История одной любви - Лютфи Заде и Фаня Занд - ФОТО
В честь 100-летнего юбилея всемирно известного ученого, основателя теории нечётких множеств, почетного члена Национальной академии наук Азербайджана, профессора Лютфи Заде (Лютфали Рагим оглу Алескерзаде) Day.Az со ссылкой на Trend представляет читателям историю любви великого ученого и его спутницы жизни Фэй Заде.
Ведь не зря говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит умная женщина. Та, которая поддерживает и верит в своего мужчину, вдохновляет и воодушевляет, способствует его профессиональному росту и развитию. За каждым успешным мужчиной стоит любящая женщина. Успешный муж - это заслуга жены. А если ещё она благодарит его за сделанное им хорошее, муж будет стремиться сделать ещё больше для семьи и для неё. Его потенциал возрастает в несколько раз.
Лютфи Заде родился 4 февраля 1921 года в пригороде Баку, поселке Новханы. Отец Рагим Алескерзаде (1894-1980) был журналистом, азербайджанцем, иранским подданным родом из Ардебиля. Мать Фейга (Фаня) Коренман (1897-1974) - врач-педиатр, окончила медицинский факультет Азербайджанского государственного университета . Рагим Алескерзаде был направлен в Баку в годы Первой мировой войны в качестве иностранного корреспондента еженедельника "Иран". Здесь он женился на студентке медицинского института Фейге Коренман, чья семья покинула Одессу во время еврейских погромов. Семья жила в Баку на пересечении улиц Азиатской (ныне Алиовсата Гулиева) и Максима Горького (ныне Мирзы Ибрагимова), в доме №79, квартире №3. Лютфи учился в бакинской русской школе № 16, пока в 1931 году семья не переехала в Иран. Здесь он продолжил обучение в Американском колледже Тегерана (впоследствии Alborz), затем на электротехническом факультете в Тегеранском университете (окончил в 1942 году). В 1944 году вместе с родителями переехал в США, окончил магистратуру Массачусетского технологического института и аспирантуру Колумбийского университета в Нью-Йорке, где затем работал преподавателем. В 26 лет уже был профессором. С 1959 года работал в Калифорнийском университете (Беркли). Отмечен множеством международных медалей, государственным орденом Азербайджана "Дружба". В 1965 и 2008 годах побывал в Баку. Скончался учёный 6 сентября 2017 года в США. По завещанию похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
Со своей будущей женой Фэй (урождённая Фаня Занд, 1920-2017) познакомился ещё в Тегеране. Мама Лютфи записала его в школу танцев, куда также привела свою дочь Фэй ее приятельница Рая. И хотя семьи жили по соседству, это была первая встреча детей.
Фэй вспоминала: "Я впервые увидела своего будущего мужа, когда мне было 12 лет. Он прекрасно владел русским языком. Его библиотека насчитывала боле 2000 книг. И все они были на русском языке. Когда семья в 1931 году переехала в Иран, он не забыл о своих книгах, и эта обширная библиотека была перевезена в Иран".
Занятия танцами продолжались, пока они были несовершеннолетними детьми. Каждый из них пошел своей дорогой, чтобы встретиться еще раз и уже не расставаться всю оставшуюся жизнь. Лютфи поступил в Тегеранский университет, а Фэй отправилась учиться в Германию. Но когда к власти пришли нацисты, она уехала в Нью-Йорк.
Шел 1946 год. Мать Фэй узнала, что Лютфи переехал в США и попросила его навестить ее дочь, чтобы поддержать в случае необходимости. Лютфи засомневался, ведь не виделись столько лет. И тогда мать Фани предложила: "Ты возьмешь с собой пластинку, под музыку которой вы танцевали с ней в детстве, позвонишь в дверь, а потом просто покажешь пластинку и назовешь свое имя! Она сразу тебя вспомнит. Кто, кроме тебя, может прийти с такой пластинкой?".
Так все и случилось. Лютфи разыскал квартиру, где жила Фэй, позвонил в дверь, поздоровался и просто протянул пластинку. Девушка взглянула, вспомнила, сообразила, что это мальчик из ее детства, и предложила войти. Это была любовь с первого взгляда...
Рассказывает двоюродная сестра ученого, народная артистка Азербайджана, режиссер Джаннет Селимова: "А дальше все произошло, как в фильме. Лютик (ред. так она называла Лютфи) вошел, снял верхнюю одежду, затем снял шляпу. Потом она описала эту встречу в своей книге "Моя жизнь и путешествия с отцом нечеткой логики" (ред. выпущена в 1998 году). Книга написана талантливо, хорошим литературным языком. В ней много любопытных и забавных историй, связанных с личностью и характером Лютика. Вот, к примеру, ситуация, в которой мой брат сделал ей предложение руки и сердца. Ситуация, достойная пера драматурга! Представьте себе: двое - Он и Она - стоят на остановке в ожидании автобуса. И вдруг Он делает ей предложение! Не так, как обычно мечтают об этом все девушки. А совсем просто: "Выходи за меня". И ни кольца, ни цветов, ни рыцарских опусканий на одно колено. Тогда Она, естественно, интересуется: где же традиционное кольцо? Он искренно удивляется: а это и правда обязательно? Она, вполне логично, обосновывает: если другие юноши будут видеть на ее пальце обручальное кольцо, то будут понимать, что ухаживания за ней просто неуместны. Он признал, что в этом есть логика, и тут же, подойдя к киоску на остановке, купил ей оловянное детское колечко за семь долларов и надел на ее палец. Фэй, вспоминая это, написала, что это самый дорогой из многочисленных подарков мужа".
После рождения детей семья перебралась из Нью-Йорка в Сан-Франциско, где их дом располагался почти на берегу залива. Фэй - по специальности журналист, прекрасно владела немецким, японским, русским, французским и английским языками. Она всегда и во всем умела остаться надежной моральной поддержкой для своего супруга, все эти годы окружала его своей любовью и теплотой, старалась максимально оградить мужа от повседневных забот и создавала все условия, чтобы он мог спокойно заниматься наукой. Более того, активно поддерживала его страстные увлечения игрой в теннис и фотографированием. Кстати, на отснятых им фотопортретах такие личности, как американские президенты Рузвельт и Никсон, шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, выдающийся виолончелист Мстислав Ростропович и ряд известных ученых. Лютфи Заде также обладал талантом художника - нарисовал портреты таких видных личностей, как Рональд Рейган и Джордж Буш.
"Моей первой любовью на протяжении всей жизни всегда были наука и техника. И в этой любви меня всегда поддерживала и с терпением относилась к этому моя супруга, в чем и заключается главный секрет долголетия и счастья наших отношений - терпение! Фэй была ангелом. Это была уверенная в себе женщина, которая знала: несмотря на то, что по жизни я встречался со многими женщинами, моя любовь к ней бессмертна, это доминанта", - говорил Лютфи Заде.
Более того, Фэй прекрасно готовила азербайджанский плов и себзи-говурма, которые очень любил её супруг. Они вместе любили ходить в ресторан "Алборз", где традиционно заказывали долму из баклажан (бадымджан долмасы).
"Азербайджанская кровь дала мне упорство и стойкость. Не бояться никаких запутанностей и противоречий в споре, и вообще не бояться спора. Это очень много значит в тюркских традициях. Это также часть моего характера: я могу быть очень упрямым и неподатливым. И это, возможно, также повлияло на развитие теории нечетких множеств", - сказал ученый.
В то же время Фэй занималась воспитанием детей. Сын Норман Заде стал специалистом в области теоретической информатики, профессиональным игроком в покер. Он автор пособия по игре в покер, основатель и редактор журнала "Perfect 10". 71-летний Норман Заде живет в США. Дочь Стелла Заде (27 июля 1947, Нью-Йорк) продолжила дело дедушки и стала журналисткой. Её мужем был адвокат и известный писатель Дэвид Л. Герш. К сожалению, она скончалась 7 июня 2006 года в Санта-Барбаре (Калифорния).
Более 70 лет Лютфи и Фэй прожили в счастливом браке. Но 17 января 2017 года ученого ждал очень сильный удар - скончалась любимая Фэй, которая была его настоящей половинкой, наполняла его жизнь гармонией и душевным комфортом. И тогда стало ясно, что и Лютфи не задержится в этом мире надолго. Через восемь месяцев и его не стало...
"Он говорил, что больше трех дней без Фэй жить не может, всегда беспокоился, что с ней может что-то случиться. Он сильно любил ее. В некрологе в связи с ее смертью он писал, что в мире много талантливых людей, но Фаня была талантлива в своей женственности. Она оставалась настоящей дамой в любой ситуации, и в то же время большим ребенком - настолько она была открытым, простым и светлым человеком. И когда он уезжал куда-то даже на два-три дня, он очень скучал без нее", - вспоминает Джаннет Селимова.
Сейчас их души на небесах, в вечном мире, где возможно не действует теория нечётких множеств, но есть самое главное - любовь...
При подготовке статьи использованы материалы из открытых источников в интернете.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре