Политолог: Армения самостоятельно создает себе проблемы
Новый президент компании "Российские железные дороги" Олег Белозеров побывал с визитом в Армении. Возможно, это был его первый визит за пределы России после назначения. Армянские железные дороги как минимум до 2038 года будут находиться в концессионном управлении России.

Об этом, как передает Day.Az, в среду сказал Trend директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

По его словам, поскольку Армения в период СССР находилась на границе с Турцией и Ираном, развитию железнодорожных линий Армении уделялось особое внимание. "На территорию Армянской ССР с территории Азербайджанской ССР протягивались две железнодорожные линии, а с территории Грузинской ССР - одна. Железная дорога СССР-Иран так же проходила по территории Армении. В Ереван была проведена отдельная линия. Железная дорога Гюмри (Армения) - Карс (Турция) тоже была "продуктом" периода СССР. Сейчас эти железные дороги бездействуют. Функционирует лишь железная дорога Армения-Грузия. Внутренние железнодорожные перевозки в Армении также очень слабы", - сказал он.

Ахмедоглу отметил, что Олег Белозеров мог бы обсудить в Армении, по меньшей мере, четыре вопроса: а) строительство железной дороги Армения-Иран. Президент Армении Саргсян считает эту железную дорогу жизненно важной для страны. Одним из главных участников созданной в свое время компании "Rasia" была российская компания "Южнокавказская железная дорога" (ЮКЖД). То, что на фоне подготовки премьер-министра Армении к визиту в Китай с целью поиска инвестора для строительства железной дороги Армения-Иран он не обсудил эту тему с российским уполномоченным лицом, прибывшим в Армению, по меньшей мере, странно; б) внутренние железные дороги Абхазии в настоящее время восстанавливаются соответствующими структурами российской армии. Для надежной коммуникации Армении с Россией эти работы очень важны. Грузино-абхазская железная дорога определяет важность ж/д Армения-Иран. Саргсян не обсудил с Белозеровым и вопрос грузино-абхазской железной дороги; в) строительство железной дороги Ванадзор-Фиолетово является одним из самых важных вопросов для внутренних грузоперевозок Армении и железнодорожного маршрута Армения-Иран. Тем самым также решается сложная проблема с географическим рельефом в строительстве железной дороги Армения-Иран. По просьбе Армении компания "Южнокавказская железная дорога" взяла на себя и эту работу. Строительство железной дороги на перевале Ванадзор-Фиолетово также не было обсуждено; г) введение в эксплуатацию Мегринской железной дороги имеет серьезное стратегическое значение, потому что главной железной дорогой, связывающей Армению с Россией, является Мегринская железная дорога, проходящая по территории Азербайджана. Директор Центра отметил, что Армения не заинтересована в запуске Мегринской ж/д.

"На то есть две причины: первая - начало деятельности Мегринской железной дороги означает начало урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в чем Армения не заинтересована. Вторая причина - Армения взяла перед Западом обязательство воспрепятствовать политике России на Южном Кавказе. Введение в эксплуатацию Мегринской железной дороги может укрепить возможности России на Южном Кавказе", - сказал он.

Ахмедоглу считает, что уход Армении от обсуждения с Россией вопросов железнодорожных коммуникаций дорого обходится ей.

"Та же ситуация царит в подходе Армении к нагорно-карабахскому урегулированию. В августе прошлого года Саргсян отверг предложение президента России Владимира Путина об особом статусе России в нагорно-карабахском урегулировании. Несколько дней назад Путин пригласил Саргсяна в Москву. Это был шанс, данный Путиным Саргсяну, чтобы тот мог выдвинуть свои предложения по нагорно-карабахскому урегулированию. В тот период интенсивно нарушался режим прекращения огня с использованием минометов и гранатометов. Но Саргсян ни слова не сказал Путину о ситуации в регионе карабахского конфликта. Видимо, он знает, чего захочет Путин", - сказал политолог.

По его мнению, сложившаяся ситуация показывает применение Россией новой тактики по текущей ситуации в отношениях с Арменией.

"Рано или поздно Армения что-то попросит у России, или же Россия не потерпит того, что Арменией руководит посол США. Для России важны железнодорожные коммуникации на Южный Кавказ. В то время, как Армения не может связать тему коммуникаций на Южном Кавказе с карабахским урегулированием, для России такая связь существует: семь оккупированных районов возвращаются Азербайджану, взамен на что Азербайджан открывает коммуникации, проходящие из России в Армению. Определение статуса Нагорного Карабаха оставляется на потом. В любом случае, Армении будет полезно проанализировать сложившуюся ситуацию. Избежать хотя бы десяти процентов ущерба - уже полезно для нее", - заключил политолог.