Как СССР использовал миф о "геноциде армян" в геополитических целях - ОБЗОР от Лейлы Таривердиевой

Автор: Лейла Таривердиева
Попытки премьер-министра Армении Никола Пашиняна переинсталлировать национальную идею армянского народа продолжаются. Местами успешно, но в основном эти попытки встречаются массовой истерикой, угрозами и непониманием. Потому что безобразные нарративы слишком глубоко вросли в менталитет, и вытравить их оттуда будет очень непросто.
На встрече с армянством Швейцарии во время поездки в Давос Пашинян замахнулся на "святое святых" - на пресловутый "геноцид армян". Помимо всего прочего, он заявил, что необходимо вернуться к истории "геноцида армян", понять, что произошло, почему произошло и почему в 1939 году вопрос "геноцида" не стоял на повестке, а в 1950 году вдруг появился. "Нужно ли нам это понять или нет?" - вопросил армянский премьер.
Судя по той реакции, которая последовала на эти слова, в армянском обществе нет желания понять, что же на самом деле произошло в 1915 году и почему вопрос "геноцида" возник из ниоткуда и был превращен в армянский фетиш и палку для битья по Турции. Сразу изо всех щелей повыползали "специалисты по геноциду", которых в Армении и диаспоре больше, чем бродячих котов. Пашиняна обвинили в неграмотности и назвали его слова опасными. Поспешили сказать свое слово дашнаки. "Дашнакцутюн" назвал это "вызовом национальной безопасности", "оскорблением армянской государственности" и призвал диаспору объединиться против такого-сякого премьер-министра, который свел на нет титанические усилия преступной церкви и нескольких поколений армянских лжеисториков и фальсификаторов. Более того, по мнению дашнаков, Пашинян плюнул в душу более чем 40 странам, от которых благодаря армянским подачкам и политическим интригам удалось добиться признания этого не имевшего места в истории факта.
Звучат и призывы привлечь Пашиняна к уголовной ответственности. В Уголовном кодексе Армении есть забавная статья, предусматривающая наказание за отрицание "геноцида", которая, по словам юристов, позволяет посадить Пашиняна на нары на пять лет.
Особенно взбесило армянство, что из слов Пашиняна выходило, будто миф о "геноциде" создал Советский Союз. А что возмущаться, если так оно и было? После того, как в 1952 году Турция вступила в НАТО, в СССР начали раскручивать армянский фактор в пику Анкаре. До этого о событиях 1915 года практически не говорилось. Это были события, уже сданные в архив и никому не интересные. Это был всего лишь один из не самых значимых фрагментов многолетней и кровавой Первой мировой войны.
Армянство, дабы выглядеть "прогрессивно", пытается уверить, что в СССР тема "геноцида" была под запретом, а поднимавших ее сажали. Серьезно? А вот реальные факты почему-то этим утверждениям противоречат. В связи с различными инсинуациями в преддверии "100-летия геноцида", российские СМИ разоблачили эти мнения, доказав, что как раз наоборот - советское правительство поддерживало безумие националистов, просто старалось держать это в секрете до поры до времени.
Читаем в одном из изданий: "Один из руководителей КП Армении Карлен Даллакян в своих воспоминаниях пишет о состоявшейся в 1962 году встрече Якова Зарубяна с общественным деятелем из Ливана - Андраником Царукяном. Царукян спрашивал, будут ли в Армении организованы мероприятия по случаю 50-летия "геноцида армян" (кавычки наши - ред.) в Османской Турции и не планируется ли строительство памятника. На что Зарубян ответил утвердительно, но добавил: "Все это планы (связанные со строительством памятника и поминовением жертв армян), пока не подлежит огласке. Центр (Москва) принципиально не против, только осторожен и старается найти такие способы, чтобы не повредить внешней политике СССР.
Спустя два года, в 1964 году, Яков Зарубян подготовил и послал в Москву докладную с просьбой разрешить провести мероприятия, связанные с 50-летием "геноцида армян", и предложением построить в Ереване "монумент в память о погибших армянах в Первой мировой войне". В том же месяце Госстрой Армении объявил конкурс на проект памятника".
В 1965 году с разрешения Кремля в Ереване были проведены торжества. Проходили они в Ереванском театре оперы и балета с участием высшего партийного руководства и католикоса. Как и все в Армении, мероприятие вылилось в беспорядки, когда многотысячная толпа ворвалась в театр и потребовала от Москвы признания "геноцида" как официального факта. В дальнейшем открытие мемориала стали называть результатом давления народа, хотя на самом деле это тоже был миф - советское правительство, как свидетельствуют факты из предыдущего абзаца, разрешило эти фальсификации истории еще до юбилея.
21 февраля 1985 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС обсуждался вопрос "О мерах, связанных с 70-летием армянского геноцида". Заседание вел Михаил Горбачев, который заменял тяжело больного Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко. Руководство Армении пожелало теперь сделать "день геноцида" не просто рядовым событием, а днем общеармянского траура и отмечать его широко. Антитурецкая истерия в 80-х годах несколько утихла, и армянство намеревалось вновь разжечь этот костер. Свое желание армянская сторона обставила жуткой демагогией. Хотя Горбачев был готов на все, против инициативы Демирчана выступили такие "динозавры", как Тихонов, Громыко и Гришин. Они разумно указывали, что решение в пользу "геноцида" будет способствовать разжиганию национальной розни в то время, как у СССР с Турцией только начали налаживаться отношения. На том заседании Горбачеву пришлось нехотя согласиться, но уже через месяц, став Генсеком, он удалил из Политбюро этих троих неугодных армянству деятелей и окружил себя аганбекянами и шахназарянами.
Эти решения Горбачева обернулись трагедией для региона, а ему самому в конечном итоге принесли Нобелевскую премию.
Уругвай, где армянской диаспоре удалось впервые протащить признание "геноцида" в мае 1965 года, принял соответствующее решение лишь после того, как "праздник" разрешили в СССР. А большинство прочих стран, где поработала диаспора, официально признали "геноцид" только после 1991 года. И эти шаги всегда строились на политическом интересе. Появление в портфолио армянства подобной даты открыло перед армянами многие двери. "Геноцид" был нужен и советскому руководству, и играющим на надуманном армянском вопросе мировым лидерам.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре