Нюансы и реалии, или Зачем президент Ирана едет в Армению
Сегодня в Армению по приглашению президента этой страны Сержа Саргсяна с официальным визитом прибыл глава Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Безусловно, куда и когда совершать официальные или рабочие визиты - право и дело главы любого независимого государства. Но всегда нужно понимать и брать в расчет существующие реалии, нюансы. В данном случае, визит президента Ирана имеет место на фоне достаточно большого количества существующих реалий и нюансов.

К примеру, несмотря на то, что официальный Тегеран, устами заместителя министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Али Фатуллахи, заявил о том, что эта страна всегда поддерживала независимость и территориальную целостность Азербайджана, на деле мы видим совсем иное. 

Так, недавно в Тегеране прошла конференция на тему "Исследование исламского движения в Азербайджанской Республике". На мероприятии звучали необъективные высказывания и обвинения в адрес азербайджанской стороны.

Примечательно, что иранское духовенство старается представить себя поборником истинных мусульманских ценностей, на словах ратуя за благополучие мусульман мира и временами выступая с какими-то заявлениями. При этом оно почему-то не противится визиту своего президента в Армению, словно забывая, что руки Сержа Саргсяна, которые будет пожимать Махмуд Ахмадинеджад, по локоть в крови  азербайджанских мусульман-шиитов.

Почему иранское духовенство, возмущающееся по поводу любого мелкого события в мире, молчит сейчас, когда налицо несправедливость?

Можно предположить, что, несмотря на преступления, совершенные Арменией против азербайджанского народа, в Ереване глава ИРИ будет говорить о вечности персидско-армянской дружбы...

Ну, и наконец, мы уже не раз были свидетелями необъективной позиции в отношении Азербайджана, которую демонстрировали иранские СМИ. И эта необъективная и откровенно неуважительная позиция иранской стороны является одним из тех нюансов и существующих реалий, о которых говорилось выше. Все это ставит под сомнение искренность заявления официального Тегерана о поддержке и уважении территориальной целостности Азербайджана.
 

Это ставит под сомнение искренность заявления официального Тегерана о поддержке и уважении к территориальной целостности Азербайджана

Эти сомнения увеличиваются на фоне воспоминаний о том, что именно благодаря Ирану Армения выжила в годы карабахской войны. Кроме того, официальный Тегеран, в отличие от братской Турции, не закрыл свои границы со страной-оккупантом. Хотя, еще бывший президент Армении Тер-Петросян как-то заявил, что если экономические связи с Ираном прервутся на два дня, то Армения начнет задыхаться. Ныне же мы видим все углубляющиеся ирано-армянские взаимоотношения. В частности, товарооборот между Ираном и Арменией составляет 300 миллионов долларов в год, и стороны собираются довести эту цифру до 1 миллиарда долларов.

В настоящее время Армения с Ираном реализуют четыре проекта стратегического значения: строительство нефтяного терминала Иран-Армения, железной дороги, третьей линии высоковольтных электропередач и Аракской ГЭС. То есть, Иран вовсю развивает взаимоотношения с Арменией, которая оккупировала 20% территорий Азербайджана и не желает справедливого урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а президент Ирана будет жать руку Сержу Саргсяну - активному участнику геноцида мирного азербайджанского населения в Ходжалы.

Кстати, на этой неделе пришло сообщение о том, что Сенат Мексики признал события в Ходжалы геноцидом. Иранский парламент такого рода документа не принял. И это - яркая иллюстрация того, сколь сильно слова официального Тегерана о дружбе и исламской солидарности отличаются от дела.
 

И это - яркая иллюстрация того, сколь сильно слова официального Тегерана о дружбе и исламской солидарности отличаются от дела

Это же - упомянутые выше нюансы и существующие реалии, на фоне которых происходит визит в Армению президента Ирана.

В том, что они таковы, нет вины Азербайджана. Официальный Баку никогда не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Ирана, публично высказывать осуждения политики Ирана. Мы считаем, что иранский народ достаточно мудр, чтобы самому решать, каким будет его будущее. И это - пример невмешательства во внутренние дела соседнего государства, который неплохо было бы усвоить многим в Иране. Говорю это к тому, что у Ирана всегда были, да и сейчас имеются, все возможности для участия в проектах "Южного энергетического коридора". Нужно просто пересмотреть свое отношение к существующим реалиям.

Но, вместо того, чтобы вплотную заняться устранением причин, мешающих этому, Иран готов углублять недоверие к себе, озвучивая очень некорректные заявления в адрес Азербайджана и позволяя себе вмешиваться во внутренние дела нашей страны.

Следует напомнить, что в последнее время Иран подвергается достаточно жестким дополнительным санкциям со стороны Запада. В этих условиях партнером номер один для Тегерана становится Армения. Не так давно в армянских СМИ шли дискуссии о том, как поступить Еревану в случае дальнейшего расширения санкций. Большинство армянских экспертов с грустью говорили о том, что, мол, Армения, как законопослушная страна, интегрирующаяся в Европу, будет вынуждена присоединиться к данным санкциям международных организаций. То есть, проще говоря, срубить сук, на котором сидит.

Трудно сказать, как восприняли подобные мнения в Тегеране. Как бы то ни было, Иран сегодня имеет возможность импортировать ряд "запрещенных" товаров через коридор Мегри и оккупированные территории Азербайджана. Вполне вероятно, что предстоящий визит президента Ирана направлен на укрепление и расширение подобного сотрудничества.
 

Таковы сложившиеся реалии ирано-армянских взаимоотношений. И на фоне этих нюансов и реалий, совсем уже в ином свете выглядит поддержка Ираном Армении в деле неурегулированности армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.