Ильгар Сафат о фильме "Участок", увлечении рок-музыкой и премии "Оскар"
Интервью Trend Life с режиссером фильма "Участок", получившим престижные призы, номинировавшимся на "Оскара", и, что не менее важно, ставшим первым современным азербайджанским фильмом за последние, возможно, десятилетия, который активно выходит на экраны кинотеатров, Ильгаром Сафатом.
- Ваш фильм "Участок", выдвинутый от Азербайджана на премию "Оскар", будет показан в кинотеатре ParkCinema два дня кряду. Из всех снятых в Азербайджане за последнее время работ это первая картина, которая так активно демонстрируется в кинотеатрах, ведь это не первый ее показ. Таким образом, вы даете толчок для развития кинопроката...
- Да, и это очень важно для нас, но интервью я хотел бы начать с грустного эпизода. Мы потеряли Вагифа Ибрагимоглу - великого человека, выдающегося режиссера, одного из реформаторов и новаторов современного театра. Это был выдающийся человек и режиссер, значение и потеря которого будет еще не скоро нами до конца осознана. Так случилось, что показ фильма совпал с этим печальным днем...
- Съемки в вашем фильме были одной из редких ролей Вагифа Ибрагимоглу как киноактера. И, тем не менее, как мне кажется, в картине мы открыли его новые черты, увидели его как талантливого актера, создавшего фактурный образ.
- Это была масштабная личность. Очень разноплановая. Мне посчастливилось дружить с этим человеком на протяжении пятнадцати лет. Мы сделали две картины. Для меня это личная потеря. Первый фильм назывался "Внук горы", который мы сняли в 2001 году. Это был монофильм, где Вагиф Ибрагимоглу сыграл единственную роль. В "Участке" перед нами стояли другие задачи. Фигура этого человека столь велика, что у нас были другие планы по работе в кино. Его человеческий диапазон был широк. Он мог создавать разные образы.
- Вы рассматривали на эту роль кого-то еще?
- Других кандидатур не было. При написании сценария я имел в виду именно Вагифа Ибрагимоглу.
- Во время съемок он как-то помогал с режиссерской точки зрения?
- Это был мастер с большой буквы, выдающийся режиссер и человек. Его присутствие на площадке вселяло силы в меня и во всю съемочную группу. Его методика была в том, что своим присутствием он, не поучая, мог обучать. И доказательство этому то, что на протяжении нескольких поколений появилось множество талантливых режиссеров и актеров.
- "Участок" - единственный азербайджанский фильм, который так активно демонстрируется. Это говорит о том, что он успешный, или же у вас хороший промоушн, маркетинг?
- Мы делаем все, чтобы о фильме узнало как можно больше людей, тем более, в условиях отсутствия проката, малого количества кинотеатров. Но после первого показа было много писем его возобновить. Многие не успели его посмотреть, потому что время демонстрации было не очень удачным. Дневной показ, многие на работе и не смогли посмотреть картину. Теперь, надеюсь, его сможет увидеть большее количество людей.
Фильм уже имеет свою биографию, судьбу и не остался незамеченным. У него появилась своя аудитория. В этом смысле можно сказать, что каких-то результатов мы добились. Важнее, когда твой фильм видят у тебя на родине.
- Фильм переведен на английский язык?
- У нас есть субтитры на английском и русском. Я против телевизионного дублирования фильма. Надо слышать звук фильма, а субтитры передают смысловое содержание картины.
- Что, по-вашему, мешает демонстрироваться в кинотеатрах другим нашим фильмам, которых в год уже снимается по пять-шесть: некоторые по государственному заказу, другие на частные деньги? Эти фильмы люди обычно видят на премьерах, которые организованы Министерством культуры и туризма. Затем картины просто уходят на полку и о них забывают.
- Не знаю, этот вопрос надо задавать нашим коллегам. Нужны продюсерская и авторская воля, чтобы выносить их на суд зрителей.
- Вы чувствуете киноподъем в Азербайджане?
- Это очевидно. Мы же видим, сколько картин снимается, и сколько фильмов в запуске.
- Количество в качество переходит?
- Переход в качество будет. Нужно больше фильмов, чтобы индустрия выходила на более качественный в техническом плане уровень. Чего греха таить, долгое время технически они не соответствовали современным параметрам. Сейчас это недопустимо.
- Ваш фильм долго обрабатывали в Германии, других странах. То есть, вы очень тщательно подошли к качеству картины, так, чтобы оно отличалось от других фильмов, снимаемых в Азербайджане.
- Мы ставили задачу, в первую очередь, чтобы качество реализации фильма не вызывало никаких сомнений. В технологическом отношении фильм, можно сказать, безупречен. Другое дело, что фильм может нравиться или нет, но это дело исключительно личного вкуса и пристрастий.
- Фильмы "Участок", "Внук горы", которые вы сняли, чем-то похожи. Там есть некоторое возвращение к прошлому, переход к настоящему, размышление, философская линия, заставляющая о чем-то задуматься. В этих фильмах нет простоты. Это особенность вашего режиссерского мышления или чисто жизненный подход?
- Мне просто по жизни интереснее понимать события, которые происходят, и ситуации, в которых я нахожусь. Видимо, это переходит и на те фильмы, которые я пытаюсь делать.
- Ваша проза тоже такая, в некотором понимании, тяжелая?
- Для кого Достоевский прост, а Томас Манн кажется тяжелым, а для других - единственная пища для размышления.
- Вы были в прошлом рок-бардом...
- Да, такое было. Пятнадцать лет назад как раз в связи с этим и произошло мое знакомство с Вагифом Ибрагимоглу и он мне помог с первым выступлением. Я находился в андеграундной плоскости и песни мои знал только узкий круг друзей и знакомых, кто интересовался этим жанром. Тогда один мой друг привел меня в театр "ЙУГ", познакомил с Вагифом Ибрагимоглу. Ему мои песни очень понравились, и он предложил организовать мое выступление. Мы выступали дуэтом в Музее литературы им. Низами вместе с Мехрибан Заки. Назывался концерт "Четыре солнца" - по названию одной из моих песен. Так получилось, что я сейчас отошел от этого жанра и больше времени уделяю кинематографу.
- Поэзию больше не пишете?
- Пишу, но проза на данный момент интересней.
- И из прозы рождаются новые сценарии.
- У меня этот процесс перманентный. Я постоянно что-то пишу, и все это копится в моем режиссерском портфеле. Никогда не знаешь, какой проект или сценарий увидит жизнь. Поэтому я занимаюсь тем, что мне интересно, а потом что-то выходит на поверхность.
- Тимур Одушев - один из главных героев фильма "Участок" - выиграл голливудский приз, и это было, наверное, самое большое достижение фильма.
- Это было неожиданно, честно скажу, и очень приятно. Там представляют свои картины люди со всего мира. Из конкурса вышло много звезд. Негласное, неформальное название премии - "Детский Оскар". В свое время приз получали и Леонардо Ди Каприо, и Бред Питт, и Скарлетт Йохансон. На игру Тимура обратил внимание один из серьезных аналитиков и публицистов Рэд Дрэгон и предложил нам сделать заявку на конкурс. В итоге мы выиграли, что очень приятно.
- Фильм планируется показывать на телеэкранах? Есть проблема, когда новые современные фильмы не демонстрируются на телеэкранах.
- Нам интересна любая сфера, будь то телеканалы, выпуск DVD, интернет. Чем больше людей увидит фильм, тем лучше.
- Переговоры велись?
- Всему свое время. Невозможно распыляться и заниматься всем одновременно. Нужно сначала подготовить что-то одно, реализовать намеченное, а потом уже двигаться дальше.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре