Россия охладела к «Турецкому потоку»

Проект газопровода "Турецкий поток" важен и интересен для России, но уже не жизненно необходим, так как у страны имеется альтернатива поставок своего газа в Европу в обход Украины, считает научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

"Турецкий поток" нужен России, но его реализация больше не является вопросом жизненной необходимости, как это, к примеру, было год назад", - сказал во вторник Trend Притчин, передает Day.Az.

"Если раньше строительство "Турецкого потока" фактически было единственной возможностью выхода России на европейский рынок в обход Украины, то сейчас имеется инвестиционное соглашение о строительстве второй очереди "Северного потока", причем с участием крупнейших европейских компаний", - добавил Притчин.

В начале сентября российский "Газпром" в рамках Восточного экономического форума подписал соглашение с акционерами совместной проектной компании (New European Pipeline AG), которая будет заниматься созданием "Северного потока-2", предполагающего строительство двух ниток газопровода суммарной мощностью 55 миллиардов кубических метров газа в год от побережья России через Балтийское море до побережья Германии. В состав акционеров совместной проектной компании, помимо "Газпрома", вошли E.On, Shell, OMV, BASF/Wintershall и Engie (бывшая GdFSuez).

Как ранее сказали Trend в "Газпроме", инициация работ по "Северному потоку-2" не меняет позиции компании относительно проекта "Турецкий поток". Последний, как ожидается, будет одной из тем обсуждений в ходе предстоящего 23 сентября визита президента Турции РеджепаТайипа Эрдогана в Россию. В рамках визита Эрдоган встретится с президентом России Владимиром Путиным.

По мнению Притчина, ожидать каких-либо договоренностей, в том числе по проекту "Турецкий поток", в ходе визита президента Турции в Москву не стоит.

"Ожидать каких-то договоренностей сейчас вряд ли стоит, так как по факту ситуация в Турции не очень стабильна, нет действующего правительства. Скорее всего, это будет сверка часов, обсуждение переговорных позиций. А сами переговоры в своем полноценном виде будут продолжены, как только в стране будет сформировано правительство", - сказал Притчин.

Согласно утверждениям турецких СМИ, президент Турции подготовил специальный пакет предложений для обсуждения в Москве "Турецкого потока". Кроме того, как сообщается, в рамках визита Эрдогана в Россию вопросы строительства "Турецкого потока" и скидки на российский газ будут обсуждаться как две отдельные темы.

Однако Притчин считает, что эти два вопроса увязаны и их нельзя рассматривать в отдельности.

"Первоначально вопрос изменения цены на российский газ, который поставляется Турции, был поднят именно в преддверии начала обсуждений о строительстве "Турецкого потока". Эти два переговорных вопроса увязаны, и увязаны они турецкой стороной. Ведь Турция на тот момент понимала, что альтернативы "Турецкому потоку" у России не было и поэтому она должна согласиться на изменение цены", - сказал Притчин.

Он также напомнил, что Россией впоследствии была предложена скидка в 10,25 процента, однако Турцию она не устроила.

"И процесс окончательного урегулирования вопросов строительства "Турецкого потока" из-за политического кризиса в Турции был отложен в долгий ящик", - добавил Притчин.

Проект "Турецкий поток" предполагает строительство четырех ниток газопровода по 15,75 миллиарда кубических метров каждая. Газ первой нитки полностью предназначен для турецкого рынка, остальной объем будет выведен на турецко-греческую границу, где планируется создать газовый хаб.

В начале августа 2015 года сообщалось, что "Газпром" пересмотрел планы по строительству "Турецкого потока" и откажется от третьей и четвертой ниток газопровода. В качестве причины указывалось "отсутствие ключевого соглашения о предоставлении Анкаре скидки на российский газ".

Совсем недавно зампред правления "Газпрома" Александр Медведев сообщил журналистам, что запуск в работу газопровода "Турецкий поток", первоначально запланированный на конец 2016 года, откладывается на более поздний срок.