«Историческая призма». 1917 г. Южный Кавказ могли перекроить под армян

В период царского правительства более десяти лет (1906-1917 гг.) длилось обсуждение вопроса о переделе внутренних границ Южного Кавказа. В Петербурге и Тифлисе были созданы комиссии, совещания, производились консультации на разных уровнях.

Целью передела административных границ внутри Южного Кавказа было создание и усовершенствование органов местного самоуправления с учетом этнического, экономического и топографического факторов. Однако в силу  крушения царизма эта работа осталась незавершенной.

Пришедшее в феврале 1917 года к власти Временное правительство продолжило начатую царским правительством работу. Для этого в марте 1917 года по распоряжению Временного правительства, при Министре внутренних дел под председательством министра С.М.Леонтьева, было образовано Особое совещание для разработки реформы местного управления и самоуправления.

Названное Совещание выделило из своей среды Особую комиссию для разработки указанной реформы в местностях, в коих не были ранее введены земские учреждения. Причем состав Комиссии постоянно пополнялся представителями различных политических, национальных и местных общественных организаций, в зависимости от характера ее работы.

Члены созданной при Особом совещании комиссии были уверены, что, перекраивая губернии и уезды, стремятся в пределах возможности устроить национальную жизнь народов Южного Кавказа на справедливых началах.

В ходе работы комиссии отдельными его членами были поданы проекты административного передела Южного Кавказа.

Обращает на себя внимание проект, подготовленный Г.И.Хатисяном, основные положения которого позже легли в основу проекта административной реформы на Южном Кавказе, подготовленной комиссией. По своему содержанию проект был ярким выражением  давней мечты армянских националистов об этническом размежевании Южного Кавказа с целью максимального обособления территорий с преобладающим армянским населением в отдельные крупные административные единицы.

Объектом своего административного эксперимента  автор проекта выбрал, прежде всего, районы Южного Кавказа, где совместно проживали армяне и мусульмане. Хатисян считал, что, несмотря на кажущуюся с первого взгляда беспорядочной смешанность этих двух крупных этнических групп населения, при более внимательном изучении дела вопрос об обособлении каждой из них, или, по крайней мере, большей части входящего в их состав населения в особые административные единицы не представляет каких-либо исключительных трудностей, если принять во внимание не только их расселение по отдельным местностям, но также топографию и хозяйственные их условия.

По мнению автора, в силу исторических условий и различий, в смысле культурного типа и характера, армян и мусульман, необходимость их обособления является неотложной мерой и диктуется объективной необходимостью.

Хатисян в своем проекте выбрал основным объектом административного передела две губернии - Елизаветпольскую и Эриванскую. Согласно данным Кавказского календаря на 1 января 1916 года Елизаветпольская губерния делилась на горную часть (юго-западная) и низменную - долины Куры и Аракса. Первая была населена преимущественно армянами (419 тыс.), вторая - мусульманами (783 тыс.).

К этому времени Елизаветпольская губерния состояла из Шушинского, Зангезурского, Джеванширского, Джебраильского (Карягинского), Нухинского, Газахского, Арешского и Елизаветпольского уездов. Причем, в состав всех уездов входили как нагорные части, так и участки низменностей с многочисленным мусульманским населением. Армяне и мусульмане жили в каждом уезде, причем армяне были расселены в нагорьях, а мусульмане в низинах. Армяне во всех уездах составляли меньшинство, кроме одного лишь Шушинского (сюда входил Нагорный Карабах), где они имели незначительное преобладание.

По данным Кавказского календаря на 1 января 1916 года соотношение численности армян и мусульман в уезде было соответственно 50% на 46%. В Эриванской губернии армяне составляли большинство в четырех из семи уездов. Хатисян считал, что самым приемлемым  разрешением вопроса было бы отделение, в первую очередь нагорных частей от низменных районов. Такое отделение, по его мнению, было оправдано как историческими, так и этническими и хозяйственно-бытовыми условиями обоих народов, обитающих в каждой из рассматриваемых частей.

Кроме того, он считал, что к Эриванской губернии естественно тяготеют два восточных округа Карсской области, где армяне составляют относительное большинство - не многим менее половины, а мусульмане - около 25%. Хатисян предлагал также выделить из состава Тифлисской губернии части Борчалинского и Ахалкалакского уездов, где имелось преобладающее армянское население, после чего оставшаяся часть губернии была бы однородно грузинской. 

Таким образом, проект Хатисяна предполагал выделение населенных армянами территорий  Елизаветпольской, Эриванской, Тифлисской губерний и Карсской области в отдельные самоуправляющиеся  административные  единицы.

Более детально указанное территориальное разграничение должно было вылиться в следующие подробности. При разделении Елизаветпольской губернии на две губернии - нагорную (преимущественно армянскую) и низменную (мусульманскую) город Елизаветполь (Гянджа) также предлагалось делить на армянскую и мусульманскую части.  Мусульманская часть Елизаветполя, имеющая 40 тыс. населения, могла бы составить административный центр одной губернии, населенной преимущественно мусульманами; армянская часть Елизаветполя, в коей 20 тыс. населения, могла бы составить административный центр другой губернии, которой намечалось присвоить наименование Гандзакской, соответственно армянскому названию этого азербайджанского города.

В состав  Гандзакской  губернии с центром в городе Гандзак предлагалось включить территории Каравансарайского (часть Газахского уезда), Гандзакского (часть бывшего Елизаветпольского), территории Шушинского и  Зангезурского уездов с преобладающим  армянским населением. В результате вновь созданная армянская губерния имела бы население в 528 тысяч человек, из коих 70% составляли армяне и 25 % мусульмане. Оставшаяся мусульманская же часть Елизаветпольской губернии получала бы подавляющее мусульманское большинство - 89% и армянское меньшинство - 7%.

Согласно проекту Хатисяна территориальному переделу предстояло  подвергнуть также Эриванскую губернию. Он предлагал из южной части Тифлисской губернии (Ахалкалакский уезд и Лорийский участок Борчалинского уезда), двух округов Карсской области (Карсского и Кагызманского), Александропольского уезда и IV участка Эчмиадзинского уезда образовать Александропольскую губернию. В результате армяне получали бы вторую губернию с общим числом населения в 719 тысяч, из коих 66% составили бы армяне, 17% мусульмане и 17% прочее население. Остальную же часть Эриванской губернии по данному проекту ожидало внутреннее административное перераспределение, в результате которого в него вошли бы участки и уезды, не вошедшие в состав Александропольской губернии: часть Эчмиадзинского уезда, Эриванский, Нахчыванский, Шарурский, Новобаязетский и Сурмалинский уезды.

При этом мусульмане имели значительное численное большинство в Нахчыванском, Шарурском и Сурмалинском уездах. Однако, даже при таком раскладе, армяне  получали, хоть и незначительное, численное превосходство над мусульманами - 53% против 44%.

Таким образом, если по административно-территориальному делению Южного Кавказа, существовавшему в России при царизме, армяне имели численное превосходство лишь в одной Эриванской губернии, то в случае реализации проекта нового административного передела края, предложенного Хатисяном, армяне получали бы целых три губернии, где имели бы численное большинство.  По мнению автора проекта, предполагаемый передел создал бы на Кавказе "национальное равновесие", якобы целесообразное с точки зрения государственной, и значительные удобства в делах местного управления и устройстве судов.

В начале августа 1917 года Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ) получил от комиссара Временного правительства по делам Кавказа  предписание о необходимости проведения земской реформы на Южном Кавказе и переделе административных границ губерний и уездов. В ответном послании ОЗАКОМа министру внутренних дел в октябре 1917 года, отмечалось, что проект о переделе административных границ губерний и уездов ранее был передан на предварительное рассмотрение специальной комиссии, образованной из представителей основных национальностей Южного Кавказа и всех партий. Комиссия, поработав два месяца, к общему соглашению по вопросу о переделе не пришла, достигнув такового лишь по отдельным пунктам.

14 и 15 октября состоялось совещание при ОЗАКОМе по проекту о введении земства на Южном Кавказе. Комиссия представила следующие дополнительные разъяснения: "Совершено бесспорными в смысле этнического состава населения и необходимости сохранения настоящих административных границ, Совещание единогласно признало: Бакинскую, Кутаисскую и Черноморскую губернии, Батумскую и Дагестанскую области, Закатальский и Сухумский округа, 7 уездов Тифлисской губернии (за исключением уездов Ахалкалакского и Борчалинского), Арешский и Нухинский уезды Елизаветпольской губернии и Ольтинский и Ардаганский округа Карсской области.

Спорными в указанном выше смысле и в смысле необходимого передела административных границ комиссией единогласно были  признаны Эриванская губерния, Елизаветпольская губерния (за исключением Арешского и Нухинского уездов), Карсский и Кагызманский округа Карсской области, Ахалкалакский и Борчалинский уезды Тифлисской губернии".

Далее в документе говорилось: "Соглашение между заинтересованными национальностями по вопросу о переделе до сего времени не достигнуто, и вряд ли можно ожидать достижения такового соглашения до созыва Учредительного Собрания. Работы упомянутой выше комиссии по вопросу об изменении административных границ продолжаются".

Соглашаясь с вышеуказанным делением губерний и уездов на спорные и бесспорные, ОЗАКОМ предлагал ввести земские учреждения как в указанных бесспорных губерниях, областях, уездах и округах, так и в спорных губерниях и уездах. Однако октябрьский переворот 1917 года, свержение Временного правительства, в т. ч. ОЗАКОМа, и приход в Петрограде к власти большевиков не позволили довести до конца так называемую реформу местного самоуправления и административного устройства Южного Кавказа.

Приход к власти большевиков ускорил процесс временного отхода Южного Кавказа от России и образования здесь трех самостоятельных республик.

Однако вопрос о границах стал в дальнейшем самой острой проблемой между этими республиками, которым умело воспользовались большевики, вскоре вернувшие Южный Кавказ в орбиту своей власти и восстановившие здесь бывшие границы империи.

Ильгар Нифталиев