Они подняли руку на Азербайджан: кто и зачем нагнетает ситуацию в Гяндже?
Есть простые, вместе с тем непреложные истины, событиями последних дней возведенные в ранг чуть ли непреложных истин. Главная среди них то, что глава Исполнительной власти Гянджи Эльмар Велиев стал жертвой не банальной мести или террористических устремлений Юниса Сафарова. Нет, нападение на Велиева, расстрел главы и его охранника - всего лишь часть изощренного, обширного плана с многими составными частями и, увы, запасными вариантами.
Но сперва вспомним хронологию случившихся событий.
На прошлой неделе началась активная кампания злословия и пропаганды в соседях с требованием "выдворения семьи Эльмара Велиева", где лейтмотивом проходил призыв к митингу в центре города, на площади перед зданием Исполнительной власти.
Известные гянджинцы, ученые, общественные деятели, политики, депутаты и духовные лица, имеющие немалый авторитет среди горожан, тут же выступили против такой явной, примитивной провокации, призвав жителей Гянджи не идти на поводу наущений и лжи.
Организаторы шествия или митинга - они сами не знали, как назвать запланированный ими на 10 июля "поход против власти" - удосужились в своих воззваниях свести воедино самые антагонистичные требования - как-то "Долой исполнительную власть!" и "Даешь власть!", "Мы не радикальные исламисты" и "Да здравствует истинный Ислам!"
Во вторник приблизительно в восемь часов вечера группа из 150-200 лиц радикальной религиозной направленности попыталась нарушить порядок, собравшись на площади перед зданием Исполнительной власти города Гянджа. Об этом говорится в совместном сообщении Генеральной прокуратуры Азербайджана, Министерства внутренних дел, а также Службы государственной безопасности
В сообщении отмечается, что нарушители порядка, игнорируя предупреждения сотрудников полиции, оказали сопротивление стражам порядка с применением тупых и колюще-режущих предметов.
В результате мер, предпринятых органами полиции, были предотвращены противозаконные действия, задержаны 40 человек, которые были доставлены в Главное управление полиции города Гянджа, остальные скрылись.
В результате оперативных мер соответствующих структур в центре города примерно в течение 30 минут был восстановлен порядок.
При исполнении обязанностей в результате нанесенных участниками радикальной акции острыми предметами ударов скончались двое офицеров полиции - заместитель начальника Главного управления полиции Гянджи, полковник Ильгар Балакишиев, а также заместитель начальника Управления полиции Низаминского района, полковник-лейтенант Самед Аббасов.
Как видим, нападение на Эльмара Велиева было первой частью плана по дестабилизации ситуации в Гяндже. Управляемая извне группа инициировала нападение на главу города, чтобы потом спровоцировать восстание якобы в знак поддержки задержанного Юниса Сафарова.
Почему Гянджа? Очень просто. После Нардарана Гянджа - единственное место, где сильно влияние радикальных элементов, маскирующих, точнее, мимикрирующих под "истинных мусульман, продолжателей заветов святых".
Напомним, что во время нардаранских событий в Гяндже было задержано несколько десятков лиц, имеющих отношение к попытке переворота.
И именно в этом городе действовала ячейка радикальных политизированных "истинных мусульман", управляемых извне.
Авария на Мингячевирской ТЭС тоже не случайность и жара здесь не причем.
В этой связи уже совершенно неслучайным кажется собачий лай армянского выкормыша, перебивающегося между Ереваном и Ханкенди Забила Магеррамова (основателя и руководителя "Талышыстан ТВ", канала на YouTube, где согласно указаниям спецслужб Армении З. Магеррамов, он же "Забил Мадож", чуть ли не ежедневно пропагандирует ценности армянской жизни и призывает талышей Азербайджана к "восстанию"), а также давнего лакея армян и старого сепаратиста Аликрама Гумматова, ныне в статусе политбеженца в Нидерландах скулящего о "правах человека" в нашей стране и перманентно обвиняющего нас во всех смертных грехах.
Они, ничуть не скрывая свое расположение к идеологеме радикального шиизма, выступают в унисон с теми, кто сразу после покушения на главу Исполнительной власти Гянджи начали "героизацию" экстремиста Юниса Сафарова, а ныне пытаются обелить убийц офицеров полиции, выдавая их за "шехидов" и защитников прав угнетенных.
Все следы ведут в Иран?
Налицо коварная, отлично сработанная, но примитивная схема, посредственная копия исламской революции в Иране.
Нас усиленно склоняют к тому, что все следы ведут в Иран и именно эта, а не какая-либо другая страна повинна в гянджинских событиях.
Так ли это?
Да, Юнис Сафаров побывал в Куме, в неопалимой купине радикального шиизма, где сонма подготовительных курсов, лагерей и школ "борцов за идеалы шиизма"; где сотни опытных и умелых инструкторов обучают молодую поросль борьбе со всемирным злом, проявляющих себя всюду и в разных видах, ипостасях, режимах, моделях и т.д.
Юнис Сафаров был и в Сирии - его фотографии свидетельствуют об этом. На одной из этих фото, снятом на кладбище "Хезболлах" рядом с мечетью "Зейнабиййун" в Дамаске, Ю.Сафаров стоит рядом с могилой одного из офицеров "Хезболлах", погибшего в Сирии.
Как известно, проиранский, поддерживаемый и руководимый Тегераном "Хезболлах" в Сирии всецело поддерживает президента Башара Асада, воюя со всеми, кто против нынешнего правящего режима в Дамаске.
Сразу после покушения на Э.Велиева в социальных сетях "случайно", но организованно и массово началось как распространение фотографий Юнуса Сафарова на фоне флагов "Хезболлах", мечетей, мечей, "всадников веры", так и восхваления в адрес "героя", где дифирамбы менялись местами с обвинениями властей Азербайджана в "притеснении верующих в Гяндже", призывами "разобраться" со всеми "чиновниками-безбожниками, слугами Сатаны".
Далее в ход пошли призывы к убийству полицейских, к бунту, к всеобщему неповиновению.
Все это сопровождалось цитатами из хадисов, высказываниями иранских аятолл.
То есть, шла усиленная, умелая кампания на оболванивание обывателей, когда смена понятий и игра слов служила одной цели - во что бы ни стало уверить того самого среднего гянджинца, вместе с тем и всех граждан Азербайджана в том, что за всеми происходящими событиями стоит Иран.
Пропагандистская кампания в социальных сетях была направлена на придание Юнусу Сафарову образа "мученика", привнесшего себя в жертву во имя прав, чести и достоинства угнетаемых гянджинцев.
Якобы вот он, герой, которые не вынес оскорблений в адрес горожан, приехал из Москвы и отомстил за всех, слабых и беспомощных.
Это было первой и главной ошибкой авторов сценария хаоса в Гяндже, ибо гянджинцы импульсивны и они, не ожидая кого-либо со стороны, всегда давали очень жесткий ответ обидчику.
Потому и примитивная, уж простите, тупая пропагандистская схема о герое и защитнике, приехавшего защищать достоинство и честь гянджинцев из Москвы (естественно, после получения приказа из Ирана), превратилась в полное фиаско режиссеров "дня Х". Они попросту не знали местные реалии и мотивы поведения гянджинцев.
Меня не покидает ощущение, что нам хотят показать, что якобы Иран намерен дестабилизировать ситуацию в Азербайджане.
Так вот, анализируя хронику последних недель и предшествовавшие гянджинским событиям процессы, уже можем с уверенностью сказать: официальный Тегеран не предпринимал приписываемые ему действия и не намерен раскачивать лодку в Азербайджане.
Исполнители гянджинских атак известны. Теперь дело за малым - остается выявить их заказчиков.
Среди них нет Ирана, ибо между Тегераном и Баку давно действует четко выраженный кодекс взаимных отношений и поведения, который кратко, тезисно можно выразить так: "Азербайджан не вмешивается во внутренние дела Ирана, не поддерживает эмбарго и санкции против южного соседа, а Иран не экспортирует идеи "исламской революции" на территорию Азербайджана".
Да, верно и то, что политический истеблишмент Ирана неоднороден, среди разномастных иранских политиков есть не только настроенные, мягко говоря, не очень дружелюбные в отношении Азербайджана лица - есть также откровенно враждебно настроенные против нашей страны люди, с маниакальным упорством именующие Азербайджан "Муганом" и призывающие к усилению отношений со страной-оккупантом Арменией, в пику Баку.
Но конфронтационные настроения и враждебность этой группы иранских политиков, откровенно поддерживающих радикальных элементов в Азербайджане, многие из которых ныне арестованы и находятся в местах лишения свободы, не могли и не смогут занимать доминирующие позиции, определить генеральную линию политики Ирана в отношении Азербайджана.
Ныне же, когда санкции Запада против Ирана еще более ужесточились и США открыто призывают всех своих союзников к конфронтации с Тегераном, когда даже давнишний союзник персов Россия не устояла перед жесточайшим прессингом Вашингтона и готовится "сдать" Тегеран - Иран вряд ли спободится на реализацию сценария гражданского противостояния в Иране.
Потому и Иран не заинтересован в обострении отношений с Азербайджаном, ибо прекрасно знает, что в случае форс-мажора Баку получит незамедлительную, всеобъемлющую поддержку и помощь не только США, Европы и Турции, но и России.
Так как Россия не намерена уступать кому-либо и отдавать свое влияние третьей стороне, тем паче, Ирану.
Поэтому думаем, что правящие круги Тегерана должны выступить с заявлением, где они недвусмысленно и открыто осуждая все (!) попытки привязки действий радикальных элементов к Ирану, высказали бы поддержку официальному Баку.
О чем трещат клоуны?
После трагедии в Гяндже, когда двое преступников - хотя нет, был откровенный террор и потому они, убийцы, террористы и есть - убили двух офицеров полиции, местное оппозиционное болото всколыхнулось.
Сперва - и как всегда - голос подала Севиндж Османгызы, давно обосновавшаяся в Вашингтоне и в последние месяцы ставшая верной "расулкулиевкой": она спешно, в авральном порядке начала шоу на Фейсбуке: порядком надоевшие говорящие головы, принадлежащие телам "лидерам оппозиции", посредством Skype отвечали на заковыристые, якобы злободневные вопросы ведущей шоу имени себя.
Кто-то проблеял про "народный гнев", кто-то промямлил про "вышедшую из-под контроля ситуацию", кто-то, придав обвисшими мышцам лица динамичный вид, играл своей монобровью и, подмигивая левым глазом, говорил, мол "я же предупреждал, ага, власть сама себя дурит".
Стремный сеанс стрима Османгызы продолжил свет рудиментарной оппозиции, главный пикейный жилет и истовый блогер всея местного сегмента Фэйсбука Али Керимли. Потом было мельтешение многих лиц, предложений и фраз.
Отличилась, как всегда, Хадиджа Исмаилова, удосужившись обвинить власть в том, что-де офицеров полиции убили свои - дабы узаконить, видите ли, репрессии против невинных овечек, то есть тех, кто, вооружившись ножами, кинжалами, арматурами и даже мечом, вышел на площадь в Гяндже и напал на полицейских.
А некто Махир Байалиев, в стремлении прошакалить всех "критиков режима", впал в экстаз и призвал убивать всех полицейских.
Сразу же после произошедшего события радикально-религиозные страницы и сайты, СМИ, связанные с сепаратистами, обвиненными в измене Родины, поспешили объявить Юниса Сафарова "героем", "мстителем из Гянджабасара". И в этот раз им на помощь пришла оппозиция ширпотреба, находящаяся в Европе, в том числе посредством руководимых ими интернет-каналов такие антинациональные элементы как Лейла Юнусова. Окружение Исмаила Шабанова, завоевавшего себе имя "талышского сепаратиста" в России, Аликрама Гумматова, проживающего под этим же статусом в Нидерландах, создали комитет защиты преступника и обратились к официальным лицам иностранного государства.
Таким образом, мы столкнулись лицом к лицу с синхронизированным фактом идеологической провокации со стороны сепаратистов, радикальных религиозных экстремистов, а также работающей только за деньги и бытовой комфорт "оппозиции ширпотреба", направленным против азербайджанской государственности.
Лидеры оппозиционных партий же нынче твердят, что систематическая маргинализация светской оппозиции освободила пространство для всех радикалов. И якобы светские, демократические, мирные оппозиционны группы и организации полностью лишены условий нормальной деятельности. Потому и граждане, по горло сытые несправедливостью и нищетой, готовы приветствовать любую силу, которая демонстрирует действия. Даже радикалов, прикрывающихся религией.
Это, простите, даже не бред сивой кобылы, а шизоидальный бурлеск затуманенного сознания.
Господа ущербные, власть Азербайджана ну никак не могла придать событиям в Гяндже (после нападения на главу Исполнительной власти города) религиозный контекст, дабы, согласно вашему нестройному хору, скрыть реальную мотивацию социального протеста, так как такой сценарий означал бы одно: популяризацию религиозных экстремистов как защитников бедных и угнетенных.
Не власть виновата в том, что гражданская оппозиция находится в полнейшей стагнации, нет. Виноваты вы сами.
Вы довели свои партии, группы, НПО, общества и др. до столь плачевного, бедственного состояния, когда несмотря на многонедельные рекламы в социальных сетях, на совместные митинги Партии Народного Фронта, "Нацсовета" и "Мусават" собирается в разы меньше людей, чем на концерт какого-либо низкопробного "звездуна" отечественной эстрады.
Вы и никто другой повинны в полной дискредитации идей либерализма, демократии, консерватизма и других "измов", так как неоднократно предавали не только суть идеи, саму идею, своих сторонников, но и всех тех, кто по простоте душевной как-то поверил вашей болтовне.
И да, вы, хоть и отчаянно утверждаете обратное, но бесповоротно проиграли властям: ведь власть, в отличии от вас, не жонглирует словами, не прячется за громкими фразами, а занята реальной деятельностью, когда слова не расходятся с делами.
Опознание - сила
Молодежь Азербайджана как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма и политического двурушничества негодяев, прикрывающихся религиозными призывами и цитатами из Корана.
С экстремистской деятельностью этих людей необходимо бороться. Для этого необходимо изучать сущность и формы этого явления. Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом.
Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.
В последнее десятилетие понятие "религиозный экстремизм" употребляется все шире, и под ним понимается антигуманная деятельность, исходящая от такой религии, которая пропагандирует насилие. Однако этот термин концептуально противоречив: религия, сама по себе, как социокультурное явление, по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия, а некое экстремистское течение и религией называться не может. Данный вид экстремизма активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии - в нашем случае, Ислама и в настоящее время идет особенно активное использование исламской риторики, - отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным.
В Азербайджане же наши извечные враги пытаются культивировать особый тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию с властями, сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении (агрессия, деструктивный характер целей и деятельности).
Агонизирующая, псевдолиберальная политическая оппозиция Азербайджана, давно и упорно топящая саму себя, надеется на экспансию религиозной системы, хотя и на словах яростно обличает таковую, выступает против малейшей радикализации политического ландшафта страны.
Хотя именно с помощью политических горлопанов вроде Али Керимли, Арифа Гаджилы и Джамиля Гасанли была сформирована модель поведения разношерстных индивидов, относящих себя к "политическому Исламу" местного разлива.
Именно стараниями неадекватной и амбивалентной оппозиции им, уверовавшим в собственную значимость отщепенцев от религии, ныне свойственно ложное сознание политической деятельности, когда гиперболизация религиозной идее, придание свойств целой части социального явления, нигилизм и фанатизм выдаются за патриотизм, истинное гражданское начало, борьбу за права человека и светлое будущее.
Радикальная оппозиция Азербайджана, в том числе и авторы сценариев событий надеются на помощь заграницы. Оно и понятно, ведь на поддержку народа они рассчитывать с подобными идеями никак не могут. Ведь многие из граждан нашей страны не забыли смуту начала 90-х годов прошлого века и роль деятелей, некоторые из которых ныне на словах всячески открещиваются от гянджинских событий, призывают граждан не поддаваться провокациям, на деле же притаившись, ждут удобного случая для того, чтобы вылезти из нор, выскочить и урвать кусок побольше.
Видимо, им просто тяжело признать, что их время ушло безвозвратно. А потому они имитируют бурную деятельность "на экспорт", попутно то скрытно, то открыто поддерживая преступников, экстремистов и маргиналов, что только еще больше отдаляет их от хоть какой-то заметной поддержки общества.
Такова их участь - несчастных, озлобленных и преданных хозяевам рабов собственных наваждений.
Эльчин Алыоглу,
заместитель главного редактора Milli.Az
специально для Day.Az
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре