Азербайджан поможет Европе выбраться из газового капкана

Газотранспортные проекты с участием Азербайджана продолжают, в хорошем смысле этого слова, содрогать газовый рынок Евразии. Именно реализация ряда инфраструктурных проектов в рамках создания Южного газового коридора позволяет Европейскому Союзу на данном этапе говорить о реальных возможностях диверсификации как источников, так и маршрутов поставок газа на собственный рынок. После вступления всех составных звеньев ЮГК в активную фазу все заговорили о возможностях подключения к коридору Туркменистана, а теперь Ирана и Ирака.

Даже несмотря на кризисную экономическую ситуацию в мире и низкие цены на нефть работы по формированию Южного газового коридора, который призван открыть азербайджанский газ с морского месторождения "Шах Дениз", идут активными темпами.


В частности, в рамках второй фазы разработки "Шах Дениз" ведутся бурение скважин, работы в рамках создания платформ и необходимой подводной инфраструктуры. Параллельно ведется расширение Южнокавказского газопровода, который соединяет Азербайджан и Турцию через территорию Грузии.
 

Кроме того, уже начаты работы по строительству Трансанатолийского газопровода (TANAP). Этот газопровод пройдет через всю территорию Турции от востока до запада и позволит обеспечивать транспортировку газа до границы с Европой. В Турцию азербайджанский газ попадет уже в 2018 году, а в Европу - в начале 2020 года.
 

Дальше газ пойдет по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее - в Западную Европу. Проект еще не вступил в фазу активного строительства, но согласно планам строительство планируется начать уже в 2016 году. Итальянское правительство, несмотря на обеспокоенность общин в некоторых регионах страны, уже одобрило проект строительства ТАР, который является заключительным звеном ЮГК и должен обеспечить поставку газа в Европу с турецко-греческой границы. Также, Греция, Италия и Албания совместным заявлением продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил Третьего энергетического пакета ЕС (который, в частности, предполагает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа), включая освобождение от доступа третьих лиц.
 

"У нас в Азербайджане дела идут быстрыми темпами, мы опережаем все графики и программы - как по "Шах Дениз" - бурение скважин, строительство платформ, поставка труб и т.д., так и по проекту расширения Южнокавказского газопровода", - отметил министр энергетики Азербайджана Натик Алиев.
 

Несмотря на то, что азербайджанский газ поступит в Европу через пять лет, в настоящее время Европейский Союз активно прорабатывает возможности подключения к ЮГК и других источников, в том числе и Туркменистана, с возможностью строительства Транскаспийского газопровода. Переговоры по этому вопросу ведутся в четырехстороннем формате с участием ЕС, Азербайджана, Туркменистана и Турции, через территорию которой проходит центральный элемент ЮГК.
 

Мощности газопровода TANAP позволяют говорить о том, что при достижении договоренности с Туркменистаном, эта страна может поставлять свой газ по трубопроводу.

"Не исключено, что по TANAP будет поставляться газ из Северного Ирака и других источников. Одним словом, этот проект сохранит свою значимость и в последующие годы", - считает вице-премьер Турции Али Бабаджан.
 

TANAP является одним из самых приоритетных проектов в обеспечении энергетической безопасности Европы. По словам Бабаджана, ряд европейских стран заинтересован в получении газа, который будет доставляться по этому трубопроводу, и с ними будут проведены переговоры.
 

Развитие ЮГК и всех его составных элементов очень необходимо для Европейского Союза, который сейчас пытается отгородить себя от чрезмерного газового влияния России. После провала "Южного потока" Россия вовсю пытается продвинуть свой новый проект "Турецкий поток", чтобы обеспечить себе выход в Европу через территорию Турции. Интересно и то, что российская сторона пытается реализовать проект без согласования с европейскими партнерами, что еще раз доказывает односторонность ее позиции в газовых вопросах.
 

По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, если ЕС будет ответственно оценивать ситуацию в сфере энергетической безопасности, то должен поддержать переговоры по "Турецкому потоку".
 

"Я думаю, что если Европейский союз будет основывать свои подходы на ответственных оценках ситуации, на своей заинтересованности в обеспечении европейской энергетической безопасности, то в Брюсселе должны поддержать эти переговоры и внести свой вклад в реализацию этих идей", - подчеркнул Лавров.
 

Однако, думается, что явное рвение России навязать Европе новый газовый проект и диктовать при этом свои условия, наоборот, является показателем шаткости российских позиций. Сейчас Европа, как никогда, имеет реальную возможность в значительной степени отвязаться от назойливой газовой "дружбы" с Россией. Уверенность ЕС придают огромные возможности, которые может предоставить Южный газовый коридор, при его дальнейшем развитии и расширении охвата стран-поставщиков газа.
 

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь