Актриса Мелек Абасзаде: "Эротика лишь дополнительный штрих к образу"- ФОТО

- Мелек ханым, вы недавно вернулись с гастролей в Москве. Расскажите, как все прошло?
- С уверенностью могу сказать, что это были более чем успешные гастроли театра "Ибрус", несмотря на то, что в этот раз они были для нас большим испытанием, чем обычно. Мы повезли на суд искушенного московского зрителя новую пьесу Рустама Ибрагимбекова "Он и они" по мотивам пьесы Чехова "Дядя Ваня". Я говорю искушенного, потому что среди рядовых зрителей были как заядлые столичные театралы, так и яркие представители из числа театральных критиков, которые на Чехове, как говорится, собаку съели. Все это вместе было, конечно же, для нас профессиональным испытанием, которое мы достойно и с честью выдержали. Мне, кажется, что когда спектакль уже отыгран, самое ценное в финальной его точке - не столько бурные аплодисменты и возгласы зрительского "браво", сколько предшествующие этому всему несколько секунд абсолютной тишины. Именно в эти моменты ты, актер, чувствуешь всем сердцем, что твой зритель забыл, что это театр. Мы это все испытали, и это было бесценно.
- Несмотря на то, что вы воссоздали на сцене огромное количество образов, вас больше всего помнят по роли Жанны Д'Арк. Как вы к этому относитесь? Спокойно?
- Совершенно. Ведь это моя, возможно, на сегодняшний день самая любимая роль. Потому что как бы это не совсем профессионально прозвучало, я ее не сыграла, я ее прожила и проживала каждый новый спектакль с первой его минуты до последней. Жанна Д'Арк стала для меня очень важным рубежом в формировании моих профессиональных взглядов, моим дорогим актерским откровением. Ведь выражение "актерская игра" далеко не так буквально, как кажется на первый взгляд.
- Можно ли вас назвать разноплановой актрисой?
- Вы знаете, рискну сделать такое заключение. После моих спектаклей, в которых мне посчастливилось сыграть в разных жанрах, я часто слышу от знакомых: "Ну, вот это твое", и скромно догадываюсь о том, что столь знакомое мне из разных уст "это", должно быть, и есть разноплановость. (смеется)
- В Русской драме играет огромное количество известных актрис, таких как Людмила Духовная, Наталья Шаровская, Аян Миргасымова. Не бывало никаких трений с коллегами, если вам, а не им отдавали главную роль?
- Нет, не возникало. Быть может, что-то было на энергетическом уровне, на котором я собственно и оцениваю все произошедшее, но профессиональный человек всегда способен по достоинству оценить работу своего коллеги. В этом смысле мне всегда везло. А с Аян мы вообще добрые друзья, способные искренне порадоваться успехам друг друга.
- На данный момент вы себя считаете востребованной актрисой?
- Думаю, чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо определить, что для меня значит определение "востребованность". После защищенного мною с отличием диплома ВГИК-а в актерской мастерской А.Б. Баталова для меня востребованность определилась слишком идеалистично. Возможно, по этой причине спустя полтора года я, не удовлетворив своих тогдашних амбиций, по воле случая, представляя Азербайджан на международном конкурсе "Мисс Мира", получила предложение работать по контракту моделью.
По правде, я не сожалела о потере связи с театром. Я ушла из профессии почти на 10 лет, работая вместо востребованной актрисы востребованной моделью в числе десяти ведущих моделей Турции. Но позже я смирилась с фактом, что не могу без своего призвания, и последние 11 лет вновь вернулась в профессию. Я поняла очень важную вещь: я так люблю сцену, что могу закрыть глаза на многое, что не отвечает моим идеалам, пока это не лишает меня возможности продолжать работать над собой. Этот процесс бесконечен. Но пока это не лишает меня возможности продолжать работать над собой, ибо этот процесс бесконечен. Мне кажется, что сегодня я востребована ровно настолько, насколько это не противоречит моим ценностям и профессии. Ибо в период, когда любой вид искусства в нашем обществе не особенно пользуется спросом, сохранить этот баланс весьма непросто.
- Вас не беспокоит то, что сейчас для съемок в фильмах выбирают молодых неопытных актрис, а не таких профессионалов, как вы?
- Знаете, я по-прежнему себя отношу к категории молодых актрис, но с опытом (смеется). А что касается наших режиссеров, думаю, что разобраться в их предпочтениях очень нелепое и неблагодарное дело. Честно говоря, я никогда не пыталась этого сделать. Я только помню, что как-то одна из актрис передала мнение обо мне одного из наших режиссеров, сейчас уже не помню, кого именно. Она сказала, что "меня назвали обладательницей не типичного для нашего общества облика". Но я определенно помню, что это тогда вызвало во мне весьма противоречивые чувства. Мне сейчас трудно судить, это ли было причиной того, что мой безумный роман с кино все еще не состоялся. Но я считаю для себя большой удачей, что мой первый художественный фильм "Глазами призрака" режиссера Р. Ибрагимбекова, в котором я сыграла одну из главных женских ролей в партнерстве с французским актером Ришаром Мартеном, получил высшую всероссийскую премию "НИКА". Я знаю, что мои самые яркие романы с кино еще впереди.
- Мурад Дадашев утверждает, что у нас сейчас большинство актёров не выходят из одного образа во всех своих фильмах. Вы согласны с этим?
- К сожалению, не могу с ним не согласиться. Но надо признать, что довольно часто это скорее вина не самих актеров, а режиссеров. Так как они предпочитают использовать в своих фильмах хорошо знакомые всем типажи и ассоциирующиеся с ними образы. Они предпочитают идти уже проверенными и проторенными путями. Они не любят, а возможно, боятся экспериментировать. Хотя, если вспомнить подавляющее большинство актерских судеб, то они состоялись благодаря тем режиссерам, которые не только впервые открыли, но и долгие годы стояли за профессиональным планомерным развитием их разноплановости и неповторимости.
Так что, думаю, что вышесказанное - это общая вина как режиссеров, так и актеров, которые со своей стороны боятся упустить предложенное и наивно полагают, что соглашаясь на все подряд, остаются в обойме мнимой востребованности.
- В последнее время очень многие молодые девушки мечтают стать актрисами или певицами. Это хорошо или плохо?
- Это, конечно же, хорошо. Но я все же посоветовала бы им все хорошенько обдумать и, возможно, отложить свой выбор на время, когда будет больше заинтересованности в качественном воплощении любого самовыражения в искусстве...
- Можно ли сказать, что вы готовы сыграть любую роль, даже если это будет неоднозначно воспринято обществом?
- Конечно же, не любую, а лишь ту, которая мне действительно будет интересна и, безусловно, добавит красок к палитре моих актерских ролей. А то, что касается того, как это будет воспринято обществом, то тут, на мой взгляд, как раз, чем больше для артиста роль на сопротивление его человеческой индивидуальности, тем она ценнее для актера. На то они и роли, это ведь всего лишь наша профессия, и она ни коим образом не характеризует наши человеческие качества (смеется).
- Вы в одиночку решаете сниматься вам в этой картине или нет, или же советуетесь с кем-то?
- В большинстве случаев решение принимаю сама. Но если сомневаюсь, то, конечно же, прошу совета у близких людей, вкусу и мнению которых доверяю.
- Сейчас очень бурно обсуждают вопрос о том, что в наших фильмах, как и в зарубежных, должны присутствовать эротические сцены?
- Я не против эротики, пока она не ставится во главу угла. Эротика - лишь дополнительный штрих к образу, либо концепции фильма, но она ни в кой мере не может быть его самоцелью. Ведь слабый фильм не спасет никакая эротика, если, конечно, жанр фильма не эротический, что само по себе определяет его смысл. Но в моем понимании эротика в хорошем кино - это только эстетический взгляд дуэта режиссер плюс оператор на красоту физической любви с обязательным учетом эстетики кино. Лично мне не импонирует реализм эротики на экране. Ведь талантливые мастера режиссеры чаще всего могли передать эротику взаимоотношений в таких художественных деталях и такими утонченными выразительными средствами, которые оказались во сто крат ценнее всей в целом взятой эротической сцены.
- Мелек ханым, а как вы относитесь к актрисам, которые соглашаются играть в таких сценах?
- В первую очередь я желаю каждой из них такого профессионального этапа, когда им не придется соглашаться на все, лишь бы сниматься. Мне не свойственно качество осуждения чьих- либо взглядов, поступков, если, конечно, они не нарушают основные заповеди, которые помогают нам оставаться людьми.
Нажмите на фотографии для увеличения:

Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре