Мусульмане отобрали инициативу у Путина и Обамы - ЭКСКЛЮЗИВ ОТ ВОЕННОГО ЭКСПЕРТА
Интервью Day.Az с главным экспертом Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
- Коалиция, созданная Западом, так и не дала ощутимых результатов в борьбе с международным терроризмом и, в частности с "Исламским государством". Может быть, действительно настала пора самим мусульманам взяться за дело, о чем и свидетельствует создание Саудовской Аравией антитеррористической коалиции?
- В западную коалицию входят более 60 государств, подавляющее большинство из которых никогда не вступят в военное противоборство с "ИГ". Поэтому, когда страны Балтии, чьи армии с трудом дотягивают до 10 тысячи штыков, заявляют, что будут воевать с террористами только в составе проамериканского, а не пророссийского альянса, это вызывает улыбку. Кстати, я бы не стал принижать результаты действий американцев в Сирии и особенно в Ираке. Достаточно сказать, что отряды курдских пешмерга взяли иракский город Синджар, перерезав тем самым коммуникации между двумя центрами самозваного "халифата" - сирийской Раккой и иракским Мосулом. Но это было бы невозможно без мощной тыловой и авиационной поддержки американцев.
Удары российских ВКС уже спасли правительственные сирийскую армию и ополчение. Они дали им возможность наступать хотя бы в горной Латакии. Да, террористы еще способны контратаковать, в провинции Хомс им даже удалось вернуть под свой контроль города Махин и Хаварин. Но это уже инерция военных успехов радикалов. Она скоро выдохнется.
А что касается инициативы Эр-Рияда, то эта коалиция не мусульманская, а суннитская, что в корне меняет суть дела. И здесь встает вопрос - кого суннитский альянс будет считать террористами. Для большинства его членов режим Башара Асада - террористический и свержение сирийского президента, а не борьба с "ИГ", представляется им основной целью всей сирийской кампании.
На днях по приглашению короля Салмана в Эр-Рияде собрались более сотни сирийских военных и политических лидеров с целью создания "политического блока", который должен сыграть ведущую роль на этапе т.н. "переходного периода" в Сирии.
Однако курды, которых вместе с остатками Сирийской свободной армии американцы объединяют в коалицию "Вулкан Евфрата", не были приглашены в Саудовскую Аравию. А ведь курды - единственные, кроме армии Асада, кто успешно противостоит "ИГ" в Сирии. Поэтому им пришлось устраивать свою альтернативную встречу в провинции Эль-Хасака, на которой они определили свой курс координации боевых действий с четко сформулированной целью - добиться для себя широкой автономии, независимо от результатов переходного периода.
Эта позиция полностью отвечает интересам США и России, выступающим за сохранения территориальной целостности Сирии. Но сейчас мы не можем сказать, насколько она соответствует истинным целям лидеров "суннитской коалиции".
А посмотрите, кто стоит в центре "политического блока", границы которого очерчены на саммите в Эр-Рияде. Это - салафитская группировка "Ахрар аш-Шам", которая является абсолютно неприемлемой для Москвы и Дамаска в качестве "умеренной оппозиции". Но ведь дело еще и в том, что США все более открыто дистанцируются от "Ахрар аш-Шам", имеющей совсем недавнее "аль-каидовское" прошлое. Однако Саудовская Аравия, Катар и Турция не собираются отказываться от поддержки этой и подобной ей группировок.
Такая позиция суннитских государств только путает карты России и США в сирийском покере, вызывая у Москвы категорическое неприятие позиции суннитских монархий, а у Вашингтона - глухое раздражение. И то, что Барак Обама вновь жестко поставил военно-политической целью США окончательное закрытие сирийско-турецкой границы - лучшее тому подтверждение.
- То есть вы считаете, что Саудовская Аравия просто хочет перехватить инициативу у Запада в решении всех ближневосточных проблем?
- Не сомневаюсь в этом. Суннитские монархии считают, что пришло их время, но они явно переоценивают свои возможности. У этой просаудовской коалиции, на мой взгляд, нет не только будущего, но и настоящего. У игроков, которых она собирает под свои знамена, слишком разные интересы. Саудовская Аравия буквально нашпигована самым современным западным оружием, но не может справиться с шиитскими повстанцами-хуситами в Йемене. Только за последние 3 месяца саудиды потеряли 8 современных боевых кораблей от береговых (!) атак хуситов. Это, вообще-то, очень унизительное поражение.
Действительно боеспособными игроками суннитского альянса являются только Египет и Турция. Но между ними идет жесточайшая конкуренция за лидерство на Ближнем Востоке. Конечно, саудиды финансировали военный переворот маршала Сиси в Египте. Но затащить Каир в йеменскую кампанию им так и не удалось.
Или другой пример. Отношение к Асаду и ВКС России в Сирии со стороны суннитских монархий и Турции - хорошо известно. Но президент Египта приветствовал российскую воздушную операцию над сирийской территорией. Более того, еще до появления в этой стране российских ВКС проскакивала информация о том, что египетская боевая авиация наносит удары по террористам в Сирии. Конечно, официально она никем не подтверждена, но, как говорится, по "разведпризнакам" - внезапным изменениям оперативной обстановки под Дамаском в пользу Асада - она выглядит весьма убедительно. А чьи неопознанные самолеты в этом году бомбили прокатарские группировки в Ливии? Догадайтесь с трех раз.
В конце концов, существуют острые противоречия между Саудовской Аравией и Катаром. Это об этом карликовом, но крайне амбициозном эмирате однажды зло отозвался принц Бандар, бывший глава саудовской разведки: "Это не государство. 400 человек и одна телекомпания (принц имел в виду аль-Джазиру)". Умный и дальновидный Бандар сейчас ушел в тень, но отношение к Катару не изменилось.
Поэтому я не верю в новый альянс столь "заклятых друзей". А появление солдат просаудовской коалиции в Сирии или Ираке считаю столь же невероятным, как и высадку эстонского десанта где-нибудь под Алеппо.
- Отсутствие в мусульманском альянсе Ирана, конечно же, объясняется противостоянием шиитов и суннитов?
- Конечно. Шиитская Хизбалла в Сирии сражается против суннитской "Джабхат ан-Нусра" на юге Сирии, а в Копенгагене в это время под эгидой саудовских спецслужб свою конференцию проводят террористические группировки, действующие против Тегерана иранской провинции Хузистан.
И это лишь один из не самых значительных примеров "конфликта интересов" суннитов и шиитов. В их конфессиональном противостоянии историческая чаша весов в результате событий арабской весны стала склоняться в сторону т.н. "политического ислама", под которым в широком смысле понимают суннитские монархии Залива.
Поэтому для Запада вновь стала актуальной хорошо известная политика "checks and balances", которая в русском переводе звучит как политика "сдержек и противовесов". Именно ею объясняется известное заключение Венских соглашений с Ираном, а не страхом перед его ядерной программой. Тегеран был очень далек до создания оружия массового поражения, а иранские муллы никогда не были настолько неадекватными, чтобы пойти на ядерную бомбардировку Израиля. Ортодоксы далеко не всегда потенциальные самоубийцы.
Именно потому, что коалиция, провозглашенная в Эр-Рияде, чисто суннитская, да еще и с неясными целями, она не будет поддержана ни Западом, ни, тем более, Россией. Хотя внешне Госдеп может отнестись к ней вполне благосклонно. Однако в американском политическом истеблишменте многие, прежде всего госсекретарь Джон Керри и глава Пентагона Эштон Картер, прекрасно понимают, что, несмотря на все замечательные теории "управляемого хаоса" от Стивена Манна, управлять стихийными политическими процессами невозможно.
Новая "суннитская коалиция" только усилит состояние ближневосточного хаоса и поставит под большой знак вопроса сакральную для Вашингтона идею американского лидерства. А Москва вообще будет воспринимать суннитский альянс как угрозу своим национальным интересам в контексте его самого многообразного влияния на сопредельные страны и, главное, союзников по ОДКБ.
- Азербайджан пока не присоединяется к тем или иным коалициям. Может ли он в дальнейшем подключиться к коалиции, созданной СА? Какова может быть роль Азербайджана в борьбе с терроризмом?
- Азербайджан всегда отличался своей очень взвешенной политикой и никогда не был замечен в принятии поспешных, во многом эмоциональных решений. Надо всегда помнить о непростом геополитическом положении Азербайджана. Светское государство, но преимущественно с шиитским населением, оно оказалось зажатым между шиитским Ираном и Россией, которая в ближневосточной игре азартно делает все ставки ва-банк. К тому же у Баку есть свой нерешенный карабахский конфликт, в зоне которого обстановка все время обостряется.
Я думаю, что вклад Азербайджана в борьбу с международным терроризмом вполне укладывается в рамки жесткого противодействия любому проявлению религиозного экстремизма в пределах собственной территории, независимо от того, суннитский он или шиитский.
Кроме того, политическая поддержка мирового сообщества в борьбе с терроризмом тоже очень важна. Кстати, она может быть реализована в достаточно широком формате. Я имею в виду обмен конфиденциальной информацией с ведущими политическими игроками, борьбу со скрытым финансированием терроризма и пр. и пр.
Но главное - это то, что "мусульманская коалиция" пока только продекларирована. Нет заявлений о ее стратегии и тактике, непонятен территориальный аспект ее действий. Поэтому лучше всего набраться терпения и понаблюдать за развитием нового военно-политического альянса, который пока существует в каком-то виртуальном, а не в реальном пространстве.
Беседовала Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре