держать мысли на позитивном настрое. Даже если происходит что-то максимально плохое, нужно принимать это, стараться не впадать в уныние, а искать решение проблемы.
- Что ж, похвально. Насколько мне известно, вы занимаетесь еще и музыкой. Есть музыкальные проекты?
- Планов довольно много! Если бы я не был настолько ленивым и неорганизованным человеком, то все эти планы реализовывались бы намного быстрее. У меня есть сольные проекты, также я участвую в анонимных и открытых группах. Есть проект с художником Али Гасановым, мы буквально на этой неделе должны закончить сборку материала для нашего третьего альбома. Наша группа называется "Naschkatze", что в переводе с немецкого означает "Сладкоежка", скорее всего и альбом будет называться также.
- А какую музыку вы играете?
- В основном электронную.
- Ваши альбомы где-то распространяются?
- Этот материал не был издан. Но, некоторые вещи были продемонстрированы в Баку, на концерте в 2013 году на Бакинском заводе кондиционеров. Мы представляли нашу предыдущую программу. До этого, в 2012 году мы выступали в маленьком клубе в Бадамдаре. Сейчас мы осознаем, что материал должен дойти до слушателей, поэтому стараемся все это издать, желательно на каком-нибудь лейбле, если не получится, издадим сами. Свою сольную музыку я представлял, в основном, в России.
- Вы верите в настоящую дружбу?
- На сто процентов! В своих друзьях я уверен на все сто. Нет ничего, что могло бы заставить меня сомневаться в моих друзьях, никогда. Мои друзья со мной с того момента, как у меня появилось сознание. Ну, и конечно, приобретенные друзья на протяжении жизни. У меня есть такие товарищи, с которыми есть возможность увидеться только один раз в год, но при встрече создается такое впечатление, словно мы и не разлучались, будто кто-то из нас вышел ненадолго из комнаты.
- Важно ли вам мнение окружающих о вашем творчестве, как, вообще, относитесь к критике?
- Я думаю, это необходимо. Для меня очень важна обратная связь, но есть четкая грань между критиканством и критикой. Я не "против", а, наоборот, "за", чтобы люди критиковали мои работы, или даже выражали откровенную ненависть. Если честно, это намного больше греет душу, чем льстивая похвала. В негативной реакции нет лицемерия. Прекрасно, когда человек с определенной базой и познаниями в этой же области, неважно, хвалит или критикует, выражает свое мнение, тратя на меня свое время, для меня ничего не может быть лучше этого.
- С чем вы никогда не согласитесь?
- (Задумался). Сложный вопрос, потому что все зависит от ситуации. Я никогда не соглашусь делать то, что мне не нравится, ни за какие деньги. Это касается не только работы, но и жизни.
- Есть у вас какая-нибудь заветная мечта?
- Наверное, мечты - это что-то несбыточное. У меня есть желания, их много, они осуществимы. А мечта, как мне кажется, - это что-то такое недосягаемое, что греет душу, и что человек не может получить. У меня нет мечты, я считаю, что все возможно.
- Значит, вы оптимист?
- Стараюсь быть оптимистом, но иногда это очень сложно (улыбается). Помню, однажды, когда я еще учился в средних классах, я спускался от ЦУМ-а к Площади Фонтанов. Там сидел русский мужчина, играющий на баяне. Он играл очень веселые вещи, добродушно улыбаясь всем прохожим, был весь какой-то солнечный. Помню, у меня оставались какие-то деньги, я решил дать их ему, и сказал: "Спасибо вам за хорошее настроение". А он ответил: "Человек сам должен себе создавать настроение!". Ждать, что будет весело само собой или придет счастье, это неправильно. Может, так говорить и не верно, у каждого человека свой подход к жизни, но все-таки, каждый должен сам выводить себя из депрессивного состояния. У меня, правда, это не всегда получается...
Зулейха Исмайлова
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре