В Армении утвердили самый безнадежный проект госбюджета в своей истории
На днях правительство Армении утвердило проект государственного бюджета на следующий год.
Проект изобилует занятными моментами, которые просто бросаются в глаза. И не просто бросаются, а вопиют о том, что положение страны безнадежно, потому что все ее перспективы основаны на предположениях и связаны с независящими от Еревана обстоятельствами.
Накануне министр финансов Армении Вардан Арамян порадовал граждан страны, сообщив, что в будущем году их пенсии и зарплаты расти не будут. На эти цели в бюджете не предусмотрено никаких возможностей. То есть уже третий год подряд социальные расходы правительства остаются на одном уровне. При этом, жизнь стремительно дорожает и в результате средний класс медленно, но верно сползает в категорию малоимущих граждан. Социальные планы властей министр объяснил заботой о населении, заявив, что для повышения пенсий придется брать кредиты, "а это будет нечестно по отношению к населению".
В будущем году, согласно проекту, в Армении ожидают более чем четырехпроцентного экономического роста. Цифра, как всегда, взята с потолка и основана на тех самых предположениях и "авось". Экономический рост в 2018 году будет обусловлен как внешним ходом событий, в частности, ростом экономики России и мировых цен на медь, так и ростом внутреннего спроса, говорится в пояснительной записке проекта бюджета. То есть ожидания экономического роста в следующем году обусловлены тем, что медь подорожает, в результате чего возрастут поступления от экспорта металлической руды, возрастет российская экономика, что приведет к росту частных трансфертов из этой страны, и, кроме того, экономическому росту будет способствовать также внутреннее экономическое оживление, комментируют с долей иронии армянские СМИ.
Понятно, что при составлении госбюджетов в любой стране ориентируются на прогнозы по тем или иным показателям, но в большей степени исходят из реальных возможностей собственной экономики. Армении же, за неимением собственных экономических возможностей, остается лишь ждать у моря погоды. А это дело ненадежное. Ведь цены на медь могут подняться, а могут и упасть, экономическая ситуация в России может улучшиться, а может и ухудшиться, что скажется на трансфертах и общем уровне жизни граждан Армении, живущих за счет поступлений с севера.
Давайте посмотрит, как обстоят дела.
Как пишет infinica.ru, исследователи "РБК" прогнозируют менее интенсивные темпы роста цен на медь. По мнению аналитиков компании, тенденции к увеличению цены на металл более чем на 0,5% сейчас нет, и она вряд ли появится в конце 2017 года. Прогноз, ранее сформированный по состоянию на конец 2016 года, содержал в себе плановое повышение стоимости металла в районе 2-2,5%. Однако сейчас эксперты придерживаются мнения, что такого скачка на рынке не произойдет, по крайней мере, до окончания 2018 года. Максимальное повышение цен на медь в 2018 году ожидается в районе 1%.
"Сделает" ли этот один процент бюджет Армении?
То же можно сказать и о расчетах на улучшение ситуации в России. Мы от всей души желаем нашим российским друзьям снятия санкций и подъема экономики. Но ситуация, к сожалению, такова, что стоит ждать обратного. Европа все более ожесточается в вопросе санкций и стоит ждать их усиления, что обязательно скажется и на российской экономике, и на экономиках ее партнеров. Будет лишним говорить, что особенно пострадает Армения, экономика которой сращена с российской как сиамский близнец. Строить прогнозы будущего года на этом показателе - дело безнадежное, и стоило бы составителям армянского госбюджета быть поскромнее.
4,2% роста ВВП Армении не под силу. Да, берущий сегодня эту страну под свое крылышко Запад постарается залатать какие-то бреши. Вот, например, Британия собралась дарить Еревану ежегодно по 4 млн. фунтов стерлингов на "усовершенствование системы управления", подкинут что-нибудь и другие новые друзья Армении. Но все это капля в море в масштабах разрушенной армянской экономики.
По большому счету, ситуация в России, цены на медь и тому подобное - вопросы глобального характера, и понятно, что Армения тут бессильна. Но собирается ли что-то делать армянское правительство, чтобы смягчить удар, найти какие-то выходы для страны и помочь ей выжить в следующем году? По мнению армянских аналитиков, правительство не делает для этого ничего. Вместо этого, проявляет нездоровый оптимизм, рассчитывая на рост экспорта непонятно каким путем и всплеск трансфертов.
По мнению экономиста Месропа Аракеляна, в качестве жизни граждан от ожидаемого экономического роста изменений не будет, поскольку общество с каждым годом живет все хуже. "Главный показатель этого - миграция, а в настоящее время главный фактор миграции социальный. Если в 90-х была война, то сегодня люди просто не могут заработать на хлеб насущный. Лучше, чтобы экономический рост был довольно низким, но оказывал значительное влияние на благосостояние общества, чем обеспечивать подобный экономический рост всего за счет роста одной-двух отраслей, экономической деятельности одной-двух компаний", - цитирует Aysor.
В противовес оптимизму властей, в Армении во второй половине этого года фиксируется снижение темпов экономического роста практически по всем отраслям. В промышленности отмечен спад на 0,9%, в производстве электроэнергии - на 9,2%, товарообороте - на 2,2%, в сельском хозяйстве - на 9,4% и так далее. Небольшой рост экономики в первой половине года произошел за счет сферы услуг, но никак не промышленности или сельского хозяйства. Так же не при чем была внешняя торговля, особенно ее экспортная составляющая. Интерес к армянскому экспорту Армении не возрос, так как она, как и все годы своей независимости, ничего не может предложить зарубежным партнерам кроме фольги, меди и абрикосов.
Еще одной надеждой составителей бюджета является рост внутреннего спроса. Но как может расти спрос при отсутствии у населения возможностей его удовлетворить?
"Я - преподаватель ЕГУ, в настоящее время нам снизили зарплаты, потому что студентов нет. И теперь все, что ни скажет правительство, уже неважно. Я хочу, чтобы каждый конкретно зафиксировал соотношение своих доходов. Сейчас важен общий итог личных попыток или отчет правительства? Скажем, доходы некоторых олигархов, богачей, может быть, и возросли, но валовый доход, прежде всего определяется повышением экономического статуса граждан, а не увеличением богатства 4-5 олигархов", - заявила в беседе с Первым Информационным публицист и политолог Ануш Седракян.
По всей видимости, обещанный четырехпроцентный рост экономики прогнозируется правительством, подразумевая рост доходов тех самых олигархов, которые не зависят от цен на медь на мировом рынке и проблем России. Их дела всегда идут в гору, несмотря на международные котировки и санкционную политику Запада.
А большинству граждан страны остается следить за мировыми новостями и тупо надеяться на чудо.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре