К безопасности Европы - через Азербайджан. Послесловие к заседанию совета Южного газового коридора

Баку - вновь в центре энергетической дипломатии. Эксперты продолжают комментировать итоги заседания Консультативного совета "Южного газового коридора" с участием Президента Ильхама Алиева, которое прошло в Центре Гейдара Алиева. Тем более что здесь действительно есть, о чем рассказать и что комментировать.

"Заседание Консультативного совета" - звучит просто и даже как-то буднично. Но в реальности речь идет о действительно масштабном и значимом событии. Это и пленарное заседание, и множество двусторонних встреч. Президент Азербайджана встретился с министром энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Бератом Албайраком, министром экономического развития Италии Карло Календа, вице-президентом Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марошом Шевчовичем. На каждой из встреч обсуждался, конечно, не только "Южный газовый коридор", но и двусторонние связи Азербайджана с Турцией и Италией, отношения нашей страны с Евросоюзом. Но в центре внимания, без сомнения, был новый энергетический суперпроект, реализация которого разворачивается сегодня в нашей стране, и энергетическая безопасность Европы.

Безопасность - энергетическая и не только

О важности нового проекта для энергетической безопасности говорилось в последнее время немало - и в Баку в ходе заседания Консультативного совета "Южного газового коридора", и несколькими днями ранее - на Мюнхенской конференции. Президент Ильхам Алиев, выступая на заседании Консультативного совета, подчеркнул: "Южный газовый коридор является проектом энергетической безопасности, а энергетическая безопасность, как я неоднократно говорил, является составной частью национальной безопасности государств. Это проект диверсификации. А диверсификация нужна не только потребителям, но и нам - производителям, так как мы нуждаемся в разветвленной сети транспортировки. Сегодня для транспортировки наших ресурсов в различные пункты назначения мы имеем 7 трубопроводов, в том числе 3 нефтепровода и 4 газопровода. Восьмой - Южный газовый коридор, который также вскоре будет сдан в эксплуатацию". В Баку подчеркивают: настоящая диверсификация для потребителей должна предусматривать не только различные трубопроводы, но и различные источники. А Азербайджан - это именно новый источник "голубого топлива".

Показательно и другое. Успешная реализация энергетических проектов Азербайджана создала новую "трубопроводную географию" на западном берегу Каспия, и теперь к ней присматриваются страны, расположенные к востоку от него. Именно об этом говорил Президент Ильхам Алиев в своем выступлении в Мюнхене. Напомним: как подчеркнул тогда глава государства, "мы превратились в транзитную страну для поставки нефти и нефтепродуктов с восточного побережья Каспийского моря. Таким образом, Азербайджан играет важную роль в транспортировке нефти различными средствами - по железной дороге и нефтепроводам. Одновременно, мы помогаем нашим партнерам, находящимся на восточном побережье Каспийского моря, в диверсификации маршрутов поставок, так как, если говорить об энергетической безопасности, то основным термином, считаю, является диверсификация".

Больше, чем свет в конце "Южного коридора"

Сегодня реализация нового проекта идет уже полным ходом. Президент Ильхам Алиев в ходе своего выступления отметил: "Южный газовый коридор является уже реальностью". Как напомнил глава государства, "в последний раз мы встречались в прошлом году в Баку. С того времени произошло много событий, в реализации проекта достигнут значительный прогресс. По предоставленным мне последним данным, проделано примерно 90 процентов работ по проекту "Шахдениз-2", около 80 процентов - по Южно-Кавказскому трубопроводу, 65 процентов - по TANAP и 34 процента - по Трансадриатическому трубопроводу. Это - показатель хорошего продвижения. Если взять ситуацию, которая имела место во время второго заседания, проведенного на уровне министров в феврале минувшего года, то сегодня мы станем свидетелями большого прогресса. Это - важный показатель успешной реализации проекта".

В такой ситуации выражения в стиле "свет в конце "Южного газового коридора"" так и просятся на язык, но вот прогресс в осуществлении этого проекта по своему масштабу выходит далеко за рамки "света в конце тоннеля".

Плюс ко всему "Южный газовый коридор", который уже сегодня является крупнейшим инфраструктурным проектом в Европе, будет расширяться. Как сообщил глава государства на заседании Консультативного совета, "с нашей последней встречи в Баку начались работы по очередному крупному газовому проекту - "Абшерон". Мы планируем приступить к практическим, то есть, буровым работам, связанным с этим месторождением, и уже рассчитывается газовый потенциал по первому этапу месторождения "Абшерон". Месторождение "Абшерон" станет дополнительным источником газового потенциала Азербайджана. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что наш газовый потенциал не ограничивается месторождением "Шахдениз". Хотя "Шахдениз" является одним из крупнейших газовых месторождений в мире, его запасы составляют 1,2 триллиона кубометров. Но это показывает, как важна реализация проекта "Шахдениз-2" с точки зрения осуществления других проектов. Без современной инфраструктуры транспортировки привлечь инвестиции на другие газовые месторождения было бы сложно. Все это служит нашим общим интересам, так как чем больше газа будет транспортироваться по создаваемой сети, тем больше пользы мы - государства и компании получим от этого". А в проекте, напомним, участвуют несколько стран. "Мы смогли создать уникальный и образцовый формат международного сотрудничества", - сказал глава государства, доведя до внимания, что реализация проекта "Южный газовый коридор" является очень важным фактором и для будущих связей. И нет сомнений, что в Азербайджане начинается новая, на сей раз "газовая" эра. О чем и напомнил Президент, заявив, что "Южный газовый коридор" может считаться проектом XXI века.

Взаимовыгодное сотрудничество: проигравшие все-таки есть?

Понятно и другое. Сказать, что этот проект выгоден Азербайджану, - ничего не сказать. Причем, дело не ограничивается одними только доходами от экспорта газа, которые тоже можно (и нужно) реинвестировать в развитие других отраслей и секторов экономики. Проект "Южного газового коридора" укрепит отношения Азербайджана и с Европейским союзом как межгосударственным объединением, и со странами-партнерами в двустороннем "прочтении". Такой большой и важный проект подразумевает и серьезные политические гарантии безопасности.

К тому же "Южному газовому коридору" как нельзя больше подходит термин "взаимовыгодное сотрудничество". Сегодня, вчитываясь в новости, приходящие из Баку, во многих странах в лучшем смысле слова готовятся считать барыши. Это и транзитные пошлины, и снижение цены на газ, и гарантии, что газ этот будет в домах, детских садах и в больницах вне зависимости от политической "погоды". Как сказал вице-президент Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шевчович в ходе заседания министров в рамках Консультативного совета "Южного газового коридора", этот проект имеет очевидную стратегическую важность для будущей энергетической безопасности Европы. По его словам, прогресс в строительстве "Южного газового коридора" был достигнут не только благодаря огромным усилиям и работам, осуществляемым во всех странах, через которые проходит этот трубопровод, но и благодаря хорошей атмосфере, созданной за столом переговоров по этому проекту.

"Я бы хотел еще раз подчеркнуть стратегическую важность этого проекта для энергетической безопасности Европы, для наших планов по диверсификации и сохранению Европы открытым рынком, в котором приветствуются конкуренция и диверсификация поставок энергоносителей", - сказал вице-президент Еврокомиссии.

Как отметил Шевчович, Европа высоко ценит возможность иметь этот новый маршрут для соединения с таким важным регионом, как Каспийский бассейн, и иметь в этой деятельности такого важного партнера, как Азербайджан. "Я хотел бы призвать международные финансовые организации изучить способы привлечения европейских институтов к финансированию этого важного проекта", - заверил он.

Только вот проигравшие в этом проекте все-таки есть - в лице Армении, для которой плохие новости приходят одна за другой. В Ереване уже осознают, что каждый такой проект означает укрепление государственных институтов в Азербайджане, новые доходы, значительная часть которых будет вложена в армию. Плюс ко всему, повторимся, Азербайджан укрепляет свои связи с Европой, получает солидные гарантии политической безопасности. И самое главное, все это "приправлено" осознанием того факта, что в середине девяностых, когда проект "трубопровода мира" не обсуждал только ленивый, у Армении был вполне реальный шанс заключить с Азербайджаном мирный договор и заполучить магистральные трубопроводы. Но это тогда. А теперь в регионе создана новая транспортная инфраструктура, и Армения от нее безнадежно в стороне. Без каких бы то ни было шансов вскочить в уходящий поезд.

"Южный коридор" - что за кадром?

О проекте "Южного газового коридора" можно рассказывать долго. Приводить впечатляющие цифры инвестиций. Напоминать о кредитах, которые в современном мире некредитоспособным странам не дают в принципе. В особенности после "дефолта" государств, считавшихся вполне благополучными. Все это будет правдой. Но за кадром останется нечто важное.

Прежде всего, к реализации масштабного газового проекта наша страна приступила в то время, когда цены на нефть на мировых рынках обрушились в разы, и многие страны-экспортеры углеводородов столкнулись с серьезными экономическими трудностями. А наша страна не просто "держит удар" - финансовая устойчивость и кредитоспособность Азербайджана позволяют нашей стране претворять в жизнь такие масштабные проекты, как Южный газовый коридор.

Конечно, к реализации проекта "Южный газовый коридор" Азербайджан приступил, уже имея опыт другого суперпроекта - трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". Говоря об истории энергетической политики Азербайджана, Президент Ильхам Алиев отметил значимую роль подписанного в 1994 году "Контракта века" в реализации будущих энергетических проектов и подчеркнул, что достижения современного Азербайджана стали возможны именно благодаря этому.

Добавим от себя: речь идет не только, а возможно, даже и не столько о грамотном реинвестировании нефтедолларов. И даже не об опыте взаимодействия и сотрудничества с иностранными компаниями и другими государствами. Куда важнее продемонстрированная Азербайджаном политическая культура. Та, где контракты не пересматриваются до истечения их срока, где инвесторы не сталкиваются с неприятными "сюрпризами" из-за очередных политических веяний и даже дуновений, не превращаются в заложников подковерной борьбы финансово-политических группировок. Азербайджан зарекомендовал себя как надежный и честный партнер. В обычных человеческих взаимоотношениях это принято называть порядочностью. Азербайджан перенес порядочность в политику и бизнес.

А это все, напомним, не "ситуативные" решения, принятые за пять минут до переговоров. Это реальные и ощутимые плоды той политики, которая осуществляется в нашей стране под руководством Президента Ильхама Алиева.

Нурани