Как армяне пытаются рассорить Грузию с Азербайджаном руками России
Южный Кавказ - тот еще регион. Он никогда не отличался особой стабильностью, но всегда был в круге интересов сразу нескольких мировых держав. Так было в древности, в средние века, так было в недавнем прошлом и будет, пожалуй, всегда - в первую очередь из-за ресурсов на Каспии и возможностей их транспортировки в другие части мира.

Тем не менее, если не брать в расчет Армению и ее агрессивную политику по отношению ко всем своим соседям, на Южном Кавказе за последние десять лет сформировалcя своего рода пояс стабильности и развития Азербайджан-Грузия-Турция. Эти три страны связаны не только несколькими трубопроводами и магистральной железной дорогой: речь идет не просто о совместных проектах, а еще и о стратегическом сотрудничестве, рассчитанном на долгосрочную перспективу, взаимную выгоду и равноправное взаимодействие.

Однако я был сильно удивлен, прочтя на днях статью в lenta.ru, посвященную вроде бы другому кавказскому вопросу - нормализации отношений между Грузией и РФ: тема заявлена была одна, а по сути весь текст был пронизан только одним посылом: азербайджано-грузино-турецкое сотрудничество - это опасно, это угроза нацбезопасности Грузии, это нужно прекращать. Оказывается, Турция не просто инвестирует в приграничные области Грузии (Аджария и конкретно Батуми), а фактически захватывает их. А Азербайджан, тем временем, не является крупнейшим рынком для грузинского экспорта, не одним из топ-инвесторов этой страны, а контролирует или пытается контролировать компактно проживающих на востоке страны соотечественников - граждан Грузии, с помощью которых можно потенциально попробовать дестабилизировать обстановку внутри самой Грузии.

"Что за чушь вообще?" - подумал я, и только пролистав текст вниз, увидел, что написан он неким Геворгом Мирзаяном, научным сотрудником Института США и Канады. И вот тут картинка и сошлась: вот почему автора так беспокоит сотрудничество Грузии с Азербайджаном и Турцией, вот почему половину своей статьи Мирзаян посвятил причитаниям о том, что усиление трехстороннего альянса на Южном Кавказе (он правда назвал это вариантом, когда "Грузия-таки поддастся давлению Турции и Азербайджана") отрежет Россию от Армении, что недопустимо. Вот здесь научный сотрудник, конечно, себя выдает. Под вывеской нормализации и перспектив грузино-российских отношений скрывается обыкновенная армянская истерия на тему того, что абсолютно все интеграционные процессы на Кавказе, все инвестиции, все крупные проекты проходят в обход Еревана.

А почему бы товарищу Мирзаяну не задуматься о том, почему так происходит? Может быть дело совсем не в Турции, к которой армяне каких только претензий не предъявляли? Может быть Азербайджан, пострадавший от армянской оккупации и этнических чисток, не имеет никакого отношения к тому, что армяне сами изолировали себя от цивилизованного мира? Может быть, дело все-таки в армянах? Или у грузин настолько короткая память, что они забыли про сепаратистские настроения в Джавахети, про попытку армян развернуть там второй карабахский сценарий? Или может быть грузины забыли про попытки армян присвоить несколько десятков церквей в Грузии? Не думаю. И не думаю, что Геворг Мирзаян обо всем этом не в курсе. Больше того, говоря о возможных рисках для Грузии автор либо откровенно врет, либо прикидывается дураком: только дурак может предположить, что Турция или Азербайджан могут быть заинтересованы в дестабилизации ситуации в Грузии в условиях, когда Баку ведет через Грузию свой газ, а Анкара его получает.

Поэтому все, что остается делать армянской стороне - это пытаться не допустить очевидного - развития и окончательного становления азербайджано-грузино-турецкого альянса на Кавказе путем провокаций и таких вот жалких попыток привлечь к этому Россию, страну, с которой и у Анкары, и у Баку стратегически важные и активно развивающиеся отношения. Чем сильнее и крепче эти связи, тем глубже болото, в которую армянские власти загнали свое государство и народ - предпочтя сотрудничеству агрессию, войну и оккупацию. И тут уже никакие статьи не помогут.